Разделы презентаций


Литература периода Великой Отечественной войны (1941 - 1945)

Содержание

Летней ночью 22 июня 1941 года войска фашистской Германии перешли границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война, четыре года которой составили целую эпоху, героическую и трагическую, когда основы нашего общественного бытия

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Литература периода Великой Отечественной войны (1941 - 1945)
Если завтра война, Если враг

нападет, Если темная сила нагрянет, Как один человек, весь советский народ За свободную

Родину встанет.
В.И. Лебедев-Кумач
Литература периода Великой Отечественной войны (1941 - 1945)Если завтра война, Если враг нападет, Если темная сила нагрянет,

Слайд 2Летней ночью 22 июня 1941 года войска фашистской Германии перешли

границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война, четыре года которой

составили целую эпоху, героическую и трагическую, когда основы нашего общественного бытия и нравственности подверглись суровому испытанию. Для тех, кто прошел через это тяжкое испытание, война навсегда осталась самым сильным душевным потрясением.
В первые дни Великой Отечественной войны на фронт ушли больше тысячи членов Союза писателей, которые считали себя "мобилизованными и призванными".
Летней ночью 22 июня 1941 года войска фашистской Германии перешли границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война,

Слайд 3Военными корреспондентами центральных газет ("Правда", "Известия", "Красная Звезда", "Комсомольская правда",

"Красный флот") становятся А. П. Гайдар, В. С. Гроссман, Б.

А. Лавренев, А. П. Платонов, К. М. Симонов, А. А. Сурков, Н. С. Тихонов, А. А. Фадеев, М. А. Шолохов, И. Г. Эренбург. Во фронтовых газетах сотрудничают А. И. Безыменский, Ю. П. Герман, Б. Л. Горбатов, Д. Б. Кедрин, С.И. Кирсанов, А. А. Прокофьев, М. А. Светлов, А. Т. Твардовский.
Литература военных лет отличалась смелостью художественных поисков и решений, целеустремленностью, чрезвычайной творческой активностью.
Военными корреспондентами центральных газет (

Слайд 4Лирика военных лет
Огромную роль в пору великих испытаний сыграла поэзия, которая в

силу присущих ей родовых особенностей сумела оперативно откликнуться на события

военных лет.
Поэтическое слово властно входит в сознание человека, ставшего на защиту родины. Оно призывно звучит на передовой, в окопах, недалеко от линии огня.
Широкое распространение в поэзии военных лет, начиная с зимы 1941/1942 годов, получает прежде всего пейзажная, философская, любовная лирика.
Лирика военных летОгромную роль в пору великих испытаний сыграла поэзия, которая в силу присущих ей родовых особенностей сумела оперативно

Слайд 5Поэты военных лет
Алексей Александрович Сурков
Константин Михайлович Симонов
Александр Трифонович Твардовский
Михаил Васильевич

Исаковский
Ольга Фёдоровна Берггольц
Александр Андреевич Прокофьев
Василий Иванович Лебедев-Кумач
Лев Иванович Ошанин и

др.

Поэты военных летАлексей Александрович СурковКонстантин Михайлович СимоновАлександр Трифонович ТвардовскийМихаил Васильевич ИсаковскийОльга Фёдоровна БерггольцАлександр Андреевич ПрокофьевВасилий Иванович Лебедев-КумачЛев

Слайд 6Алексей Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…» (1941)
Софье Крево
Бьется в

тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза, И поет мне в

землянке гармонь Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко. Между нами снега и снега. До тебя мне дойти нелегко, А до смерти — четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви.
Алексей Сурков  «Бьётся в тесной печурке огонь…» (1941)Софье КревоБьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола,

Слайд 7Искренность, задушевность, доверительность интонации свойственна и стихотворению А. Суркова "Бьется в

тесной печурке огонь…", которое стало близко и дорого многим бойцам. Оно

было написано поздней осенью 1941 года в минуты передышки после очередного боя в двадцати километрах от Москвы. Стихи были адресованы жене, находившейся в эвакуации, и не предназначались для печати. В начале 1942 года поэт передал их композитору К. Листову, который сочинил грустную и нежную мелодию.
Стихи Суркова многолюдны, многогеройны. В его произведениях созданы жизненно-конкретные портреты воинов и тружеников тыла. В жизни отдельных персонажей отражаются судьбы отдельных людей и целого поколения. Подлинно героические образы предстают перед читателем "без нимба светлого на лбу". Они "со смертью в прятки не играли и с грубым словом на губах, когда случалось, умирали".
Лирика Суркова военных лет отмечена глубокой искренностью, правдивостью, которая была свойственна большинству поэтов и писателей, посвятивших свое творчество теме войны.

Искренность, задушевность, доверительность интонации свойственна и стихотворению А. Суркова

Слайд 8Константин Симонов «Жди меня, и я вернусь…» (1941)
Жди меня, и я

вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди,

когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души… Жди. И с ними заодно Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: — Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой.
Константин Симонов «Жди меня, и я вернусь…» (1941)Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда

Слайд 9Композиционную целостность стихотворению сообщает повторение начального стиха "Жди меня, и

я вернусь…" в каждой из трех строф. Подлинным лейтмотивом стихотворения,

утверждающего мужество и верность в любви, является слово жди, которое многократно повторяется в художественной ткани произведения. Каждый повтор-заклинание связан все с новыми и новыми испытаниями, которые предстоит преодолеть любящим, но он связан и с надеждой на счастье вопреки всем препятствиям – "всем смертям назло".
Стихотворение "Жди меня…", навсегда оставшееся классикой лирики военных лет, вызвало широкий и горячий отклик читателей. Его задушевные строки, напечатанные в газете "Правда", переписывались в тысячи солдатских записных книжек, их носили под сердцем в кармане гимнастерки.
Композиционную целостность стихотворению сообщает повторение начального стиха

Слайд 10Лироэпические произведения
Лироэпические произведения военных лет тяготели к широкой народной основе

повествования. Не явилась исключением и поэма Павла Григорьевича Антокольского (1896–1978) "Сын". Она

посвящена памяти сына-лейтенанта, павшего смертью храбрых в 1942 году, и явилась своего рода эпитафией.
Крупнейшим художественным явлением эпохи стала поэма Александра Трифоновича Твардовского (1910–1971) "Василий Теркин". Она создавалась в 1941–1945 годы и шла в ногу с войной. Центральный герой "Книги про бойца" – обобщенный портрет, подлинно национальный характер, в чертах которого нашли живое воплощение сотни и тысячи ему подобных.
Одним из ярких произведений военной поры стала поэма Александра Андреевича Прокофьева (1900–1971) "Россия", прославившая немеркнущую красоту отчизны и могучую душевную силу русского человека.
Лироэпические произведенияЛироэпические произведения военных лет тяготели к широкой народной основе повествования. Не явилась исключением и поэма Павла Григорьевича

Слайд 11Проза военных лет
В годы Великой Отечественной войны получили развитие не

только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена:
Публицистическими и очерковыми

жанрами: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.
Военным рассказом и героической повестью.

Проза военных летВ годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она

Слайд 12Писатели-прозаики
Михаил Александрович Шолохов
Александр Александрович Фадеев
Андрей Платонович Платонов
Илья Григорьевич Эренбург
Борис Леонтьевич

Горбатов
Алексей Николаевич Толстой
Леонид Сергеевич Соболев и др.

Писатели-прозаикиМихаил Александрович ШолоховАлександр Александрович ФадеевАндрей Платонович ПлатоновИлья Григорьевич ЭренбургБорис Леонтьевич ГорбатовАлексей Николаевич ТолстойЛеонид Сергеевич Соболев и др.

Слайд 13Публицистика:
А. Н. Толстой «Что мы защищаем», «Родина», «Москве угрожает враг».
И.

Г. Эренбург «Первый день», «Человечество с нами».
Б. Л. Горбатов «Письма

товарищу».
Сборник «Мы не простим».  В сборнике, имевшем характерный подзаголовок "Слово ненависти к гитлеровским убийцам", были опубликованы статьи "Лицо гитлеровской армии" А. Н. Толстого, "Гнусность" М. А. Шолохова, "Грозная расплата неминуема" А. Е. Корнейчука, "Фабрика убийц" И. Г. Эренбурга и др., которые обнажали истинное лицо врага.
Публицистика:А. Н. Толстой «Что мы защищаем», «Родина», «Москве угрожает враг».И. Г. Эренбург «Первый день», «Человечество с нами».Б.

Слайд 14Потребность в воплощении масштабных
картин войны приводит художников слова к
созданию повестей и романов, которые
были подготовлены

произведениями
малых эпических жанров – очерком,
новеллой, рассказом.
Б.Л. Горбатов роман «Непокорённые»
К.С. Симонов

повесть «Дни и ночи»
Л.М. Леонов повесть «Взятие Великошумска»
М.А. Шолохов роман «Они сражались за Родину»
А.А. Фадеев роман «Молодая гвардия»
Потребность в воплощении масштабныхкартин войны приводит художников слова ксозданию повестей и романов, которыебыли подготовлены произведениямималых эпических жанров – очерком,новеллой, рассказом.Б.Л. Горбатов

Слайд 15Великая Отечественная война стала величайшим испытанием для русской литературы, которая

достойно выполнила свою основную задачу быть летописцем четырех долгих лет

героической жизни фронта и тыла.
Истоки русского национального характера, героизм и сила народа в годы великих испытаний нашли широкое отражение в поэзии, прозе, драматургии. Писатели работали на фронтах войны в чрезвычайно трудных условиях. Художникам слова пришлось действовать не только пером, но и штыком. Они были участниками кровопролитных боев с захватчиками. И многие из них так и не вернулись с войны.
Великая Отечественная война стала величайшим испытанием для русской литературы, которая достойно выполнила свою основную задачу быть летописцем

Слайд 16Вопросы
Уже на третий день войны была создана песня «Священная война»

на стихи В. Лебедева-Кумача. Почему эта песня стала легендарной?
Почему поэзия

оказалась необходима людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?
Популярным было стихотворение К. Симонова «Жди меня». В чём сила этого стихотворения?

ВопросыУже на третий день войны была создана песня «Священная война» на стихи В. Лебедева-Кумача. Почему эта песня

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика