Разделы презентаций


Литература: 1. Психология и педагогика. Зуев Ю. Ф., Кучеров В.Е. и др. – М.:

Содержание

ВОПРОС 1. Структура процесса обучения в ВВУЗах.ДИДАКТИКА – (греч. - поучающий) - общая теория образования и обучения, исследующая общие закономерности познавательной деятельности человека, происходящей как под руководством преподавателя, так и путем

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Литература:
1. Психология и педагогика. Зуев Ю. Ф., Кучеров В.Е.

и др. – М.: ВУ; 2003.
2. Григорович Л.А.., Марцинковская

Т.Д. Педагогика и психология. – М. «Гардарики», 2004.
3. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М. 2001.
4. Кучеров В.Е., Сушанский А.С. Психология и педагогика. Альбом схем. – М. ВУ. 2004.
5. Немов Р.С. Психология. В 3 Кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. Кн. 1.
6. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – М.: Владос. 2001.

Тема 14. Общая характеристика процесса
обучения

Вопросы:





Структура процесса обучения в ВВУЗах.

Закономерности, принципы и методы обучения.

Литература: 1. Психология и педагогика. Зуев Ю. Ф., Кучеров В.Е. и др. – М.: ВУ; 2003. 2.

Слайд 2ВОПРОС 1. Структура процесса обучения в ВВУЗах.
ДИДАКТИКА – (греч. -

поучающий) - общая теория
образования и обучения, исследующая общие
закономерности

познавательной деятельности
человека, происходящей как под руководством
преподавателя, так и путем самообразования

Для чего учить?

Как учить?

Где учить?

В каких формах?

Какими
средствами?

ВОПРОС 1. Структура процесса обучения в ВВУЗах.ДИДАКТИКА – (греч. - поучающий) - общая теория образования и обучения,

Слайд 3Функции процесса обучения
О
Б
У
Ч
Е
Н
И
Е
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ –
вооружение обучаемых
знаниями, навыками,
умениями,

формирование
представлений и понятий
об окружающем мире
РАЗВИВАЮЩАЯ –
количественный

и качественный
рост физических и психических
параметров человека и
прежде всего –
интеллектуальных

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ –
формирование у
студентов необходимых
личностных качеств

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ – формирование
у студентов
психологической устойчивости
и внутренней готовности
к действиям

Функции процесса обучения ОБУЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – вооружение обучаемых знаниями, навыками, умениями, формирование представлений и понятий об окружающем мире

Слайд 4Процесс обучения – это специально организованное
взаимодействие педагогов и учащихся

с целью усвоения
последними определенной системы знаний, навыков и умений


Сущность и структура процесса обучения

Процесс обучения – это специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся с целью усвоения последними определенной системы знаний,

Слайд 5П
Р
О
Т
И
В
О
Р
Е
Ч
И
Я
Между учебными требованиями к студентам
и уровнем их познавательных возможностей
Между

теоретической и практической
подготовкой студентов
Между содержанием, сложностью профессиональной
деятельности обучаемого

и возможностями
ее моделирования в процессе обучения

Между растущими требованиями к объему и качеству
знаний, навыков и умений обучаемого
и ограниченным временем на его подготовку

Между групповой формой организации и
необходимостью индивидуального подхода в обучении

Противоречия – это движущие
силы процесса обучения

ВОПРОС 2. Закономерности, принципы и методы обучения .

ПРОТИВОРЕЧИЯМежду учебными требованиями к студентам и уровнем их познавательных возможностейМежду теоретической и практической подготовкой студентовМежду содержанием, сложностью

Слайд 6З
А
К
О
Н
О
М
Е
Р
Н
О
С
Т
И
Закономерности процесса обучения
Единство обучения, воспитания и развития
студентов, проявляющиеся

в:
Соответствие учебно-воспитательных воздействий
преподавателей:
Моделирование задач, условий профессиональной
деятельности в процессе

обучения

общности задач
и содержания

направленности
обучения и
воспитания

единых объектах
и субъектах
процесса обучения

целям обучения
и воспитания

характеру
деятельности
студента

познавательным,
Физическим и др.
потребностями
возможностям
студента

ЗАКОНОМЕРНОСТИЗакономерности процесса обучения Единство обучения, воспитания и развития студентов, проявляющиеся в:Соответствие учебно-воспитательных воздействий преподавателей:Моделирование задач, условий профессиональной

Слайд 7



ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ –
это основополагающие,
руководящие положения,


которые определяют
систему требований к


содержанию,
организации и
методике
обучения

Принципы обучения

Сознательности, активности и
самостоятельности в обучении

Систематичности, последовательности
и комплексности в обучении

Наглядности в обучении

Прочность овладения знаниями,
навыками умениями

Обучение на высоком уровне
трудности

Групповой и индивидуальный
подход

Научности в обучении

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ – это основополагающие,    руководящие положения,  которые определяют

Слайд 8МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
- это упорядоченная
совокупность однородных
приемов и способов


дидактического
взаимодействия в
результате которого
обучаемые овладевают
знаниями, навыками
и

умениями

Показ
(демонстрация)

Обсуждение
изучаемого
материала

Устное
изложение

Упражнения
(игры)

Практическая
работа

Самостоятельная
работа

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - это упорядоченная совокупность однородных приемов и способов дидактического взаимодействия в результате которого обучаемые овладевают

Слайд 9УСТНОЕ
ИЗЛОЖЕНИЕ
рассказ
объяснение
информирование
инструктирование
ТРЕБОВАНИЯ:

- научность содержания;
связь с практикой;

логичность;
убедительность;
эмоциональность;
ясность;
сочетание с другими
методами;
проблемность

изложения
УСТНОЕИЗЛОЖЕНИЕрассказобъяснениеинформированиеинструктирование    ТРЕБОВАНИЯ:- научность содержания; связь с практикой; логичность; убедительность; эмоциональность; ясность; сочетание с другими

Слайд 10ОБСУЖДЕНИЕ
ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА










Беседа
Семинар
Собеседование
Дискуссия

ТРЕБОВАНИЯ:
проблемная постановка вопросов;
управление

ходом обсуждения;
обсуждение только поставленных вопросов;
стимулирование творчества;
объективная оценка каждого выступления;
полемический характер.
ОБСУЖДЕНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛАБеседа Семинар Собеседование Дискуссия          ТРЕБОВАНИЯ: проблемная

Слайд 11 ТРЕБОВАНИЯ:

отбор материала;
выбор оптимальных видов показа,
их количества и

последовательности;
научно обоснованная дозировка средств
наглядности;
сочетание слов и образов.

ПОКАЗ
(демонстрация):
личная демонстрация;
показ с помощью
подготовленных обучаемых;
демонстрация
изобразительных средств;
демонстрация с ТСО;
показ работы техники и т.п.;
экскурсии.

ТРЕБОВАНИЯ: отбор материала; выбор оптимальных видов показа,

Слайд 12 УПРАЖНЕНИЯ
(игры)

ТРЕБОВАНИЯ:
подготовленность руководителя занятий;
понимание обучаемыми смысла

упражнения;
поддержание интереса к упражнению;
соблюдение последовательности, ритма;
формирование навыков самоконтроля у
обучаемых;
обеспечение духа состязательности.

комплексные

анализ ситуаций

тренировки

специальные

физические

организационно-
деятельностные

УПРАЖНЕНИЯ (игры)           ТРЕБОВАНИЯ: подготовленность руководителя занятий;

Слайд 13ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
выполнение служебных
и учебных задач
обслуживание
оборудования и другой техники

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАвыполнение служебных и учебных задачобслуживание оборудования и другой техники

Слайд 14САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
Работа с печатными источниками
Самостоятельный поиск
Самостоятельный просмотр ТСО, передач

ТРЕБОВАНИЯ:
творческий характер
исследования;
побуждение потребности
к самостоятельной

работе;
учет индивидуальных
особенностей обучаемых;
организация помощи;
методический контроль и
оценка самостоятельной
работы.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТАРабота с печатными источникамиСамостоятельный поискСамостоятельный просмотр ТСО, передач   ТРЕБОВАНИЯ: творческий характер  исследования; побуждение

Слайд 15Формы обучения в ВВУЗах.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ – способ пространственной и
временной

организации, методического обеспечения
взаимодействия обучающих и обучаемых
Лабораторные
занятия
Групповые
занятия
Контрольные
работы
Деловые
игры
Групповые
упражнения

Формы обучения в ВВУЗах.ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ – способ пространственной и временной организации, методического обеспечения взаимодействия обучающих и обучаемыхЛабораторныезанятияГрупповыезанятияКонтрольныеработы

Слайд 16СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ - это специально разработанные
материальные предметы, оборудование, устройства,

предназначенные
наряду с речью преподавателя для реализации процесса обучения

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ - это специально разработанные материальные предметы, оборудование, устройства, предназначенные наряду с речью преподавателя для реализации

Слайд 17СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ - это специально разработанные
материальные предметы, оборудование, устройства,

предназначенные
наряду с речью преподавателя для реализации процесса обучения

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ - это специально разработанные материальные предметы, оборудование, устройства, предназначенные наряду с речью преподавателя для реализации

Слайд 18Основные теории обучения
О
Б
У
Ч
Е
Н
И
Е
АССОЦИАТИВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕОРИЯ
КОНЦЕПЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОБЩЕНИЯ
ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ
УМСТВЕННЫХ

ДЕЙСТВИЙ
ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
СУГГЕСТОПЕДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Основные теории обучения ОБУЧЕНИЕАССОЦИАТИВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕОРИЯКОНЦЕПЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОБЩЕНИЯТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯКОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯСУГГЕСТОПЕДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Слайд 19АССОЦИАТИВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
«Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие
личностных

качеств человека есть процесс образования
в его сознании различных ассоциаций:

простых и сложных»






«САМОЛЕТ»

Опирается на основные закономерности условно-
рефлекторной деятельности головного мозга человека,
вскрытые И.М.Сеченовым, И.П.Павловым и др.
Суть данных закономерностей заключается в том, что
в процессе познания окружающего мира в человеческом
мозге формируются различные образы, представления,
понятия в виде условно-рефлекторных связей - АССОЦИАЦИЙ.

АССОЦИАТИВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ«Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его

Слайд 20ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
АССОЦИАТИВНО-РЕФЛЕКТОРНОЙ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ
Процесс образования ассоциаций имеет определенную логическую
последовательность,

которая включает в себя следующие этапы:




ВОСПРИЯТИЕ
учебного
материала
ОСМЫСЛЕНИЕ
ЗАПОМИНАНИЕ
ПРИМЕНЕНИЕ
знаний
на практике
Основным этапом процесса

обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач

Условия эффективности:











применения знаний на практике и др.

демонстрация и закрепление в
упражнениях различных приемов
умственной деятельности

подача учебного материала в
определенной последовательности

формирования активного отношения к
обучению со стороны обучаемых

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯАССОЦИАТИВНО-РЕФЛЕКТОРНОЙ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯПроцесс образования ассоциаций имеет определенную логическую последовательность, которая включает в себя следующие этапы:ВОСПРИЯТИЕучебного материалаОСМЫСЛЕНИЕЗАПОМИНАНИЕПРИМЕНЕНИЕзнанийна

Слайд 21Последовательность формирования мастерства на
основе ассоциативно-рефлекторной теории обучения

Последовательность формирования мастерства на основе ассоциативно-рефлекторной теории обучения

Слайд 22ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
«Умственное развитие, как и усвоение знаний,

навыков, умений происходит
путем ИНТЕРИРОРИЗАЦИИ, т.е. поэтапным переходом "материальной"
(внешней)

деятельности во внутренний умственный план. В результате
такого перехода внешние действия с внешними предметами преобразуются
в умственные. При этом они подвергаются обобщению, вербализуются,
сокращаются, становятся готовыми к дальнейшему развитию, которое может
превышать возможности внешней деятельности».
П.Я. Гальперин
ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ«Умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем ИНТЕРИРОРИЗАЦИИ, т.е. поэтапным

Слайд 23Последовательность обучения на основе теории поэтапного
формирования умственных действий
1 ЭТАП.

Формирование мотивационной основы
2 ЭТАП. Предварительное знакомство с
действием, создание ООД*
3

ЭТАП. Материализованное действие

4 ЭТАП. Внешней речи

5 ЭТАП. Внутренней речи

6 ЭТАП. Автоматизированного действия

ООД – ориентировочная основа действий

Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий1 ЭТАП. Формирование мотивационной основы2 ЭТАП. Предварительное знакомство с

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика