Слайд 1Слог. Ударение. интонация
Лекция 2
Слайд 2слог
Слог – последовательность звуков, минимальная произносительная единица речи. Слог может
состоять из одного или нескольких звуков.
Например, а – ист, чай-ник,
ма-ма, ар-тист.
Слог = слоговой звук (гласный) + неслоговые звуки (согласные).
Центр слога
Слайд 3Теории слога
Динамическая теория слога:
слог – это волна силы, интенсивности.
Звуки, которые обладают высокой звучностью, также обладают и большей силой,
интенсивностью.
Самый интенсивный звук – слоговой.
Сонорная теория слога:
слог – это волна звучности.
В слоге группируются звуки разной степени звучности.
«Формула Потебни»:
4 (максимальная звучность) – гласные,
3 – звонкие сонорные согласные,
2 звонкие шумные согласные,
1 – глухие согласные,
0 – пауза.
Слайд 4Сонорная теория слога
Попрыгунья
4 пика звучности – 4 слога
Слайд 5Виды слогов
1. Прикрытый слог начинается с неслогового звука (согласного). Например, сам,
ма-ма.
2. Неприкрытый слог начинается со слогового звука (гласного). Например, а-ист,
он.
3. Закрытый слог оканчивается на неслоговой звук (согласный). Например, стол, край.
4. Открытый слог оканчивается на слоговой звук (гласный). Например, за-ко-ны.
Слайд 6слогораздел
Слогораздел – это реальная или потенциальная граница между слогами.
Саша
пришёл.
Са-ша, иди сюда!
Сонорная теория слога: деление на слоги
происходит по принципу восходящей звучности. Слогораздел проходит по месту падения звучности.
Пример:
Слайд 7слогораздел
Обратите внимание!
1. Если слово содержит неслоговой [и], то он всегда
отходит к предшествующему гласному,
например, чай-ник, зай-чик.
2. Сонорный согласный
может отходить к предшествующему гласному,
например, кон-верт, вол-на.
3. Слогораздел и правила переноса слов с одной строки на другую могут не совпадать.
Например, в слове сестра слогораздел такой – се-стра.
Способы переноса: се-стра, сес-тра, сест-ра.
Слайд 8Фонетическое слово. ударение
Фонетическое слово - это последовательность слогов, объединенных общим
ударением.
Ударение — это выделение определенной произносительной единицы в составе
другой такой единицы более высокого уровня: ударение выделяет в слове слог, в синтагме или во фразе — слово.
Различают словесное, синтагматическое и фразовое (или логическое) ударение.
Слайд 9Словесное ударение в русском языке
1. Силовое (динамическое): ударный слог в
слове отличается большей силой, напряженностью, а следовательно, громкостью.
2. Разноместное: ударение
может падать на любой слог слова и на любую морфему.
3. Свободное: Ударение не закреплено на определенном слоге.
Начало слова: выпустить, домик
Середина слова: дорога, столовая
Конец слова: дела, дорогой, распространять.
Слайд 10Словесное ударение в русском языке
4. Подвижное: ударение может передвигаться с
одного слога на другой при словоизменении.
96% русских слов имеют неподвижное
ударение
на основе: делать – делаю – делаем - делал,
на окончании: статья – статьи – статье – статьям.
Ударение может двигаться
при образовании форм слова: сниму – снимешь – снимет – снимем – сняла - сняли
при образовании производных слов: глухой – глухость.
Слайд 11Виды ударения
Слабое ударение
Слабое ударение имеют:
некоторые двусложные и трёхсложные предлоги и
союзы: около дома, если сможешь
относительные слова: письмо, которое прислали
простые числительные:
два часа
некоторые местоимения: он приехал.
Побочное ударение
В некоторые словах есть два ударения – основное и побочное.
Побочное ударение имеют:
Сложные и сложносокращённые слова: водонепроницаемый, старорусский.
Слова с некоторыми приставками: послеобеденный.
Слайд 12клитики
Некоторые слова не имеют ударения.
Пример: на горе, за окном (предлоги
на и за не имеют ударения).
Слова без ударения – клитики.
Клитика
– это слово, грамматически самостоятельное, но фонологически зависимое. Клитики в фонетическом слове могут размещаться до основного слова или после него.
На горˊе
клитика
Слово с ударением
Фонетическое слово
Слайд 13клитики
Проклитики
стоят перед ударным словом.
Пример: под дˊом, от нˊас.
Энклитики
стоят после
ударного слова.
Пример: стˊать бы, дˊай же.
Энклитика может быть самостоятельным
словом, если при сочетании его с предлогом происходит перетягивание ударения на предлог:
Пример: за́ город, по́д носом, на́ бок, по́д гору.
В этом случае самостоятельное слово теряет ударение.
Слайд 14Функции ударения в русском языке
Слайд 15Синтагма
Синтагма – это последовательность одного или нескольких фонетических слов, ограниченная
паузами.
И вот в воскресе́нье / мы отправились в ци́рк.
Синтагма
Синтагматическое ударение
Синтагматическое ударение
Фраза
В прошлом году / мы были на озере Селигер.
синтагма 1 синтагма 2
Фразовое ударение
Слайд 17интонация
Интонация – это совокупность просодических характеристик предложения: тона (повышения/понижения тона
голоса), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей
произнесения.
Основное интонационное средство - движение тона голоса (повышение и понижение) на протяжении синтагмы.
Интонационная конструкция – это устойчивая схема движения тона в пределах фразы, которая выражает типовые значения предложений.
Слайд 20ИК-1
На центре ИК тон понижается, в письменной речи в конце
предложения с ИК-1 обычно ставится точка.
Схема ИК-1.
── ──
↘ ──
──
Фонетика изучает звуковую сторону языка.
ИК-1 используется :
1) При выражении сообщений:
Писатель ещё не закончил роман.
2) При произнесении названий, заглавий, при этом в конце могут быть разные знаки препинания:
Раздел первый. «Что делать?». «Хорошо!». «Герой нашего времени».
При нейтральном порядке слов центр ИК-1 обычно находится в конце предложения. Передвижение центра ИК-1 играет смыслоразличительную роль.
На четвёртом курсе изучают фонетику (не синтаксис).
На четвёртом курсе изучают фонетику (не на первом).
Слайд 21ИК-2
ИК-2 похожа на ИК-1. Различие между ними состоит в более
высоком уровне тона и усилении словесного ударения на центре ИК-2.
ИК-2 обычно используется при выражении вопроса с местоимёнными вопросительными словами кто? что? где? куда? когда? откуда? какой? и др.
Схема ИК-2:
── ──
↘ ── ──
Что такое филология?
Передвижение центра ИК-2 играет не смыслоразличительную, а уточняющую роль. Ответ на вопрос при этом не меняется.
-Где вы учитесь?
- На филологическом факультете.
-Где вы учитесь? (не ваш друг)
На филологическом факультете.
Где вы учитесь? (а не работаете)
На филологическом факультете.
Слайд 22ИК-2
ИК-2 также используется:
Требование с повелительным наклонением: Откройте тетрадь! Пишите! Повторите
ваше определение!
При выражении приветствия, прощания, извинения, благодарности: Здравствуйте! Привет! Пока!
Извините! Спасибо!
При обращении: Ира! Ребята! Мария Михайловна!
В сообщении, если нужно что-то подчеркнуть или противопоставить: Русский язык относится к славянским языкам (а не к германским).
Слайд 23ИК-3
Наиболее типичное употребление ИК-3 – в вопросах без вопросительного слова
(общий вопрос). В центре ИК-3 – резкое восходящее движение тона.
Схема
ИК-3:
── ── ↗
── ──
Фонетика изучает звуки?
Да, звуки.
Передвижение центра ИК-3 в вопросах без вопросительного слова играет смыслоразличительную роль:
Фонетика изучает звуки?
Да, звуки.
Фонетика изучает звуки?
Да, фонетика.
Слайд 24ИК-3
ИК-3 так же ,как и ИК-2, используется в предложениях со
сказуемым в повелительном наклонении, но выражает вежливую просьбу или совет,
ср.:
Сотрите с доски. Ознакомьтесь с книгой. Ответьте на письмо.
Слайд 25ИК-4
Наиболее типичное употребление ИК-4 – в неполных вопросах с сопоставительным
союзом «а». В центре ИК-4 – сложное нисходяще-восходящее движение тона.
Схема
ИК-4:
── ──
── ── ↘↗
Пушкин родился в восемнадцатом веке.
А Крылов?
Тоже.
А Лермонтов?
Лермонтов родился в девятнадцатом веке.
Слайд 26ИК-4
ИК-4 также используется:
В вопросах анкетного характера: Ваше имя? Ваша фамилия?
Гражданство?
В вопросах с оттенком требования: Ваша зачётка? Ваш билет?
В вопросах
с выражением неудовольствия, раздражения: Почему вы не сделали домашнее задание? Вы когда-нибудь приходите вовремя?
В вопросах официального характера: Когда у вас первый экзамен?
Слайд 27ИК-5
Наиболее типичное употребление ИК-5 – оценочные предложения при выражении высокой
степени проявления признака, действия, состояния. ИК-5 имеет два центра. Первый
центр – восходящее движение тона, второй центр – нисходящий тон.
Схема ИК-5:
── ──
── ── ↗ ↘ ── ──
Какое красивое слово!
Какой удачный пример!
Какая интересная мысль!
Какие недисциплинированные студенты!
Отвратительно! Замечательно!
Слайд 28ИК-6
Движение тона в ИК-6 близко к ИК-4.
Наиболее типичное употребление ИК-6,
как и ИК-5 – оценочные предложения, но ИК-6 подчёркивает бытовую
ситуацию, снижая степень оценки.
Схема ИК-6:
── ──
── ── ↗
Какая музыка! (на дискотеке)
Какой замечательный роман! (о малоизвестном произведении)
Фильм интересный! (неизвестный фильм)
Слайд 29ИК-6
ИК-6 используется в вопросах со значением недоумения или припоминания:
Как он
учится? Не могу понять. Ведь он целый день на работе.
Какую
она читала книгу? Не могу вспомнить.
Слайд 30ИК-7
Движение тона в ИК-7 близко к ИК-3.
Схема ИК-7:
── ── ──
──
── ↗
ИК-7 употребляется:
Отрицание признака, невозможность действия, состояния: Какой он
учёный! У него нет ни одной серьёзной работы (=он плохой учёный). Ты ходил на лекцию? Какая там лекция! У меня украли документы.
При усилении утверждения, отрицания, оценки: Какая интересная лекция! Я рад ,что смог её послушать. Хороший доклад! Жаль, что ты его не слышал.