Слайд 1Личностно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе в условиях
модернизации образования
Выполнила: учитель МОУ «СОШ»
с.Айкино
Мартынец Н.Л.
Слайд 2Обоснование актуальности темы
Растет отчуждение ученика от образования, что обусловлено несоответствием
традиционных целей, форм, методов и средств обучения меняющимся жизненным потребностям
учащихся.
Слайд 3Личностный подход к обучению
Обучение преломляется через личность обучающегося, через его
мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т.д.; оно принимает
их и соразмеряется с ними.
Слайд 4Деятельность не есть любое действие
Термин «деятельность» понимается как преобразование человеком
того или иного понятия или явления и постижение его сущности.
Деятельность присутствует только в том случае, если что-то преодолевают и преобразовывают, чтобы найти его сущность.
Слайд 5Новый подход к обучению требует:
Четко видеть цели каждого этапа урока,
умело переходить от одного этапа к другому, соблюдая деятельностный подход
обучения;
Использовать развивающие технологии в обучении, соответствующие типам урока;
Функция учителя – сопровождать ученика в процессе обучения.
Слайд 6Метод проблемных задач
Это способ обучения школьника самостоятельному решению учебных задач,
приемы решения которых ему еще неизвестны.
Условно этот метод можно представить
тремя этапами:
постановка учебной задачи;
решение учебной задачи;
решение частных задач.
Слайд 7Технологическая карта урока русского языка
Тип урока: урок рефлексии
Цели урока:
Организовать
деятельность учащихся так, чтобы они вспомнили правописание НЕ с прилагательным
и причастием;
Создать условия для комфортной работы в парах;
Слайд 8Ориентировочно – мотивационный момент
Создание ситуации успеха
Выход на тему.
Проверка д/з.
Заполните
недостающие звенья алгоритма, проиллюстрируйте примерами с доски
Слайд 9На доске
(Не)настный день, (не)добрый, а злой человек, (не)выученный урок, поиск
(не)начат, (не)красивый поступок, (не)большое, но удобное кресло, вовсе (не)легкая задача,
еще (не)понятая задача.
Прилагательное
(качественное прил.)
НЕ пишется раздельно:
1. (а);
2. (вовсе не…, ничуть не…, нисколько не…)
По оставшимся словосочетаниям сформулируйте тему урока.
Слайд 10Поисково - исследовательский этап
Пользуясь оставшимися примерами, составим алгоритм правописания НЕ
с причастиями. (слабые ученики пользуются табл. на стр.65)
Причастие
( употребляется без
не)
НЕ пишется раздельно:
1. (кр.форма)
2. (а)
3. ( прич.+зав.слово)
Заполните таблицу рефлексии на начало урока по всем параметрам
Слайд 11Таблица рефлексии
Первичное закрепление во внешней речи
Слайд 12Практический этап
Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой
Упр.115.Выписать № предложений в
2 столбика: прилагательные и причастия (1) 2,4,5,6,7, 2)1,2,3,8,9,10
Взаимопроверка
Включение в
систему знаний.
Упр.116. Творческое списывание.
Слайд 13Рефлексия и контроль
Пользуясь алгоритмом (сильные по памяти, слабые пользуются памяткой),
сформулируйте правило правописания НЕ с причастием, после этого заполните 2
часть таблицы рефлексии;
Тест
Слайд 14Мой идеал: Соня или Наташа?
Цели урока:
Помочь учащимся понять, почему
Наташа, а не Соня идеал Л.Н.Толстого.
Организовать деятельность учащихся так, чтобы
они задумались, какие они сами, как они живут.
Слайд 15О ком идет речь в цитатах?
«…красивая девушка с большой черной
косой неприятно-притворно улыбалась»
(Элен? Соня?)
« Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая…»
( Наташа)
Слайд 16Почему Элен?
Элен
Наташа
Пьер
Долохов
Борис
Вывод: Эгоистична. Искусственна. Нет жизни. Нет развития
Слайд 17Что объединяет Соню и Элен?
Как и чем живет Соня?
С о
н я
Наташа
Николай
Семья Ростовых
Вывод: Самопожертвование стало смыслом жизни. Она отдает, ничего
не получая взамен Нет развития. Нет жизни. Маска всегда быть хорошей.
Слайд 18Какая Наташа?
Что для нее важно в жизни?
Наташа
Борис
Денисов
Андрей
Пьер
Вывод: Жизнь бьет
ключом. В Наташе есть и самоотверженность, и здравый эгоизм, и
желание, чтобы ее любили…
Слайд 19По –Толстому, счастье нужно заслужить
Жизнь – череда проб и ошибок.
(
Какие ошибки совершает Наташа? Соня?)
Не ошибается тот, кто не
живет, а существует, приспосабливается к жизни.
Красота – «сосуд, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде».
У Сони в душе не пустота, но нет огня, жизни. А Наташа живет, страдает, любит…
Слайд 20Синквейн
Наташа
Жизнерадостная,
Отзывчивая
Страдает
Любит
Ошибается
Жить для нее –
значит любить.
Идеал (счастье)
Соня
Спокойная
Красивая
Любит
Жертвует
Приспосабливается
Самопожертвование стало смыслом жизни.
Жертва (пустоцвет)
Слайд 21Таким образом, учитель демонстрирует классу сложную и противоречивую картину поисков
решения, всю трудность этой работы, показывая не только продуктивные, но
и тупиковые» ходы мысли, соответственно анализируя и оценивая их.