Слайд 1Маржинализм
Презентацию подготовили
Студентки 24 группы
Быкова Вероника
Колесник Дарья
Слайд 2Маржинализм – школа экономической мысли, которая исследовала предельные величины и
изучала взаимосвязь между данными целями и данными ограниченными средствами, имеющими
альтернативные возможности использования.
Термин «маржинальная революция» отражает новые методы экономического анализа, созданные школой маржинализма.
Слайд 3Маржинализм возник в 70-х гг. XIX в. в странах Западной
Европы и прошел два этапа.
I этап (Представителей первой волны маржинализма
называют основателями теории предельной полезности и теории равновесия)
К. Менгер –основатель австрийской школы маржинализма, «Основания политической экономии»;
Л. Вальрас - основатель лозаннской школы маржинализма, «Элементы чистой политической экономии»;
У. Джевонс – английский экономист, «Теория политической экономии».
II этап начался в 90-е гг. XIX в.
А. Маршалл – основатель Кембриджской школы маржинализма, «Принципы экономикс»;
В. Парето -продолжатель традиций лозаннской школы, «Курс политической экономии»;
Дж. Б. Кларк - основатель американской школы маржинализма, «Философия богатства» .
Слайд 4Сущность маржиналистской революции:
Центр тяжести в анализе был перемещен с издержек
на конечные результаты. В качестве исходного момента для экономической теории
была принята субъективная мотивировка экономического поведения индивидов. В экономическую науку был впервые введен принцип предельности. Возник предельный анализ.
Маржиналисты сделали упор на статических задачах, характерных для краткосрочных периодов, в которые величины не успевают измениться. При этом анализируются различные способы использования ресурсов для удовлетворения потребностей.
Произошла революция в теории ценности. Ценность определяется степенью полезного эффекта, т.е. степенью удовлетворения потребностей.
Слайд 5I этап
Закон убывающей предельной полезности: достижением производителей можно считать не
все то, что они могут произвести, а только нужное потребителям
количество блага;
Маржинализм исследовал факторы, влияющие на потребительский спрос, взаимовлияние цены и спроса, взаимодополняемости (комплементарности) производительных благ;
Австрийская школа основывала свои исследования только на психологических субъективных оценках благ потребителями, за что ее называют субъективистской школой;
Слайд 6I этап
Бём-Баверк разрабатывал теории капитала и процента. Его теория ожидания
объясняет происхождение процента отказом от текущего дохода в пользу будущего
дохода в результате трех основных причин:
различных условий для удовлетворения желаний с точки зрения доходов;
недооценки будущего;
технического превосходства настоящих благ по сравнению с будущими;
Принцип альтернативных издержек (упущенную выгоду (в частном случае — прибыль, доход) в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей);
Разработаны проблемы взаимосвязи рынков продуктов и рынков факторов производства. На рынке факторов производства покупателями являются предприниматели, а продавцами – домашние хозяйства (собственники факторов производства). На рынке товаров они меняются местами.
Слайд 7II этап
Маржиналистов «второй волны» называют неоклассиками.
Сложился новый метод
экономической науки – функциональный: экономические явления изучались в их взаимовлиянии
друг на друга, с описанием характера количественных изменений.
Теория предельной производительности (практический вывод заключается в том, что у предпринимателя исчерпываются стимулы к увеличению фактора производства, когда цена этого фактора начинает превышать его возможные доходы);
Слайд 8II этап
Количественная теория денег И. Фишера, который ввел в экономическую
теорию уравнение обмена:
Допуская, что скорость обращения и объем продаваемой продукции
постоянны, Фишер пришел к выводу, что единственным результатом увеличения количества денег является рост цен.
Слайд 9Достоинства:
Человек с его потребностями, субъективными оценками и спросом стал объектом
экономических исследований;
Маржинализм позволил определить условия потребительского и общего рыночного равновесия,
способствовал изучению механизмов ценообразования и формирования рыночного спроса, взаимосвязи между полезностью товара и его ценой;
В различных экономических теориях начал широко использоваться принцип редкости или ограниченности ресурсов;
Стали учитываться психологические факторы экономического поведения людей, без которых невозможен объективный анализ микроэкономических и макроэкономических процессов.
Слайд 10 Недостатки:
Игнорирование в экономическом анализе сферы производства, в которой создаются
экономические блага и формируется предложение товаров;
Преувеличение роли субъективных оценок людей
и психологических факторов в экономике и недостаточный учет объективных экономических взаимосвязей и закономерностей;
Исключение из предмета экономических исследований социальной структуры, социальных отношений в обществе;
Слабая связь с практикой в связи с вышесказанным.