Слайд 1М етодологический потенциал ВС
Слайд 2Визуальная социология
Визуальная социология - направление социологии, изучающее социальные и культурные
явления сквозь призму визуальных образов и репрезентаций (фотографий, фильмов, рекламы
и пр.)/
В основном «визуальная» тематика в социологии развивалась в рамках таких направлений, как (пост)структурализм и семиотика (Р. Барт и М. Фуко, Т. Ван-Дейк, П. Бурдье и пр.) Немалую роль в исследовании феномена визуальной культуры сыграли также Ж. Деррида, Ж.Лакан, М.Шапиро, К. Силверман, Ж. Бодрийяр и другие ведущие современные теоретики.
Слайд 3Резкий всплеск исследований визуального наблюдается в начале 90-х гг, как
в антропологической, так и в социологической школах.
Визуальные
источники окончательно перестали рассматриваться только как ресурс, превратившись в объект и основной сюжет исследования. Основной интерес исследователей направлен на изучение того,
как конструируется реальность с помощью визуальных образов,
как создается значение и
смысл.
Основной тезис заключается в принятии того факта, что визуальность есть первичный измеритель социальной действительности, задающий основные траектории ее (ре)конструирования и репрезентации.
Слайд 4Ключевые направления визуального анализа в социологии:
исследования кино,
исследования рекламы,
изучение
различных направлений и течений в искусстве,
изучение сексуальности, эротизма, образов
мужественности и женственности,
анализ визуальных материалов в СМИ,
анализ любительской фотографии,
изучение культуры повседневности.
Слайд 6Текст визуальный– сообщение (фотография, немой фильм, плакат и др.), изложенное
в любом виде и жанре, и предназначенное только для зрительного
восприятия аудиторией.
Визуальная социология - особый способ расшифровки изображений, переводящий данные наблюдений на язык вербальных аналитических суждений.
Слайд 7Визуальный анализ СР –
это умения видеть проблемы реформирования социальной
сферы
в повседневности.
Слайд 8Фундаментальный методологический вопрос в этой области знания –
как из видеоматериала
получить данные,
а потом их проанализировать. См.фото «Непенсионная реформа».
Часто визуальную социологию смешивают с визуальной антропологией — в частности с этнографическими фильмами о малых народностях и их житье-бытье. В Международной социологической ассоциации (ISA) для этой области науки до 2008 года не было места даже в формате рабочей группы (хотя бывш. президент ассоциации П. Штомпка написал учебник по визуальной социологии. В ассоциации визуальных социологов (IVSA) пока больше фотографов и киноведов, чем социологов.
Слайд 9Фотография интересна для исследователей соц.сферы:
как объект анализа;
как материал социокультурного анализа;
как
инструмент сбора социологической информации.
В 1 сл.-акц. на онтологии: феномен СР,
процесс создания, функционирования в повседневной и проф. сферах.
В 3 – фотография как техническое подспорье (в ходе наблюдения, эксперимента).
Во 2 – как собственно материал социокультурного анализа.
Слайд 10–
Фотография- как собственно материал социокультурного анализа.
Фотография -док-т, т.е.
зафиксированный текст.
Он создан в реальности и повествует о ней, поэтому
он требует двойного прочтения:
систем текстообразующих значений в знаках и символах;
значимостей ситуации фотографирования.
Ведь S текстообразования является культурная реальность изображенного, а значимость ситуации создания фотографии определяется фотографом и социальным взаимодействием процесса фотографирования.
Прокрустово ложе фотографии образуют не границы кадра, а именно ситуация фотографирования.
Слайд 1190% россиян не знакомы с реформой ЖКХ
Слайд 12Интерпретация визуального образа зависит от совокупности коллективных представлений (обыденных теорий
здравого смысла),
с которыми его сопрягает наблюдатель.
Не существует универсального кода
для интерпретации всех смыслов визуальных образов.
В основе стратегий интерпретации любых чувственных данных (в том числе и визуальных) лежат социальные конвенции – как не необходимые, так и не проблематизируемые участниками взаимодействия типизации (А. Шюц).
Слайд 13Интерпретация? Гадамер Х.Г.: всякое понимание=И.
4 взгляда на И. (Лоранд Р.):
раскрытие
авторского намерения;
раскрытие подлинного значения текста;
любой акт создания текста заново;
экстраполяция истинной
идеи, спрятанной между строк текста.
В 1 случае акцент на авторе, отождествлении себя с ним,
во 2 – автор неуместен;
в 3 - значение текста меняется с каждым новым читателем;
в 4 – идея автора и сам текст не всегда идентичны, и т.к. нужно понять идею, то интерпретатор ищет ее между строк, делая ее явной и улучшая ее представление (филос.тексты).
Лоранд Р. Портрет интерпретации//РЖ.Соц. 2001.№ 4.С 55-58.
Слайд 14Когда объект нуждается в интерпретации?
Несогласованность или разобщенность в его составляющих.
Несогласованность
с ожиданиями наблюдателей или свойствами этого типа объектов.
Избыток. Неполнота информации
об объекте
и т.п.
Интерпретатор стремится удалить очевидный беспорядок, проникая в более глубокие, скрытые слои объекта и обнаруживая скрытый в нем порядок. Он заранее уверен, что этот порядок есть в объекте, что объект завершен, хотя, на 1 взгляд, этого не видно.
Слайд 15Акт интерпретации (далее - И) предполагает:
Рассматриваемый О., по мнению интерпретатора,
един и завершен и только кажется незавершенным.
О. и проблема с
ним связанная существенны и достойны попытки их И.
Интерпретируемый о О. содержит скрытые слои, которые несут потенциал для завершенности.
Завершенность м.б. восстановлена через раскрытие скрытых слоев. О. переупорядочивается включением скрытых его элементов и среду его видимых элементов.
Т.к. скрытые уровни действительно скрыты, то м.б.различные гипотезы об их природе и много способов переупорядочить интерпретируемый О.
Нет никакого общего метода И. В каждом случае И уникальна.
И имеет свое намерение. И-р сознает проблему и то, что необходимо для ее решения.
И не является ни истинной, ни ложной. Она не поддается проверке, но может себя подтвердить.
Это подтверждение не может быть обобщено и применяться к другим индивидуальным случаям. Нет никаких норм и правил, кот. определяют связь между видимыми и скрытыми уровнями во всех случаях.
Слайд 17Заголовок «Пенсионная реформа в России начнется в январе 2013 г.»
Слайд 18Основные правила анализа
Несмотря на то, что визуальный анализ может
быть представлен в виде алгоритма, он не является целиком алгоритмизированным.
Необходимо помнить, что метод существует для познания реальности, а не реальность для метода. Адаптируйте схему под исследуемый феномен.
Необходимо попытаться поставить исследовательский вопрос на ранних стадиях анализа, выбрать основной фокус рассмотрения визуальных материалов.
Анализ должен содержать основную идею и отвечать на вопрос – о чем эта фотография, кем и для чего она сделана?
Не стоит бояться нарушить последовательность действий при анализе или добавить новые аналитические схемы.
Слайд 20Культурные контексты (отдельные группы, культурные «универсалии»)
Производство культурных смыслов:
а) апелляция к
ценностям культуры.
б) апелляция к фоновому знанию.
Необходимость знания культурных контекстов для
адекватной интерпретации. Вместе с тем - сознательное варьирование контекстов может быть использовано как прием для проблематизации ситуативных конвенций.
Слайд 21Некоторые рекомендации по подготовке презентации на основе анализа
Анализ – это
не просто следование предложенной схеме, но представление, раскрытие и аргументация
ключевых исследовательских тезисов.
Если анализ представляется не устно, а в форме текста, было бы хорошо, чтобы он был интересен и легко читаем (в качестве вдохновения можно вспомнить Барта:)
Анализ должен сопровождаться фотографиями. Если фотографическая серия большая – прилагаются наиболее концептуальные фотографии.
Слайд 22Штомпка П. Визуальная социология
Дягилева Н.С. Анализ фотографии как метод качественного
социологического исследования
Акцент на контексте. К – типичные области общественной жизни,
в кот люди входят в течение повседневного функционирования, а также в течение жизни.
15 наиважнейших общественных контекстах: дом, работа, потребление, путешествия(перемещения в пространстве),болезнь, смерть, образование (воспитание), религия, политика, наука, искусство, отдых (развлечение), спорт, война и природные катастрофы.
Слайд 23Акцент на людях. Человек – базовая составляющая общества и главный
объект интереса социологии:
инд. х-ки (пол, возраст, нац. принадлежность);
телесные х-ки (рост,
телосложение, фигура);
социокультурные х-ки (одежда, прическа, орнаментация тела);
х-ки невербальной коммуникации (положение дела, осанка, поза, выражение лица, мимика, жесты);
определенные символы (символы общественного статуса и престижа – костюм, галстук, часы, символы признания – медали, ордена);
характеристики личной гигиены (чистота, опрятность, небрежность);
общая х-ка внешнего вида (грязный внешний вид, состояние алкогольного опьянения).
Слайд 243. Действия.
Поведение людей наблюдаемо и разнородно, выполняя разл ф-ии
в разл контекстах:
рутинное (обычное, нормальное поведение для конкретной ситуации);
типичное (аналогичное
для многих личностей);
девиантное (отклоняющееся от стандартного поведения);
ритуальное (повторяющееся в соответствии известной последовательностью);
типичное или нетипичное коллективное поведение (уличная манифестация, церковная служба, рокконцерт и т.д).
Слайд 256.Культура:
наблюдению и изучению подлежит все, что входит в
понятие материальной культуры –
орудия труда,
предметы домашнего хозяйства,
оформление
домов,
одежда).
7.Окружающая среда:
природная (тип природного ландшафта, погодные условия);
созданная человеком цивилизация и инфраструктура (тип поселения, расположение улиц, стр-ра нас.пунктов, трансп.ср-ва, организация жилого и производственного пространства: меблировка дома, книги, картины, , техн оборудованеи жилищ: посуда, используемые приборы.
Слайд 26Таким образом, качественный анализ фотоматериалов включает в себя:
анализ и
интерпретацию контекста
и различных аспектов представленной на фотографии общественной
жизни (людей, их действий, взаимодействий между ними, окружающей человека среды).
Слайд 27 Визуальный анализ СР может быть
одним из эффективных способов обнаружения
как распространенных социальных представлений людей о мире,
так и коммуникативных,
контролирующих, легитимирующих и т. д. намерений агентов СР.
Сегодня люди в своем поведении – политическом, потребительском, повседневном – ориентируются
не столько на вещи,
сколько на образы вещей, людей, событий.
При этом образ на уровне вторичного дискурса создается путем использования спец. коммуникативных «технологий» – семиотических, лингвистических, визуальных и идеологи-ческих. В результате этого процесса определенные социально сконструированные понятия постепенно «нормализуются».
Слайд 28
ПРИМЕР… Этапы исследования
Выбор траекторий визуального восприятия СР.
Любой, даже самый небольшой участок процесса восприятия СР, пронизывают тысячи
индивидуальных маршрутов-траекторий, по которым движутся участники этого процесса.
Многие маршруты, на первый взгляд, совершенно не различаются, однако при детальном разборе разница может быть существенной: даже двигаясь вдоль одной и той же траектории, два разных человека увидят два разных процесса.
Слайд 29Зафиксировать все нюансы и мельчайшие различия индивидуальных взглядов невозможно и
в общем не нужно.
Наша задача – наполнить пространство этих взглядов
смыслами вдоль наиболее вероятных траекторий восприятия.
На данном этапе мы будем руководствоваться след. способами выбора этих траекторий:
исходя из итогов «общего» анализа СР выбираем наиболее активные, общие маршруты, однако здесь подводные камни - упускаем из виду детали и локальные явления, лежащие за пределами главных «улиц» СР и центров фокуса. Тем не менее, такой способ может быть необходим и полезен при работе с незнакомой и трудно доступной темой, он позволяет задать направления для дальнейшего исследования уже до выхода в поле.
Слайд 30В ходе интуитивного визуального исследования, основанного на выявлении выразительных элементов
пространства:
оттолкнемся от наиболее сильных импульсов-впечатлений. Этот способ - скорее художественный.
По крайней мере, он требует от исследователя, в первую очередь,
остроты взгляда,
творческой интуиции и
чуткости, дабы разглядеть поверх сложившихся в сознании людей клише восприятия нечто новое и, на первый взгляд, несущественное.
Слайд 31Акцент на субъективных оценках СР-
способе, позволяющем
вовлекать в
исследование местное население,
опираться, в первую очередь, на его потребности,
наиболее точно выражая «непрофессиональную» человеческую точку зрения. Риск - оказаться в рамках сложившихся потребностей, не выйти на качественно новый уровень анализа.
Слайд 322. Фотографирование или видеозахват пространства по выбранным траекториям.
Основные приёмы:
фиксация «визуальных коридоров» – непрерывное
движение – трэвеллинг – камеры вдоль траектории – позволяет зафиксировать визуальную информацию о СР непрерывно, без каких-либо изъятий, отразить реальность «такой, какая она есть»;
киномонтажный приём – когда непрерывные движения перемежаются детальными статичными изображениями выразительных элементов и видовых кадров. Такой приём позволяет достаточно точно воссоздать траекторию движения взгляда идущего человека, смотрящего по сторонам, отмечающего наиболее интересные детали и игнорирующего нейтральные и не выразительные элементы. Такой прием позволяет получить видеоматериал, организованный с использованием визуального кода кино-языка.
Слайд 33Однако используя этот приём, мы неизбежно столкнёмся с проблемой кадра,
который не только задаёт границы восприятия, но также является смысловой
рамкой. Нетрудно представить ситуацию, когда снимая пространство вдоль заданной траектории, мы подходим к этому «эстетически» и убираем за границы кадра всё некрасивое и неприятное, хоть и имеющее место, либо наоборот выводим это на передний план.
В таком случае результат видеозахвата станет чем-то самодостаточным, хотя в данном случае он должен являться только средством для проектирования дальнейших пространственных преобразований.
Слайд 343. Просмотр и анализ отснятого материала.
Материал просматривается рабочей группой,
состоящей из – исследователей и специалистов социальной сферы.
Слайд 35
Классификация элементов СР по объёму культурного содержания:
«готовые» участки
– элементы с высоким, развитым и востребованным потенциалом, где главная
задача – не разрушить то, что уже создано;
участки высокого потенциала – элементы, обладающие традиционным, символическим, историческим, эстетическим содержанием, имеющие возможность для развития и усиления их культурной значимости;
нейтральные участки – без ярко выраженного потенциала;
проблемные участки– элементы в первую очередь требующие вмешательства, непроработанные, социально важные элементы.
Слайд 365. Формирование банка проектных предложений и работа с массивом опыта
визуальной культуры:
на основе анализа отснятого материала выдвигается ряд проектных предложений,
позволяющих решить обнаруженные проблемы.
На данном этапе предложения выдвигаются без каких-либо рамок и ограничений: в арсенале исследователя появляется возможность быть инициатором культурных событий, проектировщиком традиций.
Слайд 37
Стадия продвижения и реализации идей:
все идеи делятся на:
эфемерные
– быстрореализуемые пилотные проекты, не требующие значительных материальных вложений, рассчитанные
на быстрый эффект, привлекающие внимание;
масштабные, дорогостоящие, долгосрочные.
Слайд 386. Создание проекта, наглядно демонстрирующего характер и масштаб необходимых
преобразований.
Такой проект создается с помощью фокус-групп из жителей данного места,
работниками муниципалитета,
участниками культурного процесса,
способными реализовывать собственные проекты, связанные с реформированием социальной сферы.
Слайд 39 Результатом такого исследования может стать презентация фильма о СР.
Сказанное
- лишь один из возможных вариантов визуального исследования СР.
Главная
цель –конструирование СР, открытых для выразительных, многоаспектных, инновационных их интерпретаций , включая голоса тех, кто уязвим.
См.: Токарев А.С. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НАСЫЩЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО
СОДЕРЖАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
Слайд 40Форма сообщения – уже сообщение
Создание визуальных образов - необходимая форма
представления знания.
Визуальные образы принадлежат не дотекстовой «очевидности», а являются текстом,
который может быть прочитан.
Визуальные образы не более очевидны, чем письменные, и требуют особых техник чтения. Важно проводить различение логической и «иконической» форм организации текста, которые могут быть представлены одним физическим носителем (например, оттисками краски на бумаге). Задача заключается в том, чтобы рационально реконструировать язык «образа» и понять нормы его воспроизводства в социальном и политическом взаимодействии.
Слайд 42 П.Штомпка «Визуальная социология»
«Фотограф делает снимок, а не сама камера»(Штуркен
и Картрайт).
Герменевтический анализ (интерпрет, баз-ся на обращении к инд.психике авторов
снимка или представленных на снимке людей)
Кто делал снимок?
В какой общественной роли он это делал (репортера, художника, туриста, социолога)?
В какой ситуации он находился?
Зачем он это сделал? С какой целью? Для кого он это сделал?
С каким намерением?
Для кого он сделал снимок? Кому адресовал?
Какие мотивы руководили выбором объекта?
Какие знания о фотографируемой сфере или личности были использованы?
Какие предубеждения, преувеличения, стереотипы, враждебность, симпатии или антипатии играли роль при съемке объекта?
С какой общественной позиции – классовой, возрастной, связанной с полом, культурой, этнической - смотрел автор снимка?
Какой личный опыт выразил автор в снимке?
Какие эмоции сопровождали выполнение снимка?
«Контекст создания образа должен быть проанализирован рефлексивно, чтобы показать, каким образом визуальное содержание зависит от субъективных установок и намерений личностей, участвующих в создании снимка».
Слайд 43Семиотический анализ
Предмет анализа - отделенный от автора образ как определенный
визуальный факт.
Акцент на проникновение в область культуры, общие для
всех правила.
Разложение образа на части, дабы проследить как каждая из них функционирует по отношению к более широкой системе значений.
СА-установление процедур, с помощью которых реализуется значение образа.
Денотация все, что образ наглядно представляет, связ. с ответом на вопрос: Что(кто) это? –толпа людей. Что люди делают? Где находятся?)и
коннотация (мысли, чувства, вызываемые образом-знаком. К чему они стремятся? Какие цели ставят перед собой? Какими правилами руководствуются?).
Знаки не изолированы, а объединены в более шир. целое, называемое кодом. К. – система знаков и условий их использования, определяющая в каких комбинациях они м.выступать, чтобы передать сложные значения. К.м.б.характерн. для опред обл общ жизни:К работы, потребления; для опред среды: К.журналистский, академический, художеств.
Распознавание К., сод-ся на фото, т.е. раскодирование – важн.нач.этап семиотической интерпретации.
Социальные реформы Путина
Слайд 44-
Код представляет собой ярлык или символ для отнесения
смысловых единиц к информации, полученной во время исследования.
Коды обычно приписывают к «кускам» различного размера: словам, предложениям, периодам или целым параграфам, связанным с особой ситуацией
(Ньюман Л. Анализ качественных данных//Социс, 1998, № 3, 6 и др.).
Слайд 45Задание: осуществить семиотический анализ фотографии о проводимых в стране соц
реформах.
Основные вопросы:
1.Какой является денотация снимка: что он представляет?
2.Какой является
коннотация: какие ассоциации вызывает?
3.Какого типа знаки имеются на снимке?
4.Какие формы взаимодействия можно заметить?
5.Представляет ли фотография какую-либо мысль, идею, убеждения изображенных лиц?
6.Реализуют ли люди на снимке какие-либо правила, нормативные образы, ценности?
7.Проявляются ли какие-либо формы неравенства или другого общественного расслоения?
Слайд 46 В СА – содержат. структурн.анализ.=наблюдаемые сит-ии не случ, а
представляют глубоко скрытые обществен стр-ры. Опред и описания общ стр-р
разные.
П.Ш. использует схему анализа 4 видов эл-тов:
1. чел деят-ть: интеракция-стр-ра интеракции;
2.обществ. стр-ры: обществ.правила, нормы, определяющие желаемое повед, ценности. Сумма этих норм правил – нормат стр-ра;
3.идеи, распростран убеждения. Взгляды, преувеличения, вступ во взаимод др с др(консенсус, диссонанс, спор) – идеальная стр-ра;
4. жизненные возможности: возм доступа к общ ценимым благам, т.е. богатству, власти, престижу, образованию, здоровью и т.п. Если эти шансты равны, то-эгалитаризация об-ва, нет – проявл разл форм общ.нер-ва. Это стр-ра возможностей.
Стр-ры интеракций, мотиваций, идей и возможностей изучаются с пом. содержат. структурн.анализа.
Слайд 47Знак – соглашение о приписывании чему либо определенного смысла.
Слайд 48Искусственно созданные образы
(рекламные, политические, кинематографические)
формируют и
нормализуют гендерные, этнические,
политические роли, социальные отношения, то есть «естественные» занятия и задачи,
обязанности, желания, взаимоотношения, понятия успеха, внешний вид.