Слайд 1Связь процесса индивидуализации образования и тьюторского действия
Тряцина Татьяна Матвеевна, методист
МБОУ ДО ЦДТ Устиновского р-на г. Ижевска,
федеральный эксперт МТА в
области индивидуализации образования и тьюторства
Слайд 2Контекст: изменение парадигмы образования
Г.Н.Прозументова, 2010
Слайд 3ФЗ №273 «Об образовании в РФ»
Обучение – 158
Развитие –
88 (развивающий)
Социализация – 83 (социальный)
Индивидуализация – 61 (индивидуальный)
Личность – 22
(личностный)
Слайд 5Индивидуализация
Индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания
своего образования становится сам ребенок.
Индивидуализация - новый подход к образованию,
где изменяется позиция ученика – он становится субъектом, а не объектом образования.
Ковалёва Т.М.
Слайд 6«Индивидуализация – социо-культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост
ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности, свободы и ответственности»
(Большой
толковый словарь по культурологии. Кононенко Б.И., 2003)
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
Слайд 7Ковалева Т.М., д.п.н., МПГУ 08.10.2009
Слайд 8Индивидуализация –
Не индивидуальный подход
Не индивидуальная работа (репетитор, гувернер)
Не индивидуализм
(шагать по головам)
это культура удержания своей цели образования в коллективе
Век
одиночек закончился!!!
Из лекций Т.М. Ковалевой и Е.И.Кобыща
Москва. Апрель, 2012.
Слайд 9Сравнение
Индивидуальный подход
Есть нормы
Ищем индивидуальный «ключик»
Результат- достижение нормы каждым
Индивидуализация
Проявляем интерес, вопрос, намерения
Организуем особую среду для его
реализации
Результат - расширение границ, построение новых возможностей
Из лекций Т.М. Ковалевой и Е.И.Кобыща
Москва. Апрель, 2012.
Слайд 10Обучение Образование
Передача
Знаний
Умений
Навыков
Создать свой
образ
Какой Я?
Для чего Я?
Чему учиться?
Что мне для этого надо?
Из лекций
Т.М. Ковалевой и Е.И.Кобыща
Москва. Апрель, 2012.
Слайд 11Фокус на индивидуальную образовательную программу
– старшая школа
Класс А
Класс Б
Учитель
1
Учитель 2
Массовая, рутинная, линейная
Учебный план
Индивидуальная программа
Индивидуальная, креативная, многообразная
Модули
Ученик
Кейс
Эксперт
Партнер
Учитель
Тьютор
Старая модель: фокус
в образовательных учреждениях
Новая модель: фокус в образовательных программах
Воронцов А.Б., к.п.н., 11.2013
Слайд 12НАШИ ОСНОВАНИЯ (МТА)
Суханова Е.А. 2017
ЧЕЛОВЕК
ЖИЗНЬ
ОБРАЗОВАНИЕ
Индивидуализация
Настоящее
– Будущее
Индивидуализация - процесс накопления, осознания и использования человеком
возможностей и особенностей своей индивидуальности для решения задач образования и жизнедеятельности
Слайд 13
Возможность Результативность
Устойчивость
Результаты
индивидуализации
Исследование МТА: связь результатов индивидуализации образования с условиями
Эффект в массовой практике 10-15%
В практиках индивидуализации и тьюторства 30-40%
Суханова Е.А. 2017
Слайд 14Тьюторство – это не степень помогания, а поиск внутренней опоры
ЧЕЛОВЕКА.
Тьюторское действие осуществляется по отношению к процессу индивидуализации
Слайд 15Тьюторское действие осуществляется по отношению к процессу индивидуализации
Открытое
образование
Индивидуализация
Тьюторское
сопровождение
Из лекций Т.М. Ковалевой и Е.И.Кобыща
Москва. Апрель, 2012.
Слайд 16Модели использования тьюторства в образовательной практике
Тьюторская позиция педагога: ориентация на
проявление интереса, формирование заказа на образование, включение в образовательный процесс,
рефлексия.
Предметное тьюторство: работа по построению и реализации индивидуального образовательного маршрута в предметной (научной ) области.
Тьюторское сопровождение формирования образовательных и профессиональных компетенций – организация среды для пробного действия, освоения новых норм и применения.
Слайд 17Модели использования тьюторства в образовательной практике
Тьютор – навигатор: помощь в
ориентации в разных видах ресурсов для профессионального и образовательного самоопределения,
получения ресурсов для реализации своей цели
Тьюторский проект организации образовательного события: построение ситуации преодоления себя, пробы себя, действия в условиях неопределенности, построения социального «эха», «зеркал»
Слайд 18Модели использования тьюторства в образовательной практике
Тьюторское сопровождение формирования и реализации
индивидуального учебного плана – консультации при составлении, предоставление необходимых ресурсов
(методических, информационных) для реализации, организация анализа и рефлексии (результативность, самоорганизация, перспективы)
Тьюторское сопровождение разработки и реализации индивидуальной образовательной программы обучающихся –построение цели своего образования, анализ внутренних и внешних ресурсов, проектирование маршрута в ОУ и во вне, анализ результативности.
Слайд 19Институциональные формы:
Дошкольное образование
ФГОС (выдержки)
Дошкольное образование
построение образовательной деятельности на
основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
Опыт ПИиТ: Иркутская обл., г.Братск, МБДОУ «ЦРР-ДС № 9» Ноздриан Елена Иннокентьевна
Слайд 20Неинституциональные формы:
Дошкольное образование
ФГОС (выдержки)
Дошкольное образование
построение образовательной деятельности на
основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
Центр «Лад» Лада Лазарева
Слайд 21Институциональные формы: Начальная школа
ФГОС (выдержки)
самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления,
оценки и классификации объектов, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для
решения задач творческого и поискового характера, создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений
Слайд 22Институциональные формы: Начальная школа
«Пробы» в учебной деятельности: итог наличие «опор»
Выбор
внеучебных видов деятельности для реализации потребностей и интересов: итог перечень
«мест»
Инструмент: расписание выбранных мест
ПИ«Тьюторская позиция педагога начальных классов в образовательном пространстве школы»
Пигарева Наталья Геннадьевна, учитель МАОУ «СОШ №135» г. Перми
Слайд 23Институциональные формы:
Основная школа
ФГОС (выдержки)
Метапредметные результаты должны отражать: умение самостоятельно
определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Слайд 24Институциональные формы:
Основная школа
Выбор способов и форм учебной деятельности: итог
темп, объем, форма изучения обязательных учебных предметов
«Предпрофессинальные» пробы в разных
видах деятельности: итог самоопределение и формулирование образовательного запроса
Инструменты: рефлексивный дневник и карта «проб»
Слайд 25Институциональные формы:
Основная школа
ПИиТ: п. Италмас, БУО школа-интернат «РЛИ». Морозова Ирина
Александровна, Чернова Татьяна Геннадьевна, Мокрушина Ольга Анатольевна «Тьюторское сопровождение индивидуальных
образовательных проектов обучающихся в основной и старшей школе»
ПИиТ: Ягул, МБОУ Ягульская СОШ», Киршина Лариса Николаевна «Сопровождение проектной деятельности обучающихся в условиях пилотного введения ФГОС ООО и СОО»
МР: Ижевск, МБОУ ДО ЦДТ Устиновского района, Блинова Татьяна Владиславовна, Трясцина Татьяна Матвеевна, Болоткова Елена Михайловна «Навиагатор для сопровождения учебного проекта 5-6-классника» (рабочая тетрадь)
Слайд 26Институциональные формы:
Старшая школа
ФГОС (выдержки)
метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе
и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности и т.д.
Слайд 27Институциональные формы:
Старшая школа
Проектирование и реализация ИОП: итог достижение образовательных
целей субъекта
ИОП – личный проект
Инструмент : дорожная карта реализации ИОП
Образовательный
запрос как индикатор готовности субъекта к проектированию своей ИОП
Вариативность в образовательном процессе как условие для создания полноценной ИОП
Пробное действие как условие для реализации вариативности
Слайд 28Условия необходимые
для «зарождения» ИОП
ТТ: Удмуртская Республика, г. Ижевск, АМОУ «Гуманитарный
лицей» Митрошина Татьяна Михайловна - «Образовательная картография»
Слайд 29Институциональные формы:
Старшая школа
ПИиТ: Восткинск, МБОУ «Воткиснский лицей», Ковырзина Людмила
Николаевна «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы обучающихся в многопрофильном лицее»
МР:
п. Италмас, БУО школа-интернат УР«РЛИ». Мокрушина Ольга Анатольевна «Игра Вертушка: обеспечение получения старшеклассниками опыта разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов»
Слайд 30Индивидуальзация.
Место педагога в школе.
Слайд 31Институциональные формы: Дополнительное образование
Выбор внеучебных видов деятельности для реализации потребностей
и интересов: итог перечень «мест»
Инструмент: расписание выбранных мест
ПИ: г. Ижевск,
МБОУ ДО ЦДТ Устиновского р-на г. Ижевска. Трясцина Татьяна Матвеевна, Болоткова Елена Михайловна, Блинова Татьяна Владиславовна - «Подготовка педагогов для сопровождения исследовательской деятельности учащихся»
Слайд 32Add Title
Личность
исследователя
Фестиваль
НОУ
Инструктив
Исследовательская экспедиция
«Лето наших открытий»
2 сессия ДООП
«Школа
исследова
телей»
Конференция
«Исследователь нового века»
1 сессия
ДООП
«Школа
исследова
телей»
Структура деятельности программы «Исследователь
нового века» (ЦДТ)
Пример
http://vk.com/club44495473
Слайд 33Экспедиция как
образовательное событие
Тьюторский проект организации образовательного события: построение ситуации
преодоления себя, пробы себя, действия в условиях неопределенности, построения социального
«эха», «зеркал»
Суханова Е.А. 2017
Книга «Образование за пределами
обыденного: событие действий,
событие учения – событие себя»
/Коллектив авторов. -2-е изд.-
М.:Некоммерческое партнерство
«Авторский клуб», 2017. -256с.
Мария Миркес
Слайд 34
2002 - д. Зуевы ключи
2003 - д. Бол. Билиб,
2004
- д. Урдомушур,
2005 - д. Порва
2006 - д.
Поздеры,
2007 - д. Бол. Билиб
2008 - д. Тольён
2009 - д. Ключёвка
2010 – с. Шолья
2011 – с. Кекоран
2012 – д. Яголуд
2013 – с. Норья
2014 – д. Подгорное
2015 – д. Карамас-Пельга
2016 – с. Горняк
2017 – с. Яган
д.Бол. Билиб
д.Подгорное
д.Ключёвка
с.Шолья
с.Кекоран
д.Яголуд
с. Норья
д.Тольён
д.Карамас-Пельга
Экспедиция
«Лето наших открытий»
с.Горняк
с. Яган
Пример
Слайд 35Тьюторское сопровождение
- запрос, реализация, рефлексия
«Другое образование»
Образовательные
программы
«Полевая школа»
«Исследователь»
«От знаний
к проекту»
Творческие
мини курсы:
Прикладные
Туристические
Кулинарные
Ителлектуальные
Фото-видеосъемки
Образовательные
мини курсы
вне выбранного
профиля
Досуговая
Программа
Спортивная
программа
«Образовательный конструктор»
экспедиции «Лето наших открытий»
Слайд 36«Образовательный конструктор»
экспедиции «Лето наших открытий»
Слайд 37 «МастерГрад - город профессий для детей» (5-7 кл.)
Город Чайковский
Автор
сетевого проекта - Тюмина Марина Владимировна, руководитель Пермского регионального отделения
МТА, Федеральный эксперт МТА
m196104@rambler.ru
узнать, какие бывают профессии, попрактиваться в них;
принять самостоятельные решения;
добиться собственных целей;
осознать, какие знания нужны для того, чтобы овладеть профессией;
понять устройство взрослого мира и поиграть в жизнь взрослых; оставаясь в «безопасном пространстве»;
прочувствовать любовь к труду;
задуматься над ценностью заработанных денег
Пример
Слайд 38Перечень согласованных профессий МастерГрада-4
Слайд 39«Управляй мечтой»
Город Березовка
Сетевой проект «Управляй мечтой» как механизм сопровождения профессионального
самоопределения старшеклассников (9 кл.)
Автор проекта - Лашова Валентина Афанасьевна, директор
МБОУ дополнительного профессионального образования «Березовский информационно-методический центр»
vlashova@ya.ru
Принцип сетевого взаимодействия.
Ежегодно формируется проектная команда
Организующее начало – МБОУ ДО «Центр детского творчества» (заместитель директора ЦДТ, -координатор проекта, педагоги доп.образования)
МБОУ ДПО «Берзовский информационно-методический центр» (методист, отвечающий за методическое сопровождение)
МБОУ ОУ района - педагоги школ (как правило, классные руководители 9-ых классов, педагоги-психологи, социальные педагоги),
Партнёры проекта - представители предприятий и бизнеса.
Пример
Слайд 40ИНТЕРАКТИВНЫЙ БАНК ЛУЧШИХ ПРАКТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
http://bestpractice.roskvantorium.ru
Пример
Приоритетный проект Правительства России «Доступное дополнительное образование
для детей» - Фонд новых форм развития образования
Слайд 41«Навигатор»
по ДО Омской области
Результаты работы педагогов дополнительного образования по
созданию Навигатора можно посмотреть на сайте Института развития образования Омской
области http://navigator.irooo.ru/ Мария Лобода centrdod_@mail.ru
Пример
https://www.google.com/maps/d/edit?hl=ru&hl=ru&authuser=0&authuser=0&mid=1X8mjbPesl3rT99H9uvuPzkOtyL4&ll=54.91426766236926%2C71.73939883740229&z=5
Слайд 42Выявление образовательного запроса
Формирование и реализация ИОП
Сетевая коммуникация
Создание тьюторской документации
Создание образовательной
среды
ДООП для педагогов «Основы организации и сопровождения исследовательской деятельности
обучающихся в условиях реализации ФГОС»
По тьюторской модели
Объем 72 часа. Сертификат
Инд.образ. программа/маршрут
Курсовая работа
Тьюторское сопровождение формирования образовательных и профессиональных компетенций
Пример
Слайд 43Образовательный проект
ЦДТ Устиновского района
«Я начинаю карьеру педагога»
Индивидуальный образовательный маршрут
1.
Индивидуальный учебный план (ИУП)
1.1 Инвариантный блок – семинары ЦДТ
1.2 Вариативный
блок – карта образовательных ресурсов ЦДТ +
1.3 Итоговый продукт:
Открытое учебное занятие (и его проведение)
Портфолио педагога (и его защита)
Разработка методического пособия (и его представление)
Публикация в СМИ (и выступление)
Другое _________________
Пример
Слайд 44Институциональные формы:
Высшая школа
Сетевая магистратура тьюторства
Проект введения тьюторского сопровождения студентов
в 5 ВУЗах
Слайд 45Институциональные формы: Доп. профессиональное образование
ПИиТ: Ижевск, АОУ ДПО УР «Институт
развития образования», Совина Лариса Петровна, Киршина Лариса Николаевна «Командное тьюторское
сопровождение сообщества административно – педагогических групп, реализующих ФГОС в пилотном режиме»
ПИиТ: Удмуртская Республика, г. Ижевск, АОУ ДПО ИПК и ПРО, Совина Лариса Петровна, Киршина Лариса Николаевна, Борзенкова Елена Валентиновна – «Тьюторское сопровождение проектной деятельности команды образовательного учреждения»
Слайд 46Институциональные формы: Доп. профессиональное образование
КПК: Удмуртская Республика, г. Ижевск, АМОУ «Гуманитарный
лицей», АОУ ДПО ИПКиПРО
Митрошина Татьяна Михайловна, Черемных Михаил Петрович, Безуленко Мария Александровна,
Васильева Светлана Геннадьевна - «Введение в теорию и практику тьюторства в условиях внедрения ФГОС основной и старшей школы»
“Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов в дополнительном профессиональном образовании” «Архангельский областной институт открытого образования» (далее – АО ИОО) Заявители: Елена Викторовна Балагина, директор Центра развития тьюторской практики АО ИОО, Юлия Сергеевна Филиппова, методист
Слайд 47Объекты гуманитарной экспертизы МТА в области индивидуализации и тьюторства (в
УР)
Практики (7)
Методические разработки (2)
Технологии (1)
Программы КПК (1)
Программы профессиональной переподготовки
Программы магистратуры
Слайд 48Создание «избыточной» образовательной среды (3 вектора расширения)
Культурно-предметный (знания, информация,
курсы)
Социальный
(места, сообщества, люди, события)
Антропологический
(внутренние ресурсы тьюторанта)
внеш
в н е ш
в н у т р
в н у т р
внутр
Схема Т.М. Ковалёвой.
1. Возможность
Слайд 492. Результативность
Сопровождение процесса индивидуализации (тьюторское)
Есть формы сопровождения целеполагания (работа
с интересом, запросом, целевыми установками)
Организованы формы и механизмы навигирования
в среде.
Организованы формы сопровождения образовательных шагов, маршрутов (анализ результативности, координация, корректировка).
Организованы формы анализа и рефлексии образовательного движения, проектирования вариантов нового шага или направления.
Слайд 50
Системный, синергетический и гуманитарный подход к организационному дизайну учреждения
Суханова Е.А.
2013
Текст в приложении
3. Устойчивость
Организационно-управленческие условия индивидуализации
Слайд 51
Альманах
тьюторских
практик
(2013-15 гг.)
Слайд 52Педагогический родник (ИРО УР)
Тьюторское
сопровождение
в образовательном
пространстве УР
Слайд 53РЕАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ОУ:
нужен педагог, который может организовывать
тьюторское сопровождение в определённых условиях:
•организовать тьюторское сопровождение обучающихся при переходе
из начальной школы в основную;
•обеспечить индивидуализацию образовательного процесса и тьюторское сопровождение для учащихся с признаками одаренности;
•организовать тьюторское сопровождение обучающихся находящихся на инклюзивном образовании
•обеспечить формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы старшеклассников тьюторским сопровождением;
Слайд 54РЕАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ОУ:
•создать условия для формирования и
развития тьюторской компетентности всех педагогов-предметников и классных руководителей, организовать тьюторское
сопровождение силами этих педагогов;
•организовать тьюторское сопровождение детей, обучающихся на семейной форме образования и самообразования;
•организовать для обучающихся подросткового возраста особые образовательные события, несущие в себе тьюторский потенциал и эффекты тьюторского сопровождения.
•Обеспечить тьюторское сопровождение предпрофильной подготовки с целью определения индивидуального маршрута обучающегося в профильной школе.
Слайд 55Трясцина Татьяна Матвеевна, методист
тел. /3412/ 30-58-44
факс /3412/ 37-17-44
8-912-746-52-41
is-ttm@mail.ru
Программа
городской
опорной площадки
«Исследователь нового века»
tanynat100@gmail.com
http://vk.com/club44495473
Группа «Школа исследователей»
https://sled2017.nethouse.ru
Сайт ГОП
«Исследователь
нового века»
Сайт МТА - странички
Удмуртское региональное отделение
http://www.thetutor.ru/regiony/regionalnye-otdeleniya-mta/udmurtskaya-respublika-ro-mta.html
Дополнительное образование http://www.thetutor.ru/napravlenie-deyatelnosti/dopolnitelnoe-obrazovanie-detej.html
Слайд 56Практика индивидуализации образования и тьюторства
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
развития детского интереса
в дошкольном образовании
образовательной инициативы в начальной школе
пробно-поисковой деятельности, проектной деятельности
в подростковой школе
образовательного и профессионального самоопределения старшеклассников
научно-исследовательской деятельности студентов в вузе
процесса профессионализации
самостоятельного обучения в электронной среде
формирования и реализации индивидуальной образовательной программы в Открытом образовательном пространстве
привлечения и использования ресурсов социальной сферы для построения и реализации программы личностного развития