Слайд 1ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ПРЕДКЛАССИЦИЗМА
(1701– начало 1730-х гг.)
Слайд 21. Культурная политика Петра I.
Образование, школы. Создание Российской Императорской академии
наук.
1701 – Открытие в Москве школы математических и навигацких наук
1724
– Указ об учреждении
Академии наук
Готфрид Кнеллер.
Портрет Петра I.
1698 г.
Слайд 3Введение гражданского шрифта.
Слайд 4Учебники, книги полезного содержания. Книги по вопросам воспитания.
Слайд 5Становление русской журналистики. Первая газета. Агитационные книги.
Пётр Павлович Шафиров
(1669 —
1739)
Слайд 6Важнейшие книги петровского времени, формировавшие новое мировоззрение и новый взгляд
на Россию.
Иван Тихонович Посошков (1652 – 1726)
Посошков был первым последовательным
институционалистом в истории экономических учений. Он пишет о невещественном богатстве страны – наборе гражданских основ – институтов, способствующих здоровому функционированию экономики и общества.
Он впервые поднимает вопрос о вещественном богатстве, как не о денежной массе, находящейся в стране, а о материальных благах, находящихся в руках государства и народа.
Слайд 7Важнейшие книги петровского времени, формировавшие новое мировоззрение и новый взгляд
на Россию.
Василий Никитич Татищев
(1686 – 1750)
В ряде областей Татищев оказался
предшественником Ломоносова и вообще начинателем, идеи и работы которого были подхвачены и продолжены потом
русскими просветителями XVIII века.
Слайд 8Театр и драматургия
2. Литературные роды и жанры
петровского времени.
Иоганн Кунст
(Яган Куншт)
(?–1703)
В 1702 Пётр Великий отправил бывшего «комедианта»,
венгра Ягана Сплавского, в Данциг, чтобы навербовать там труппу. Сплавский привёз в Москву девять комедиантов, набранных из странствующих немецких трупп, под управлением Кунста.
Труппа сначала играла на дому у Лефорта, а затем для неё был построен театр на Красной площади. В том же 1702 царь приказал отдать Кунсту в обучение 12 молодых русских, набранных из подьячих и посадских.
Слайд 9Пьесы первоначального русского театра (1703–1707)
Ранняя русская драматургия (XVII – первой
половины XVIII в.). М.: Наука, 1972.
Т. 1: Первые пьесы
русского театра
Т. 2: Русская драматургия последней четверти XVII и начала XVIII в.
Т. 3: Пьесы школьных театров Москвы
Т. 4: Пьесы столичных и провинциальных театров первой половины XVIII в.
Т. 5: Пьесы любительских театров
Сохранилось описание пьес, ставившихся на русском языке в первое десятилетие XVIII века:
— «О Фракталпее Ипирском и о Мирандоне сыне его»
— «О честном изменнике, в ней первая персона Арцух Фридрих фон Поплей»
— «Дон Педро, почитаемый шляхтич, и Аммарилис, дочь его»
— «Прельщённой любящий»
— «Тюремный заключенник или принц Пикель Гьяринг»
— «О крепости Грубстона, в ней же первая персона Александр Македонский»
— «Сципий Африканский, погубление королевы Софонизбы»
— «О графине Триерской Геновеве»»
— «Два завоёванные города, в ней же первая персона Юлий Кесарь»
— «Постоянный Папиньянус»
— «Порода Геркулесова, в ней первая персона Юпитер»
— «О Боязете и Тамерлане»
— «Доктор принужденный» и др.
Слайд 10Лирика петровского
времени
* * *
Фортуна злая, что так учиняешь,
Почто с
милою меня разлучаешь?
Я хотел до смерти в любви пребыти, –
Ты
ж меня тщишься от нее отрыти.
Или ты не знаешь, Фортунища злая,
Коль ми есть сладка та моя милая?
Несть ее краснее на сем зримом свете,
На вертограде прекрасном цвете. <…>
* * *
О коль велию радость аз есмь обретох:
Купида венерину милость принесох,
Солнце ли свет свои на мя спустило
И злу печаль в радость мне обратило?
<…>
* * *
Уж как пал туман на сине море,
А злодей-тоска в ретиво сердце;
Не сходить туману с синя моря,
Уж не выйти кручине из сердца вон.
Не звезда блестит далече во чистом поле –
Курится огонечек малешенек... <…>
Слайд 11Повести петровского времени
«Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о
прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли»
«Гистория о храбром российском кавалере Александре
и о любительницах его Тире и Елеоноре»
«Гистория о российском купце Иоанне и о прекрасной девице Елеоноре»
Слайд 123. Феофан Прокопович (1681 – 1736)
«Феофан совмещал в себе черты
ученого-гуманиста эпохи Возрождения с просветительскими стремлениями европейской мысли его времени.
<…> Его духовный сан не мешал ему любить не только светские книги, но и земные радости, и искусство, в частности, музыку».
Г. А. Гуковский
Слайд 13Духовный регламент (1721)
Закон, изданный в форме манифеста Петром I, определявший
правовое положение Православной церкви в Российской империи.
Патриаршая власть была
упразднена и учреждён Священный Правительствующий Синод – коллегиальный орган управления Церковью при полном его подчинении власти императора.
«„Регламент“ был общим делом Феофана Прокоповича и самого Петра. В Феофане Петр нашёл понятливого исполнителя и истолкователя своих пожеланий и мыслей, не только услужливого, но и угодливого. Феофан умел угадывать и договаривать не только недосказанное, но и недодуманное Петром. И умел не только досказывать, но и подсказывать».
Прот. Георгий Флоровский
Слайд 14Проповеди
Панигирикос или слово похвальное о преславной над войсками Свейскими победе
Слово
похвальное о баталии Полтавской
Слове о пользе путешествий
Слово о царском
путешествии за границу
Слово о власти и чести царской
Похвальное слово о флоте российском
Слово при начатии святейшего правительствующего Синода
Слово на погребение Государя Императора Петра Великого
и др.
Литературное наследие Феофана
Слайд 15Трактаты по риторике и пиитике
De arte raetorica (Об искусстве красноречия).
De
arte poetica (Об искусстве краснописания).
Религиозно-философские сочинения
Первое учение отрокам.
Христовы о
блаженствах проповеди толкование.
Слово о почитании святых икон.
Слово в день рождества Христова.
Слово в день святого благоверного великого князя Александра Невского.
Слово о великом деле Божии и др.
Слайд 16Лирика
Епиникион, сиест песнь победная о тоейжде преславной победе (1709)
За Могилою
Рябою (1711)
Творцу сатиры «К уму своему» (1729)
Плачет пастушок в долгом
ненастьи (1730)
«Кто крепок, на бога уповая...»
«О суетный человече, рабе неключимый...»
«Всяк себе в помощь вышняго предавый...»
Слайд 18Драматургия
Трагедокомедия «Владимир»
Действие I.
Явление 1.
Тень Князя Ярополка
(брата Князя Киевского Владимира)
Из
подземной бездны встал, огненной геенны
Ярополк я — мечом брата убиенный.
Брат
ли я Владимира? Нет! Глагол сей ложный.
Мне не брат Владимир — враг он мне безбожный,
Брат-убийца. Что за ложь! Сколь оно прекрасно,
Его имя! — но с владельцем своим несогласно.
Владимир — владение миром означает,
А мой брат — родную кровь щедро проливает:
А мой брат, — о, горе! — ждёт наготове:
Супостат он, пожиратель моей крови. <…>
Слайд 19Действие V.
Явление 3.
Хор (мужской)
Апостол Андрей (соло) со Ангелы
Се —
день воссиявший, нам радость премнога!
День мне этот раньше был явлен
от Бога!
Вот Свет наш, чьим Духом сюда я приве́ден.
Тебе он обещан, мой город заветен!
Во тьме Свет досель был, а твой вид пред миром
Делами был светел, однако кумирам
Был тёмным подвластен и виделся скверный.
Но днесь осветил тя сей свет невечерний!
И теперь что вижу? Что за новы ле́та
Света свет и века Царь, открываешь мне Ты?
Умножается — я зрю — словно бы сначала
Ручеёк, бегущий с гор. После мало-мало
От других он ширится, сходится рекою,
Льёт пространные струи́. Чудо, о, какое
Вижу! — славы Твоея́ небесные лозы
Твоих мучеников кровь превращают в розы.
<…>
Слайд 20Век семнадцатый спасёт светочей премного,
Колесницей принесёт в дар тебе от
Бога.
Разны храмы вижу я, всякие созданья.
Но пречудное средь
них одно вижу зданье:
Вырастает дом учёный дней благословенных,
Русь! — и сколько же он даст людей совершенных! <…>
Вижу ясно. Боже, Боже, дивный и великий,
Мне открыл толи́ку радость и излил толи́кий
Свет! Подай же крепость нам и сноровку смелу,
Многоденствие подай и любому делу
Доброделанье, успех и борьбу победну!
Подай здравие, державу, тишину безбедну!
Даждь правителю Петру, Тобою венчанну,
И помощнику его верному Иоанну!
Переложение на современный русский язык
М. А. Новиковой
Слайд 21Структура драматического произведения
(по Ф. Прокоповичу)
Пролог – предисловие, введение
I действие.
Изложение экспозиции и сущность конфликта («протазис»)
II действие. Завязка («эпитазис»)
III действие.
Кульминация, столкновение, борьба («катастазис»).
IV действие. Переход к развязке.
V действие. Развязка («катастрофа»)
Эпилог – слава.
Слайд 22О значении литературы первой трети XVIII века
«Связи русской литературы
времени Петра I с литературой XVII столетия глубоки и многообразны.
Все еще значительную роль продолжала играть церковно-нравоучительная традиция. Даже передовая публицистика использовала формы церковной проповеди (Феофан Прокопович) и школьный религиозной драмы. Повести о новых людях возникали на основе переводных повестей прошлого века, а стихотворство на основе традиции Симеона Полоцкого. И все же именно в начале XVIII столетия произошел большой перелом в жизни русской литературы. Она решительнее, чем когда-либо, повернулась лицом к Западу. Она выдвинула открыто и настойчиво светский, земной человеческий идеал, и отказалась от власти церкви и старозаветного мировоззрения. Она заложила новый фундамент для культуры нового этапа, начала традицию, непосредственно продолженную Ломоносовым и в конце концов приведшую к Пушкину».
Г. А. Гуковский