Слайд 1Педагогическая поддержка семьи по повышению культуры здоровья ребенка
Маргарита Георгиевна Колесникова,
к.п.н., доцент
доцент кафедры педагогики семьи СПб АППО
Слайд 2На рубеже ХХ и ХХI веков человечество осознало, что именно
неинфекционные хронические заболевания представляют одну из основных угроз для глобального
развития в XXI веке
Снижают продолжительность жизни
Снижают качество жизни
Резко повышают экономические затраты общества и семьи
Слайд 3Основные причины смерти населения в возрасте 25-64 года
(в %
к общему числу умерших)
Статистическая база данных ОЭСР, http://stats.oecd/org|;
Росстат
Слайд 4 Заболеваемость детей в 2018 году в
Санкт-Петербурге
Наибольший рост
показателя первичной заболеваемости детей в возрасте 0 - 14 лет, в сравнении с 2017 годом, отмечается по классам заболеваний:
«Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ» (+31,1%)
Слайд 568% школьников употребляют фаст-фуд
- ежедневно (11%) или часто (57%)
Фастфуд
ежедневно
2 раза в неделю никогда
нет ответа
ШКОЛЬНИКИ
ПЕДАГОГИ
МЕДИКИ
Слайд 6Распространенность недостаточной и избыточной массы тела среди детей 2-11 мес
недостаточная
масса тела
избыточная масса тела
Слайд 7В основе комплекс факторов
Нарушение
пищевого поведения. Сложность изменения
пищевых привычек человека
Гиподинамия
Зависимость от компьютера
Перегрузки – синдром хронической усталости
Социальные проблемы
Материальные
трудности семьи
Слайд 8НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»
2
ГЕНОМ «ЭКОСИСТЕМЫ» ЧЕЛОВЕКА
Здоровье на 85% зависит от факторов
внешнего мира
и всего на 15% от генома «экосистемы» самого
человека
15%
ФАКТОРЫ ВНЕШНЕГО МИРА
85%
Здравоохранение
Эпигенетическое влияние
Еда, режим питания
Физическая активность
Уровень стресса
Вредные привычки и деструктивное поведение
Природа, климат
Микронутриенты в почве, воде и воздухе
Эпидемиологическое благополучие
Производственные вредные факторы
УСЛОВИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ
≥60%
МАКРО
- И
МИКРО
-ЭКОЛОГИЯ
15-25%
Слайд 9Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года»
полагает основной национальной целью -
- увеличение продолжительности жизни населения РФ и снижение смертности во всех возрастных группах.
Цели и целевые показатели к 2024 (в сфере демографии):
1. увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет (к 2030 – средняя продолжительность жизни - 80 лет)
2. увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7;
3. увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни,
а также увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом
Слайд 10МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВРОХВАНЕНИЯ
РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»
3
Парадигма современного здравоохранения — активная роль
человека в
сохранении своего здоровья и жизни
(информированность | мотивация | возможности)
Осведомленность
в вопросах здоровья
Вся надежда на врача
Навыки общения
Пассивное
поведение
Беспомощность
Изолированность
Информированность
о своем здоровье
Принимай решения
Забота о своем здоровье
Взаимодействуй
Прояви активность
Спрашивай
Оцени возможности
Находи информацию
АКТИВНЫЙ
Знай
о своем
здоровье
ПАССИВНЫЙ
Проактивное сообщество
Слайд 13
Здоровый образ жизни – это, прежде всего, деятельность, активность личности,
которая использует материальные и духовные условия и возможности в интересах
своего здоровья, гармоничного физического и духовного развития
Слайд 14Здоровьесозидающий поступок -
это социокультурное, общественно-полезное деяние, совершенное с позиций
ответственности за себя и других
Слайд 15 Задачи ФГОС ОО (приказ МНО от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», п.1.6)
1) охраны и
укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Новые компетенции педагога в рамках реализации профессионального стандарта «Педагог (воспитатель, учитель)»
В рамках ОТФ 3.1.3 «Развивающая деятельность», ОТФ 3.1.2 «Воспитывающая деятельность»
…развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Слайд 16Основные формы социального партнерства образовательной организации с семьей в области
формирования ЗОЖ
вовлечение родителей в процесс управления ЗСД ОО на основе
механизмов государственно-общественного управления (Управляющие советы, попечительские советы, Советы отцов и т.п.);
проведение совместных детско-родительских мероприятий по формированию здорового образа жизни обучающихся;
развитие детско-взрослых общностей (например, клубов здоровья);
организация семейной проектно-исследовательской деятельности по вопросам здоровья и ЗОЖ
различные формы просвещения родителей в области ЗОЖ (родительские собрания, лектории, школы для родителей, тренинги эффективного родительства);
индивидуальная и групповая консультационная деятельность с семьями учащихся, в том числе с использованием Интернет-ресурсов;
информирование родительской общественности о текущих результатах здоровьесозидающей деятельности общеобразовательной организации и т.п.
Слайд 17Цифровые ресурсы, обеспечивающие педагогическую поддержку семьи
в области здоровья и
ЗОЖ
Информационные и информационно-методические ресурсы (специализированные сайты)
Ресурсы федерального уровня
Линия помощи «Дети
онлайн» detionlane.com – бесплатная всероссийская служба консультирования для детей и взрослых по вопросам безопасного использования интернета
Портал «Цифровая грамотность РФ» цифроваяграмотность.рф –
методические пособия, видео, тексты по цифровой безопасности
Федеральный навигатор для родителей «Растим Детей» растимдетей.рф - материалы о безопасности детей в цифровом пространстве
Слайд 18Цифровые ресурсы, обеспечивающие педагогическую поддержку семьи
в области здоровья и
ЗОЖ
Информационные и информационно-методические ресурсы (специализированные сайты)
Ресурсы регионального уровня
Информационный портал «Открытая
Академия Родительской Культуры» https://spbappo.ru/struktura/institut-detstva/kafedra-pedagogiki-semi/ для оказания психолого-педагогической поддержке семье по вопросам обучения, воспитания, развития ребенка
Слайд 19Цифровые ресурсы, обеспечивающие педагогическую поддержку семьи
в области здоровья и
ЗОЖ
Информационные и информационно-методические ресурсы (специализированные сайты)
сайты методических служб, центров психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи районов Санкт-Петербурга.
ИМЦ Калининского района - информационно-образовательный сервис «Эволюция талантов» для руководителей образовательных организаций, педагогов, обучающихся и их родителей bolshoj-talant.webnode.ru
ЦППМСП Выборгского района совместно с кафедрой педагогики семьи СПб АППО - информационно-методический ресурс для педагогов и родителей, , направленный на создание условий, способствующих преодолению проявлений СДВГ у обучающихся http://xn--o1a1a.xn----btbcfzgflvfabrih2eye.xn--p1ai/
Слайд 20Цифровые ресурсы, обеспечивающие педагогическую поддержку семьи
в области здоровья и
ЗОЖ
Информационные и информационно-методические ресурсы (специализированные сайты)
сайты и порталы образовательных организаций
В
ГБДОУ детский сад № 45 Кировского района - мобильный образовательный портал для родителей «СССР» Союз Самых Современных Родителей. Электронный журнал «С. С. С. Р»: 1) «Коротко о главном» – тематический материал; 2) «Поиграем» – картотеки подвижных игр, дыхательных артикуляционных, пальчиковых гимнастик; 3) «Растим здорового ребенка» – информация по профилактике заболеваний, советы по адаптации детей при поездках на дальние расстояния, рецепты детского правильного питания, видео тренажер по самомассажу и т.д.; 4) «Блиц – консультация» – советы родителям по семейному воспитанию.
Слайд 21Цифровые ресурсы, обеспечивающие педагогическую поддержку семьи
в области здоровья и
ЗОЖ
Интерактивные информационные ресурсы
сайты и порталы образовательных организаций
В ГБДОУ детский сад
№ 47 Красногвардейского района - интерактивные игровые задания по формированию представлений о здоровье и здоровом образе жизни с использованием сервиса LearningApps.org. «LearningApps.org» – это приложение Web 2.0 для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей. Педагоги ДОУ составили авторские задания для детей и их родителей «Мы любим спорт» (викторина), «Здоровячки», «Друзья витаминки» (найди пару), «Полезные привычки» (классификация), «Глаза-зеркало души», «Ушки на макушке», «Здоровые зубки» (кроссворд), «Что сначала, что потом» (хронологическая линейка), «Знатоки» (пазл «Угадай-ка»).
Слайд 22Цифровые ресурсы, обеспечивающие педагогическую поддержку семьи
в области здоровья и
ЗОЖ
Интерактивные информационные ресурсы
сайты и порталы образовательных организаций
ГБДОУ детский сад №
47 Красногвардейского района - интерактивные игровые задания по формированию представлений о здоровье и здоровом образе жизни с использованием сервиса LearningApps.org. «LearningApps.org» – это приложение Web 2.0 для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей. Педагоги ДОУ составили авторские задания для детей и их родителей «Мы любим спорт» (викторина), «Здоровячки», «Друзья витаминки» (найди пару), «Полезные привычки» (классификация), «Глаза-зеркало души», «Ушки на макушке», «Здоровые зубки» (кроссворд), «Что сначала, что потом» (хронологическая линейка), «Знатоки» (пазл «Угадай-ка»).
Слайд 23Цифровые ресурсы, обеспечивающие педагогическую поддержку семьи
в области здоровья и
ЗОЖ
Интерактивные информационные ресурсы
сайты и порталы образовательных организаций
ГБДОУ №18 Кировского района
- создание интерактивной презентации (игры) в программе Power Point с помощью триггера. Триггер – это некоторый объект слайда (например, рисунок, фигура, кнопка, текстовое поле), при щелчке которого выполняется некоторое действие. Интерактивные авторские дидактические игры «Собери картину из частей», «Четвертый – лишний», «Что спрятал художник?», «О чем говорит портрет», «Мои фантазии» успешно используются в практике ДОУ для семейного досуга детей и родителей.
Дом детского творчества Петродворцового района - электронный образовательный ресурс «Береги здоровье смолоду». Предназначен для использования на занятиях в разнообразных объединениях ДДТ для учащихся 6-12 лет и их родителей
Слайд 24Цифровые ресурсы, обеспечивающие педагогическую поддержку семьи
в области здоровья и
ЗОЖ
Дистанционные проекты и программы
сайты и порталы образовательных организаций
ГБОУ СОШ №127
Красногвардейского района - дистанционный проект «Золотые династии Санкт-Петербурга» sites.google.com/site/myenglishteacher127
При создании данного дистанционного проекта используются технологии Web 2.0, включающие в себя инструменты Google, GlogsterEDU, YouTube. Данные технологии позволяют учащимся и их родителям стать активными участниками проекта на всех этапах его реализации: участвовать в выборе династий в ходе Skype-конференции на подготовительном этапе, составлять и редактировать текст виртуальной экскурсии в Google-документах на лингвистическом этапе, примерить на себя роли экскурсоводов и веб-дизайнеров на практическом этапе.
Слайд 25Цифровые ресурсы, обеспечивающие педагогическую поддержку семьи
в области здоровья и
ЗОЖ
Дистанционные проекты и программы
сайты и порталы образовательных организаций
ГБОУ СОШ №235
им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района - проект «Интерактивные квесты в образовательном пространстве музея». Народный музей «А музы не молчали…», посвященному культуре и искусству блокадного Ленинграда. Электронный ресурс – интерактивное пространство школьного музея, позволяющий посетить интерактивную экскурсию, а также познакомиться с культурным наследием блокадного Ленинграда в форме квестов. Программа предполагает групповое прохождение квестов с возможностью выбора ролей внутри группы, а также предусматривают взаимодействие с оператором – педагогом, который общается с учениками в удаленном режиме.
Слайд 26Цифровые ресурсы, обеспечивающие педагогическую поддержку семьи
в области здоровья и
ЗОЖ
Информационно-оздоровительные технологии (ИКОТ)
ИКОТ «БОС-Здоровье» предназначена для формирования навыка диафрагмально-релаксационного типа
дыхания, характерного для здорового ребенка. Формирование и тренировка ДРД осуществляется с использованием аппаратно-программного комплекса путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи
ГБДОУ № 47 Красногвардейского района - релаксационные игры для детей и родителей в программе ProShowProducer. ProShowProducer – это программа для создания оригинальных, ярких слайд-шоу, презентаций и видеоклипов. Релаксационные игры созданы в виде коротких фильмов, слайд шоу из картинок, фотографий, видео и музыки для снижения психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.
Слайд 27
Каждый ребенок в нашем мире имеет право на
образ жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и
социального развития
Конвенция ООН о правах ребенка, р.6.
Слайд 28Будьте здоровы!
к.п.н., доцент Маргарита Георгиевна Колесникова
e-mail: mgkolesnikova@gmail.com
раб.тел.: 8(812) 409-82-60
моб.тел.: +7-952-238-56-65