Разделы презентаций


Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста

Содержание

Ранняя коррекционная помощь (раннее вмешательство) – это система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на: выявление и ослабление или преодоление недостатков психоречевого и моторного развития детей младенческого и раннего возраста; на работу

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста

Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста

Слайд 2Ранняя коррекционная помощь (раннее вмешательство) – это система психолого-педагогических и

лечебных мероприятий, направленных на:
выявление и ослабление или преодоление недостатков

психоречевого и моторного развития детей младенческого и раннего возраста;
на работу с семьей ребенка с особыми образовательными потребностями


Понятие о ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии

Ранняя коррекционная помощь (раннее вмешательство) – это система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на: выявление и ослабление

Слайд 3СУБЪЕКТЫ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

СУБЪЕКТЫ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Слайд 4раннее выявление отклонений в развитии;

определение структуры дефекта (первичных, вторичных и

третичных нарушений) и степени его выраженности;

выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого

ребенка;

составление индивидуального маршрута для ребенка и семьи, обоснование прогноза развития;

организация комплексной коррекционно-развивающей работы, дифференциация и индивидуализация обучения;

активное вовлечение родителей (или лиц, их заменяющих) в процесс преодоления недостатков в развитии

Задачи раннего вмешательства:

раннее выявление отклонений в развитии;определение структуры дефекта (первичных, вторичных и третичных нарушений) и степени его выраженности;выявление индивидуально-психологических

Слайд 5принцип комплексности;
принцип опоры на различные анализаторы;
принцип поэтапности;
принцип учета зоны ближайшего

развития;
принцип усложнения материала;
принцип наглядности;
принцип онтогенетический;
принцип реализации деятельностного подхода
Принципы раннего

вмешательства:
принцип комплексности;принцип опоры на различные анализаторы;принцип поэтапности;принцип учета зоны ближайшего развития;принцип усложнения материала; принцип наглядности;принцип онтогенетический;принцип реализации

Слайд 6Нарушения развития в младенческом u раннем возрасте

Нарушения развития в младенческом u раннем возрасте

Слайд 7 Распространенность нарушений

у детей раннего возраста

Таблица 1.
Распространенность нарушений         у детей раннего возраста

Слайд 8Нарушение речевого развития у детей представляет собой одну из форм

сложного когнитивного дефекта, который включает избирательное расстройство речевой функции, а

также отклонения неязыковых функций и процессов
(моторной сферы – артикуляционная, ручная, общая моторика; познавательной сферы – внимание, восприятие, память, мышление; эмоционально-волевой сферы)

Нарушения развития в младенческом u раннем возрасте

Нарушение речевого развития у детей представляет собой одну из форм сложного когнитивного дефекта, который включает избирательное расстройство

Слайд 9Задержка речевого развития (ЗРР) - системное нарушение, затрагивающее в различной

степени все психические процессы, при котором наблюдается несформированность всех сторон

речи, задержка темпов ее формирования (позднее начало речи и замедленный темп ее развития)

Нарушения развития в младенческом u раннем возрасте

Задержка речевого развития (ЗРР) - системное нарушение, затрагивающее в различной степени все психические процессы, при котором наблюдается

Слайд 10Неспецифическая задержка речевого развития - временное обратимое состояние, при котором

наблюдается несформированность всех сторон речи, задержка темпов ее формирования (позднее

начало речи и замедленный темп ее развития)
Специфическая задержка речевого развития - системное нарушение, затрагивающее в различной степени все психические процессы и требующее воздействия не только на симптом (речевое расстройство), но и на причину, на механизм недоразвития

Нарушения развития в младенческом u раннем возрасте

Неспецифическая задержка речевого развития - временное обратимое состояние, при котором наблюдается несформированность всех сторон речи, задержка темпов

Слайд 11Виды ЗРР:

Виды ЗРР:

Слайд 12Структура дефекта при задержке психомоторного и речевого развития
Органическое поражение ЦНС
Нарушение

общения в диаде мать-дитя, отсутствие своевременной психолого-медико-педагогической помощи
Нарушение двигательного развития
Недоразвитие

психологической базы речи

Языковые расстройства

Нарушение коммуникативных процессов

Личностные особенности, затрудняющие адаптацию

Структура дефекта при задержке психомоторного и речевого развитияОрганическое поражение ЦНСНарушение общения в диаде мать-дитя, отсутствие своевременной психолого-медико-педагогической

Слайд 13Обследование детей младенческого и раннего возраста с нарушениями речевого развития

Обследование детей младенческого и раннего возраста с нарушениями речевого развития

Слайд 14Основные методы психолого-педагогической диагностики

Основные методы психолого-педагогической диагностики

Слайд 15Методика Гриффитс (в переводе Е.С. Кешинян, 2000);
Программа «Каролина»;
Диагностика нервно-психического развития

детей первых трех лет жизни (Э.Л. Фрухт, К.Л. Печора, Г.В.

Пантюхина, 1983);






Методики оценки нервно-психического развития детей младенческого и раннего возраста:

Методика Гриффитс (в переводе Е.С. Кешинян, 2000);Программа «Каролина»;Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни (Э.Л. Фрухт,

Слайд 16Е.Ф. Архипова (1989) - система обследования психического и доречевого развития

детей с детским церебральным параличом;
О.Г. Приходько и Т.Ю. Моисеева (2001)

- комплексное обследование детей с нарушениями в двигательной сфере;
Е.Р. Баенская и М.М. Либлинг (2001) - диагностика нарушений взаимодействия ребенка с окружающим миром (раннего детского аутизма);
Т.В. Пелымская и Н.д. Шматко (2001) - методика выявления снижения слуха у детей первого года жизни;
И.И. Ильчикова, М.Э. Бернадская и О.В. Парамей (2003) - диагностика нарушений зрительного восприятия у детей младенческого возраста;
Е.В. Козлова (2003) - система оценки основных показателей развития детей первого года жизни с патологией ЦНС по «Шкале психомоторного развития по Гриффитс»;
Ю.А. Лисичкина (2004) - исследование довербального развития детей с ПЭП (модифицированная методика О.В. Баженовой;
Т.Н. Гирилюк (2007) – методика диагностики детей раннего возраста (2-3 лет) с дизартрией с балльной системой оценки развития психомоторной сферы


Диагностические методики для детей с различными типами нарушений в развитии:

Е.Ф. Архипова (1989) - система обследования психического и доречевого развития детей с детским церебральным параличом;О.Г. Приходько и

Слайд 17детей от 2 до 16 месяцев
KID шкала [Kent Infant Development

(KID) Scale]
Шкала KID (Чистович, Рейтер, Шапиро, 2000)
детей от 15

месяцев до 3,5 лет
CDI опросник [Child Development Inventory]
Шкала RCDI-2000 (Шапиро, Чистович, 2000)

ОПРОСНИКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

детей от 2 до 16 месяцевKID шкала [Kent Infant Development (KID) Scale]Шкала KID (Чистович, Рейтер, Шапиро, 2000)

Слайд 181-й блок – скрининговое обследование детей первого года жизни в

учреждениях здравоохранения;

2-й блок – дифференциальная диагностика, проводимая в поликлиниках, центрах,

больницах;

3-й блок – медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии в службах ранней помощи, центрах абилитации;

4-й блок – переход ребенка в программы учреждений для детей дошкольного возраста

Модель системы ранней помощи:

1-й блок – скрининговое обследование детей первого года жизни в учреждениях здравоохранения;2-й блок – дифференциальная диагностика, проводимая

Слайд 19 междисциплинарная структура, предназначенная для оказания помощи детям с особыми

потребностями в возрасте от рождения до 3 лет и их

семьям, с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе

Служба ранней помощи:

междисциплинарная структура, предназначенная для оказания помощи детям с особыми потребностями в возрасте от рождения до 3

Слайд 20это дети до 3 лет, которые:
имеют выявленное отставание в развитии;
имеют

медицинские диагнозы, (стойкие нарушения здоровья), с высокой вероятностью приводящие к

отставанию в развитии;
проживают в условиях социального риска, подвергались серьезному стрессу или насилию;
входят в группу биологического риска

Клиенты службы ранней помощи:

это дети до 3 лет, которые:имеют выявленное отставание в развитии;имеют медицинские диагнозы, (стойкие нарушения здоровья), с высокой

Слайд 21Задачи службы ранней помощи:

Задачи службы ранней помощи:

Слайд 22Содержание логопедической работы с детьми младенческого и раннего возраста

Содержание логопедической работы с детьми младенческого и раннего возраста

Слайд 23с перинатальным поражением ЦНС (Ю. А. Лисичкина, 2004);

в условиях дома ребенка

(Ю. А. Разенкова, 1998);

с детским церебральным параличом (Е. Ф. Архипова, 1989);

с нарушениями

двигательного
развития (Е. В. Козлова, 2003);

Психолого-педагогические технологии коррекционной помощи детям младенческого возраста:

с перинатальным поражением ЦНС (Ю. А. Лисичкина, 2004); в условиях дома ребенка (Ю. А. Разенкова, 1998); с детским церебральным параличом (Е. Ф. Архипова,

Слайд 24в условиях лечебно-профилактического учреждения (В. А. Гофман, 2005);

с врожденной расщелиной губы

и неба (Н. В. Обухова, 2006);

программа «Абилитация младенцев», (Е. В. Кожевникова, Н. П. Лемке, Л. И. Леушина,

1996).

Психолого-педагогические технологии коррекционной помощи детям младенческого возраста:

в условиях лечебно-профилактического учреждения (В. А. Гофман, 2005); с врожденной расщелиной губы и неба (Н. В. Обухова, 2006); программа «Абилитация младенцев»,

Слайд 25с детским церебральным параличом (О. Г. Приходько, 2001);
с алалией, анартрией (Е. В. Кириллова, 2001);


с органическим поражением ЦНС и/или одного из анализаторов (Е. А. Стребелева);
с задержкой

речевого развития (О. Е. Громова, 2003);

Психолого-педагогические технологии коррекционной помощи детям раннего возраста:

с детским церебральным параличом (О. Г. Приходько, 2001);с алалией, анартрией (Е. В. Кириллова, 2001); с органическим поражением ЦНС и/или одного из

Слайд 26педагогического сопровождения семьи (О. Б. Половинкина, 2005);
с психоневрологической патологией

(А. В. Тишкова, 2004);
с дизартрией и задержкой психомоторного и речевого

развития (Т .Н. Гирилюк, 2007)

Психолого-педагогические технологии коррекционной помощи детям раннего возраста:

педагогического сопровождения семьи (О. Б. Половинкина, 2005);с психоневрологической патологией   (А. В. Тишкова, 2004); с дизартрией и задержкой психомоторного

Слайд 27Цель логопедической работы
(по Е.Ф. Архиповой) –
последовательное развитие функций доречевого

периода, обеспечивающих свoeвремeннoe формирование речи и личности ребенка

Логопедическая работа с

детьми младенческого возраста
Цель логопедической работы (по Е.Ф. Архиповой) – последовательное развитие функций доречевого периода, обеспечивающих свoeвремeннoe формирование речи и личности

Слайд 28Система коррекционно-логопедической работы с детьми младенческого возраста
с перинатальным поражением

ЦНС
(Ю.А. Лисичкина, 2004)
Логопедическая работа с детьми младенческого возраста

Система коррекционно-логопедической работы с детьми младенческого возраста с перинатальным поражением ЦНС (Ю.А. Лисичкина, 2004)Логопедическая работа с детьми

Слайд 29формирование обоюдных эмоций и навыков коммуникативного поведения между субъектами диалога;
развитие

и формирование навыков экспрессивной речи;
работа над импpессивной речью;
коррекция патологической симптоматики

в мышцах артикуляционного аппарата и функционирования периферической части артикуляционного аппарата;
формирование сенсорных функций как основы психологической базы речи;
становление навыков общей моторики;
формирование умений и навыков мелкой моторики;
обучение основным навыкам при кормлении;
формирование когнитивных функций

Основные направления логопедической работы

формирование обоюдных эмоций и навыков коммуникативного поведения между субъектами диалога;развитие и формирование навыков экспрессивной речи;работа над импpессивной

Слайд 30направления работы реализуются в 5 этапов в зависимости от уровня

сформированности каждой из нарушенных функций на момент обследования и индивидуальных

особенностей ребенка;
занятия проводятся индивидуально по 15–20 мин в состоянии активного бодрствования после кормления;
один курс длится две недели;
интервал между курсами составляет 3–4 недели;
активное участие родителей ребенка;
работа проводится под наблюдением врача-невролога

Условия реализации системы коррекционно-логопедической работы с детьми младенческого возраста

направления работы реализуются в 5 этапов в зависимости от уровня сформированности каждой из нарушенных функций на момент

Слайд 31Цель: формирование потребности в эмоциональной коммуникации и эмоциональном познании окружающего

мира

Основные задачи:
стимуляция и развитие умения ребенка сосредоточиваться и вслушиваться

в речь матери и логопеда;
формирование сенсо-моторных предпосылок речи;
нормализация пpoцессов кopмления

Первый этап развития доречевой активности детей

Цель: формирование потребности в эмоциональной коммуникации и эмоциональном познании окружающего мираОсновные задачи: стимуляция и развитие умения ребенка

Слайд 32Задачи:
стимуляция инициативы в общении со взрослым;
развитие положительных эмоций,

интереса к окружающему; формирование повторной эмоционально-голосовой подражательности;
совершенствование процессов кормления.
Второй

этап развития доречевой активности детей
Задачи: стимуляция инициативы в общении со взрослым; развитие положительных эмоций, интереса к окружающему; формирование повторной эмоционально-голосовой подражательности;

Слайд 33Задачи:
стимулирование ориентировочно-исследовательского поведения, интенсивных эмоциональных мотиваций к лепету;
формировaние

подражания звукам, предшествующим лепету;
развитие новых умений в процессах кормления


Третий этап развития доречевой активности детей

Задачи: стимулирование ориентировочно-исследовательского поведения, интенсивных эмоциональных мотиваций к лепету; формировaние подражания звукам, предшествующим лепету; развитие новых умений

Слайд 34Задачи:
развитие дифференцированных эмоциональных реакций;
формирование аyтоэхолаличного лепета;
формирование предпосылок

понимания речи;
обучение жеванию, самостоятельной еде (из собственных рук) твердой

пищи.

Четвертый этап развития доречевой активности детей

Задачи: развитие дифференцированных эмоциональных реакций; формирование аyтоэхолаличного лепета; формирование предпосылок понимания речи; обучение жеванию, самостоятельной еде (из

Слайд 35Задачи:
создание положительного эмоционального фона для восприятия игровых коммуникативных ситуаций;


формирование псевдослов и их цепочек; стимуляция осознанно произносимых лепетных слов;


расширение объемa понимаемых слов и фраз;
обучение еде при помощи ложки

Пятый этап развития доречевой активности детей

Задачи: создание положительного эмоционального фона для восприятия игровых коммуникативных ситуаций; формирование псевдослов и их цепочек; стимуляция осознанно

Слайд 36Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего

возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
(Т.Н. Гирилюк, 2007)
Логопедическая работа с

детьми раннего возраста
Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (Т.Н. Гирилюк,

Слайд 37Авторские методики:
Е.Ф. Архипова
О.Е. Громова
Г.В. Дедюхина, Е.В. Кириллова
Т.А. Датешидзе
Т.Н.

Новикова-Иванцова
М. Лынская
М. Ю. Черняк
Е. Янушко

Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Авторские методики:Е.Ф. Архипова О.Е. ГромоваГ.В. Дедюхина, Е.В. Кириллова Т.А. ДатешидзеТ.Н. Новикова-ИванцоваМ. ЛынскаяМ. Ю. ЧернякЕ. ЯнушкоЛогопедическая работа с

Слайд 38Программа обучения рассчитана на 1 учебный год и предполагает работу

по трем этапам:
подготовительный,
основной
заключительный
Логопедическая работа с детьми

раннего возраста
Программа обучения рассчитана на 1 учебный год и предполагает работу по трем этапам: подготовительный, основной заключительный Логопедическая

Слайд 39укрепление соматического и нервно-психического здоровья ребенка;
формирование моторной сферы (общей, мелкой

и артикуляционной моторики) и навыков самообслуживания;
развитие высших психических функций (внимания,

восприятия, памяти, мышления) и ведущей деятельности;
развитие импрессивной и экспрессивной речи и коммуникативного поведения

Направления коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста

укрепление соматического и нервно-психического здоровья ребенка;формирование моторной сферы (общей, мелкой и артикуляционной моторики) и навыков самообслуживания;развитие высших

Слайд 40Задачи обучения:
формирование моторной сферы (общей, мелкой и артикуляционной моторики, зрительно-моторной

координации, навыков самообслуживания);
преодоление дизартрической симптоматики (нормализация мышечного тонуса, формирование кинетических

и кинестетических ощущений ручных и артикуляторных движений, развитие дыхания, межполушарных взаимодействий, межанализаторных связей);

Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Задачи обучения:формирование моторной сферы (общей, мелкой и артикуляционной моторики, зрительно-моторной координации, навыков самообслуживания);преодоление дизартрической симптоматики (нормализация мышечного

Слайд 41Задачи обучения:
развитие познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) во

взаимосвязи с развитием речи;
формирование ведущей деятельности (овладение предметными, предметно-игровыми, конструктивными

действиями) и устойчивой мотивации к различным видам деятельности;
развитие речи и коммуникативной деятельности (импрессивной и экспрессивной речи, речевой активности, просодики, знаний и представлений об окружающем, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими);

Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Задачи обучения:развитие познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) во взаимосвязи с развитием речи;формирование ведущей деятельности (овладение

Слайд 42В работе применяются практические и наглядные методы и приемы:
массаж
гимнастика


подражание
вслушивание
рассматривание
манипуляции с предметами, картинками
предметно-игровые действия с

игрушками
рисование, конструирование и др.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста

В работе применяются практические и наглядные методы и приемы: массажгимнастика подражание вслушивание рассматривание манипуляции с предметами, картинками

Слайд 43Работа с детьми индивидуализируется и дифференцируется в зависимости от особенностей

развития психомоторной сферы и речи.
Коррекционно-развивающая работа проводится на занятиях

и в повседневной жизни детей (занятия логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, режимные моменты, самостоятельная деятельность, игра).

Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Работа с детьми индивидуализируется и дифференцируется в зависимости от особенностей развития психомоторной сферы и речи. Коррекционно-развивающая работа

Слайд 44Логопедические занятия – индивидуальные и групповые продолжительностью от 10 до

25 минут в зависимости от этапа работы и состояния детей

– проводятся ежедневно:
4 групповых занятия (по 1 занятию с каждой подгруппой детей)
8 индивидуальных занятий.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Логопедические занятия – индивидуальные и групповые продолжительностью от 10 до 25 минут в зависимости от этапа работы

Слайд 45Группы комплектуют с учетом моторного, познавательного и речевого развития (по

5 человек):
1 подгруппа – дети только с дизартрическими проявлениями;


2 подгруппа – дети с ЗРР на 1 возрастной период;
3 подгруппа – дети с задержкой психомоторного развития на 1 возрастной период;
4 подгруппа – дети с задержкой психомоторного развития на 2 возрастных периода.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Группы комплектуют с учетом моторного, познавательного и речевого развития (по 5 человек): 1 подгруппа – дети только

Слайд 46Структура индивидуального логопедического занятия :
1. Организационный момент, установление эмоционального контакта.
2.

Массаж лицевой и оральной мускулатуры, кистей и пальцев рук.
3. Упражнения

на развитие артикуляционной моторики с элементами развития дыхания, звукопроизношения и просодики.
4. Игра на развитие общей и мелкой моторики с элементами развития речеслуховой памяти, слухового внимания и восприятия, лексического запаса.
5. Подведение итогов занятия.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Структура индивидуального логопедического занятия :1. Организационный момент, установление эмоционального контакта.2. Массаж лицевой и оральной мускулатуры, кистей и

Слайд 47Структура группового логопедического занятия :
1. Организационный момент, установление эмоционального контакта.
2.

Самомассаж биологически активных точек.
3. Активная артикуляционная и дыхательная гимнастика с

элементами развития звукопроизношения и фонематического восприятия.
4. Игры на развитие общей и мелкой моторики с элементами развития речеслуховой, зрительной и двигательной памяти, слухового, зрительного и двигательного внимания, слухового и зрительного восприятия, мыслительных процессов, лексического запаса и фразовой речи.
5. Подведение итогов занятия.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Структура группового логопедического занятия :1. Организационный момент, установление эмоционального контакта.2. Самомассаж биологически активных точек.3. Активная артикуляционная и

Слайд 48Родители в начале учебного года заполняют анкеты, знакомятся с результатами

диагностики и с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка. В течение года

закрепляют полученные детьми навыки дома по заданию логопеда, психолога, воспитателя, посещают занятия, консультации-практикумы, знакомятся с ходом коррекционно-развивающей работы, с педагогической и психологической литературой. Поддержка семьи обеспечивается взаимодействием педагогов, врача, психолога и родителей. Важным моментом является принятие родителями проблем своего ребенка, знание и правильное применение ими способов общения и взаимодействия с ребенком, через которые осуществляется воспитание и обучение.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Родители в начале учебного года заполняют анкеты, знакомятся с результатами диагностики и с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка.

Слайд 49Программа обучения представлена:
1. В учебном пособии Гирилюк Т.Н. «Логопедическая

работа с детьми младенческого и раннего возраста» – Пермь, 2009
2.

В монографии Гирилюк Т.Н. «Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии» – Пермь, 2010

Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Программа обучения представлена: 1. В учебном пособии Гирилюк Т.Н. «Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика