Разделы презентаций


Макс Вебер. Теория бюрократии

Содержание

БюрократияБюрократия (буквально — господство канцелярии), специфическая форма социальных организаций в обществе (политических, экономических, идеологических и др.), существо которой заключается в :отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов этой

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Макс Вебер. Теория бюрократии

Макс Вебер. Теория бюрократии

Слайд 2Бюрократия
Бюрократия (буквально — господство канцелярии), специфическая форма социальных организаций в

обществе (политических, экономических, идеологических и др.), существо которой заключается в

:
отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов этой организации
в главенстве формы над содержанием деятельности этой организации
в подчинении правил и задач функционирования организации целям её сохранения и укрепления.
Бюрократия присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы. Коренным признаком бюрократии является существование и рост слоя бюрократов — привилегированной и оторванной от народа чиновничье-административной касты.
БюрократияБюрократия (буквально — господство канцелярии), специфическая форма социальных организаций в обществе (политических, экономических, идеологических и др.), существо

Слайд 3«Доклассические» теории бюрократии
Н. Макиавелли, Т.Гоббс, Ж-Ж. Руссо, Г.В.Ф. Гегель, А.

Токвиль, Дж. Милль, К. Маркс, В. Вильсон, Ф. Гудноу

«Доклассические» теории бюрократииН. Макиавелли, Т.Гоббс, Ж-Ж. Руссо, Г.В.Ф. Гегель, А. Токвиль, Дж. Милль, К. Маркс, В. Вильсон,

Слайд 4Модели бюрократии
1. Патримониальная модель
2. Азиатская модель
3. Рациональная модель
4. Партийно-государственная модель
5.

Современная (реалистическая) модель

Модели бюрократии1. Патримониальная модель2. Азиатская модель3. Рациональная модель4. Партийно-государственная модель5. Современная (реалистическая) модель

Слайд 5Карл Маркс
Впервые научное понимание природы и существа Б. дал К.

Маркс. В работе "К критике гегелевской философии права" Маркс показал,

что Б. заключается прежде всего в потере организацией содержательной цели своей деятельности, в подчинении правил её функционирования, деловых принципов задаче сохранения и укрепления её как таковой.
К. Маркс впервые в истории вскрыл классовые основы Б. как формы политической жизни. он сформулировал задачу слома бюрократической буржуазной машины как первое условие победы социалистической революции.
Карл МарксВпервые научное понимание природы и существа Б. дал К. Маркс. В работе

Слайд 8Вебер Макс (21.4.1864, Эрфурт, — 14.6.1920, Мюнхен)
немецкий социолог, историк, экономист

и юрист. Профессор в Берлине, Фрейбурге, Гейдельберге, Мюнхене. Диапазон научной

деятельности очень широк: аграрная история древнего мира и исследование положения ост-эльбских крестьян в Германии конца 19 в., социология религии и методология общественных наук. Веберу принадлежит также теория бюрократии, авторитета и власти. Он оказал значительное влияние на развитие современной буржуазной социологии.
Вебер Макс (21.4.1864, Эрфурт, — 14.6.1920, Мюнхен)немецкий социолог, историк, экономист и юрист. Профессор в Берлине, Фрейбурге, Гейдельберге,

Слайд 9Он рассматривал бюрократию как "естественную" и "необходимую" форму всякой социальной

организации. Сам термин «бюрократия» приобрёл у Вебера позитивный характер и

относился к организации вообще. В таком же смысле он употребляется во многих немарксистских социологических работах. Безличность, рациональность, строжайшую регламентированность, ограниченность ответственности Вебер считал "идеалом" всякой организации. В капиталистических странах идеи Вебера нашли применение в системе управления коллективами в рамках политики "научного руководства" (особенно в США). С усложнением организаций, ростом квалифицированности работников и умножением числа обслуживающего и инженерно-технического персонала концепция, делающая акцент на безличном характере отношений людей, была дополнена концепцией "человеческих отношений", согласно которой эффективность работы связывается с морально-психологическим климатом, господствующим в организации, личными отношениями, настроениями, симпатиями и антипатиями членов организации. В качестве противоядия против "бюрократизма" выдвигается программа улучшения личных отношений людей. Концепция "человеческих отношений" не учитывает, что упорядочение и "очеловечение" отношений не уничтожает присущего буржуазной организации антидемократизма управления и тем самым не спасает её от превращения в бюрократию.
Он рассматривал бюрократию как

Слайд 10Концепция бюрократии

Концепция бюрократии

Слайд 11В работах Вебера понятие «бюрократия» имеет два смысла, первый относится

к определенному способу управления, а второй представляет собой определение особой

социальной группы, которая и осуществляет этот процесс управления.
М. Вебер характеризует бюрократическую организацию через эффективность, в основе которой лежит точное разделение обязанностей и уровень квалификации работника, строгую иерархию власти, благодаря которой возможно тщательно контролировать работу нижестоящих рабочих, формальную систему правил, не допускающую неопределенности и двусмысленности толкования распоряжений. Кроме того, из-за подчинения установленным правилам сотрудники независимы от личности, которая выражает эти правила. Еще одной чертой бюрократической организации является безличность деятельности и эмоциональная нейтральность отношений, положительные моменты которых сводятся к формализации отношений и функционированию только в пределах рабочего пространства, возможность осуществлять свои функции только в пределах занимаемой должности и невмешательства в личные дела других сотрудников.
Основной чертой бюрократической организации М. Вебер выделил рациональность
В работах Вебера понятие «бюрократия» имеет два смысла, первый относится к определенному способу управления, а второй представляет

Слайд 12Согласно Веберу, рационализация предполагает организацию производства в области экономической организации

на основе бюрократии, замену религиозных таинств личной ответственностью в религии,

в области права выработку законов на основании универсальных законов и правового мышления, а в обществе в целом распространение бюрократии, государственного контроля и администрирования.
В результате в Европе возник новый, никогда не существовавший прежде и потому не имеющий аналогий в истории тип общества, который современные социологи называют индустриальным. 
Идея о рациональности бюрократии содержит в себе два несколько различающихся момента: рациональность бюрократии максимизирует техническую эффективность, но с другой стороны она представляет собой системы социального контроля и власти.

Понятие "рационализация" множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых каждый аспект человеческого действия становится предметом расчёта, измерения и контроля.

Согласно Веберу, рационализация предполагает организацию производства в области экономической организации на основе бюрократии, замену религиозных таинств личной

Слайд 13Вебер проводил разграничение между "чиновником" и "политиком" как двумя во

многом противоположными типами государственного деятеля. Чиновник должен действовать в строгом

соответствии с формальными правилами в своей определенной сфере компетенции, никак не выражая свои личные взгляды и предпочтения. Если чиновник лишь исполняет спущенные сверху распоряжения и инструкции, то политик должен последовательно добиваться осуществления своих собственных целей. При этом он стремится к тому, чтобы в открытой борьбе завоевать сторонников своего политического курса.
Вебер проводил разграничение между

Слайд 14Идеальный тип бюрократии М. Вебера
Четкая иерархия должностей
Каждая должность – определенная

сфера полномочий
Найм на основе контракта
Отбор на основе конкурса и профессиональных

знаний
Постоянное вознаграждение
Должность – единственный вид деятельности
Система продвижения по службе в соответствии с заслугами
Жесткая дисциплина и контроль
Идеальный тип бюрократии М. ВебераЧеткая иерархия должностейКаждая должность – определенная сфера полномочийНайм на основе контрактаОтбор на основе

Слайд 15Вывод:
Хотя рациональная бюрократия неизменно функционирует в соответствии с объективно установленными

правовыми нормами, которые определяют пределы компетенции органов управления, внутри этих

пределов перед чиновниками открывается некоторая свобода маневра. В конечном счете, высшим принципом, служащим ориентиром всей деятельности государственных чиновников, выступает идея интересов государства. Понятие интересов государства всегда является довольно-таки расплывчатым, что дает возможность руководствующимся этой абстрактной идеей чиновникам во многих случаях действовать по собственному усмотрению.

Вывод:Хотя рациональная бюрократия неизменно функционирует в соответствии с объективно установленными правовыми нормами, которые определяют пределы компетенции органов

Слайд 17ГС-государственная служба

ГС-государственная служба

Слайд 18Концепция Р. Мертона
Роберт Мертон (1910—2003) оценивал бюрократию следующим образом:
в результате

неукоснительного следования формальным правилам и конформизма работники управления в конечном

счете теряют способность принимать самостоятельные решения;
постоянная ориентация на правила, реляции и формально разработанные руководства к действию приводит к тому, что данные нормативы становятся всеобщими и окончательными, а их соблюдение — основной задачей и результатом организационной деятельности;
все это обусловливает отказ представителей бюрократии от творческого, самостоятельного мышления и даже от компетенции;
следствием становится рождение стереотипного бюрократа, не имеющего воображения и способности к творчеству, негибкого в применении официальных норм и правил;
итог деятельности такого бюрократа — замкнутость бюрократической касты, возвышение ее над работниками.

Концепция Р. МертонаРоберт Мертон (1910—2003) оценивал бюрократию следующим образом: в результате неукоснительного следования формальным правилам и конформизма работники

Слайд 19Концепция Р.Мертона
Вследствие этого организация утрачивает гибкость в отношениях с внешней

средой:
клиенты и общественность ощущают неадекватность реакции на их запросы

и требования, поскольку их проблемы решаются строго в соответствии с установленными нормами без учета сложившейся ситуации;
если клиенты или представители общественности указывают бюрократу на излишнюю приверженность нормам, он ссылается на соответствующее правило или инструкцию;
при этом бюрократ не может быть наказан, так как формально он действует абсолютно правильно.
Для бюрократической формы управления характерны следующие негативные социально-психологические черты:
игнорирование человеческой природы;
господство духа отчуждения;
ограниченные возможности высказывания взглядов, особенно тех, которые противоречат общепринятому образу мышления;
подчиненность личных целей работников целям организации;
несовместимость с развитой деятельной личностью;
приспособленчество;
игнорирование неформальной организации и межличностных отношений.

Концепция Р.МертонаВследствие этого организация утрачивает гибкость в отношениях с внешней средой: клиенты и общественность ощущают неадекватность реакции

Слайд 20Концепция А. Гоулднера
Американский социолог А. Гоулднер, развивая идеи Вебера, выделял в современном

обществе два типа бюрократии:
1) представительную, где власть опирается на знание

и умение;
2) авторитарную, где власть опирается на негативные санкции, повиновение превращается в самоцель, а власть узаконивается самим фактом пребывания в должности.

Концепция А. ГоулднераАмериканский социолог А. Гоулднер, развивая идеи Вебера, выделял в современном обществе два типа бюрократии:1) представительную, где власть

Слайд 21Виды бюрократии
1. Аппаратная (классическая) бюрократия полностью соответствует модели Вебера. При

таком типе бюро­кратии работники управления весьма мало использу­ют профессиональные знания,

поскольку их основная обязанность — выполнение общих управленческих функций. Такому чиновнику-бюрократу все равно, чем руководить, ибо он владеет навыками и знаниями об­щего управления в очень узкой области, ограниченной рамками своей роли в организации.
НО!!!
В условиях аппаратной бюрократии отсутствует достаточная мотивация, а ум­ственные способности и психологические особеннос­ти работников учитываются и используются не полно­стью. Наконец, аппаратная бюрократия неэффективна в изменяющихся условиях и при возникновении не­стандартных ситуаций, поскольку зачастую принима­ет неадекватные и несвоевременные управленческие решения.

Виды бюрократии1. Аппаратная (классическая) бюрократия полностью соответствует модели Вебера. При таком типе бюро­кратии работники управления весьма мало

Слайд 22Виды бюрократии
2. Профессиональная бюрократия предполагает нали­чие у управляющих глубоких теоретических

и практи­ческих знаний в узких областях деятельности, ограничен­ных ролевыми требованиями.

Основные характеристики деятельности таких бюрократов — высокие степень спе­циализации и уровень компетентности. Как правило, управляющие этого типа обращают внимание не только на процесс управления, но и на условия протекания этого процесса. В результате профессиональная бюрократия (по сравнению с аппаратной) в меньшей степени форма­лизована, у управляющих появляется большая свобода в принятии управленческих решений в рамках своей роли, поскольку высший руководитель не столь осведомлен в решении узких, специфических вопросов деятельности. Как и в аппаратной бюрократии, рабочие места группи­руются по функциональному и иерархическому принци­пам, а принятие управленческих решений происходит централизованно.
НО!!!
Эффективность профессиональной бюрокра­тии резко снижается в тех случаях, когда организация функционирует в неизменных условиях, а основные ком­поненты ее не подвергаются постоянному воздействию внешней среды. так как уровень их профессионализма должен быть достаточно высоким. Это обстоятельство предполагает дополнительные затраты на обучение работников управления. Кроме того, усложня­ются формы применения власти: помимо власти принуж­дения и вознаграждения здесь должны активно исполь­зоваться экспертная и информационная власть.
Виды бюрократии2. Профессиональная бюрократия предполагает нали­чие у управляющих глубоких теоретических и практи­ческих знаний в узких областях деятельности,

Слайд 233. Адхократия как форма бюрократического управ­ления возникла сравнительно недавно. Термин

«адхо­кратия» (от лат. ad hoc — специальный и греч. kratos

— власть) был введен в научный оборот в 70-е гг. XX в. А. Тоффлером, который использовал его для обозначе­ния организационной структуры, основу которой со­ставляют временные рабочие группы, создаваемые для решения одной задачи или проекта. По мнению изве­стного специалиста в области проблем лидерства У. Бенниса, адхократия представляет собой быстро из­меняющуюся адаптивную структуру, организованную вокруг проблем, которые решаются группами специа­листов с различными профессиональными знаниями, подобранных в соответствии с ситуацией.
3. Адхократия как форма бюрократического управ­ления возникла сравнительно недавно. Термин «адхо­кратия» (от лат. ad hoc — специальный

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика