Слайд 1Чарльз Сандерс Пирс (1839–1914)
основатель американского прагматизма (примерно после 1905
г. названный Пирсом «прагматицизмом» (“pragmaticism”), чтобы отличать его взгляды от
взглядов Уильяма Джеймса, Джона Дьюи и других, которые назывались «прагматизмом» (“pragmatism”)
Слайд 2География и геодезия как области приложения его математических знаний.
Публикации по
этим проблемам + публикации по антропологии, психологии и др. гуманитарным
наукам
Слайд 3Математик, сын математика: его отец был профессором математики в Гарвардском
университете
Влияние позитивистского умонастроения в образовании и занятии наукой (практика
самообразования и «ученый дилитантизм»)
Слайд 4Знакомство с философией в университете факультативно (самообразованием)
Stofftrieb, Formtrieb, Spieltrieb из
Шиллера
Кантовская философская программа (необходимость усовершенствования логики, которой оперирует Кант)
Слайд 5абдуктивные выводы (которые он также называл гипотезами и ретродуктивными выводами)–традиция
Wissenschaftslehre
“the phaneron” вместо феномен и философские выводы о границах феноменальности
и реальности
Кантовская логика не учитывает знаковости
Слайд 6Общие основания логики – общее учение о типах знаков
Знак как
the representamen, два других элемента конструкции - the object и
the interpretant (ментальный, понятийный полюс знакового отношения)
representation, reference, meaning.
Почему элементов три, а не два, как в кантовской метафизике?
Слайд 7Кантовский синтез ограничивался идеей вещи (в границах опыта), пирсовский дополняется
идеей вещи, отрефлексированной мыслью или закрепленной в «привычных» значениях слов.
Слайд 8Вселенная ни для кого как вещь невозможная - знак получает
значение только в том случае, если он интерпретируется.
Систематический вывод
из представления о маркерах, делающих знак значимым
Слайд 9Почему универсальная семиотика? Не язык логики (одной из возможных логик)
и не человеческий язык (один из возможных языков) – закономерности
означивания в языке вообще
Слайд 10«я приобрел Писание на таких языках, как зулу, дакота, гавайский,
мадьярский (баскским я занимался по другим книгам, а Эдвард Палмер,
с которым я общался в Константинополе и позже в Кембридже, также дал мне несколько уроков арабского». (1909)
Слайд 11Кантовский запрет на верифицируемое знание об объекте снимается бесконечным движением
в цикле объект-репрезентант-интерпретант.
Нет и не может быть окончательного (или исходного)
знания. «Философия начинается с середины»
Слайд 12две теории с совершенно одинаковым эмпирическим содержанием должны иметь, несмотря
на внешнюю видимость, одно и то же значение (meaning)
Истинность как
эффективность (прагматичность)
Слайд 13Классификация знаков
Классификация логик (в том числе коммуникативный момент в логике)
Слайд 14Иконические знаки как простые фиксации качеств (икона (icon), отображающая лишь
подобие объекта в качестве знака самого себя или в замещающем
его знаке). Ключевое слово - подобие
Знаки-индексы (или указатели), фиксирующие условную связь знака и положения дел (надломленная ветка – знак поворота) «Индекс (index) не выражает ничего (asserts nothing); он только говорит “Здесь” (“There”)!
Знаки-символы (собственно знаки) - общее имя или описание
Слайд 15Логики обычно говорят, что категорическая пропозиция имеет «два термина» —
субъект и предикат, и, проявляя таким образом небрежность в выражении,
или же копируя Аристотеля, спотыкаются об истину.
Слайд 16Автор (не претендуя, впрочем, на то, чтобы называть себя лингвистом)
исследовал грамматические системы многих языков с целью выяснить, существует ли
вообще такой язык,
Слайд 17структура которого совпадала бы со структурой мышления всякого человека в
том виде, в котором ее всеми силами пытаются представить логики
(ибо таковые попытки не имеют на деле никакого отношения к логике).
Слайд 18Единственным таким языком, который автору удалось отыскать, оказался баскский
Слайд 19То или иное имя собственное, когда некто узнает о нем
впервые, связано отношением существования с некоторым результатом перцепции или эквивалентным
ему индивидуальным знанием того индивидуального объекта, который оно именует.
Слайд 20Тогда и только тогда оно представляет собой подлинный Индекс. Когда
этот некто встречает это имя во второй раз, он рассматривает
его как Икону данного Индекса.
Слайд 21Когда знакомство с ним приобретает характер привычки, оно становится Символом,
Интерпретант которого репрезентирует его в качестве Иконы Индекса именуемого индивидуального
объекта.
Слайд 22Утверждение состоит в предоставлении говорящим свидетельства для слушателя в пользу
того, что говорящий в чем-то убежден, т. е. что он
обнаруживает в некоторой идее при тех или иных обстоятельствах безусловно обязательный характер.
Слайд 23Суждение есть акт осознания (consciousness), заключающийся в признании нами убеждения,
а убеждение это умственная (intelligent) привычка, в согласии с которой
мы будем действовать, когда на то представится (presents itself) случай.