Слайд 1Литература России
конца 19 – начала 20 веков
Слайд 2Литература
конца 19 – начала 20 веков
В конце XIX - начале XX века
русская литература стала эстетически многослойной.
Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов.
(отражение реальности, жизненной правды)
А.П. Чехов
эпохи классической русской литературы к новому литературному времени сопровождался необычайно
быстрой. На авансцену общекультурной жизни страны снова вышла русская поэзия, не похожая на прежние образцы. Так началась новая поэтическая эпоха, получившая название "поэтического ренессанса" или "серебряного века".
Слайд 4Новые течения в литературе России
рубежа веков
В период с 1890 по 1917 год
особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм, которые составили основу модернизма как литературного направления
Направления
в литературе
реализм
модернизм
символизм
акмеизм
футуризм
имажинизм
Слайд 5СИМВОЛИЗМ
Март 1894 г.- вышел в свет сборник
с названием "Русские
символисты".
Через некоторое время появились
еще два выпуска с таким
же названием.
Автором всех трех сборников был
молодой поэт Валерий Брюсов,
использовавший разные псевдонимы
для того, чтобы создать
впечатление существования целого
поэтического направления.
Слайд 6Символизм является первым и самым крупным из модернистских течений, возникших
в России.
Теоретическая основа русского символизма
была заложена в 1892
году лекцией
Д. С. Мережковского "О причинах упадка
и о новых течениях современной русской
литературы". В названии лекции содержалась
оценка состояния литературы.
Надежда на ее возрождение возлагалась
автором на "новые течения".
Слайд 7Основные положения течения
Символ многозначен: он содержит безграничное множество смыслов. "Символ
- окно в бесконечность", - сказал Федор Сологуб.
Слайд 8Основные положения течения
По мнению Соловьева , для символизма характерны:
поэтика
намека и иносказания;
эстетизация смерти как бытийного начала;
знаковое наполнение
обыденных слов;
аналогия мига, мимолетности, в которых отражается Вечность;
К этому следует добавить и указание на следующие качества:
стремление создать картину идеального мира , существующего по законам вечной красоты;
отношение к слову как многосмысленному посланию;
глубокий историзм, с позиций которого видятся и события современности;
изысканная образность, музыкальность и легкость слога.
Слайд 9Старшие символисты
Лекция «О причинах упадка и новых течениях современной русской
литературы» (1892)
Сборник «Русские символисты» (1894)
«Создания искусства – приотворённые двери в
вечность».
Мережковский Д.С.
1866-1941
Брюсов В.Я.
1873-1924
Слайд 10Младосимволисты
А.А.Блок
1880-1921
Андрей Белый
1880-1934
Иванов В.И.
1866-1949
Слайд 11Акмеизм
Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х
годов. (от греч. acme
- высшая степень чего-либо, расцвет,
вершина, острие). Из широкого круга участников
"Цеха«
выделилась
более узкая и эстетически
более сплоченная группа
акмеистов - Н. Гумилев,
А. Ахматова, С. Городецкий,
О. Мандельштам, М. Зенкевич
В. Нарбут
Слайд 12Основные положения течения
Акмеисты провозгласили своими принципами:
освобождение поэзии от символистских
призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, "радостного любования бытием";
стремление придать слову определенное точное значение , основывать произведения на конкретной образности, требование "прекрасной ясности";
обращение к человеку к "подлинности его чувств";
поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно - биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека.
Слайд 13Акмеисты
Ахматова А.А.
1889-1966
Гумилёв Н.С.
1886-1921
Мандельштам О.Э.
1891-1938
Слайд 14Футуризм
Футуризм (от лат. futurum - будущее). Впервые он заявил о
себе в Италии.
Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда
вышел в
свет первый футуристический сборник "Садок Судей" (его авторами были
Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А.
Крученых эти поэты вскоре составили группировку кубофутуристов, или
поэтов «Гилеи».
Слайд 15Основные положения течения
В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту
о рождении сверхискусства, способного перевернуть мир. Художник В. Татлин всерьез
конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть "законы времени".
Слайд 16В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия:
"Чукурюк" - для картины; "Дохлая луна" - для сборника произведений;
"Идите к черту!" - для литературного манифеста.
Слайд 17Футуристы
Маяковский В.В.
1893-1930
Бурлюк Д.Д.
1882-1967
Игорь
Северянин
1887-1941