Слайд 1Майборода Дмитрий Владимирович
Д 317 кафедра философии и логики
Д 211 читальный
зал
Слайд 2Компьютеры МГЛУ (Д401, В207)/ Fserver (студенческий)/КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ЛОГИКИ/ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Mslu.by/Подразделения/Философии и логики/Основы современного естествознания/…
Слайд 3Основы современного естествознания
Наука и научная картина мира. Цель и
задачи науки
Структура научного знания и классификация наук
Функции науки и ответственность
ученого в современном мире
Слайд 4Литература
Концепции современного естествознания. М., 2005 (под ред. Борщова А.С.), с.
9 – 26.
Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000. с. 231
– 293.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2005. С. 7 – 54.
Д.В.Майборода Основы современного естествознания (курс лекций). — Минск, 2013.
Слайд 5Протонаука – донаучное знание прежде всего архаического, древнего и средневекового
обществ, впоследствии вошедшее в преобразованном виде в науку.
Слайд 6Квазинаука (псевдонаука, лженаука, паранаука) – сфера человеческого знания (повседневное мировоззрение,
мифология, религия, идеология или искусство), противостоящая науке, но заимствующая у
нее формы
репрезентации и претендующая на ее статус. Квазинаука нередко содержит в себе протонаучные знания
Слайд 7Наука - форма познавательной деятельности, направленная на выработку системных, объективных
и обоснованных знаний о физическом мире, человеческом обществе и мышлении.
Современная наука характеризуется инновативностью.
Факт приоритетен по отношению к теории, особо ценны опыты
Слайд 8Научная картина мира – система, включающая представления об основных исследуемых
объектах, структурах их взаимодействия (в т.ч. пространстве и времени) и
порядке их трансформации
принципов и законов развития). В конкретных науках - картина исследуемой реальности (аналогичные компоненты).
Слайд 9Наука как форма деятельности требует от человека рациональности, особой квалификации
и компетентности в уже выработанных знаниях и методах поиска новых
знаний, а также навыков кооперации с другими учеными.
Слайд 10Кооперативность современной науки выражается в том, что она предстает как
особая социальная институция, основанная на сотрудничестве и разделении труда ученых,
ее важнейшими подструктурами предстают Академии наук, научно-исследовательские лаборатории, университеты, колледжи и другие научно-образовательные институты
Слайд 11Наука также предстает как реальная производительная сила
Это соответствует цели науки:
Цель науки - преобразование природы в интересах человека.
Слайд 12Задачи науки:
адекватное описание фактов мира,
систематизация и объяснение (выявление причин
и закономерностей) фактов,
Проектирова-ние продуктивных преобразований и их последствий
Слайд 13Классификация наук (по Аристотелю+):
Теоретические науки – метафизика (или «первая философия»),
физика (или «вторая философия») и математика, – раскрывают основные законы
всего (фундаментальные науки).
Практические науки (этика, политика (+экономика)), - совершенствуют человеческую деятельность.
Творческие науки (риторика, поэтика и другие формы эстетики) – науки-искусства, делают жизнь приятнее.
Современность: практические и творческие – прикладные науки, дающие результат
Слайд 14По предмету и методу (с 19 в.):
Социально-гуманитарные науки (метод понимания,
выявление индивидуального, идеи и события, ее образец – история, а
язык – психология)
Естественные науки (метод объяснения, выявление законов, общего и повторяющегося, образец – физика, а язык – математика)
Слайд 15Философия – основа и тех, и других (часто философию считают
гуманитарной наукой, что неверно).
Основные области естествознания: физика, химия и биология.
Физика – основа естество-знания
Слайд 16Каждая разработанная отдельная наука обладает собственной структурой:
Эмпирический уровень науки складывается
из зарегистрированных научных фактов, или протокольных предложений, являющихся описаниями или
измерениями исследуемых объектов.
Слайд 17Теоретический уровень науки состоит из проблем, гипотез и теорий. Научная
проблема зачастую отражает практические затруднения людей, но она всегда, по
сути, – недостаток знаний.
Слайд 18Гипотеза - возможное восполнение недостатка знания и решение проблемы. Гипотеза
– теоретическое предположение с неопределенностью функции истинности, она требует проверки,
подтверждения фактами. Гипотеза в достаточной мере обоснованная фактами принимается как теория. Совершенно полная верификация имеет место редко.
Слайд 19Теория как подтвержденная гипотеза и действительное решение проблемы – важнейшая
форма научного знания, выражающая целостный и подтверждаемый фактами образ исследуемой
реальности.
Слайд 20Элемент теории, описывающий определенную сторону исследуемой реальности, зачастую подразумевающий особый
взгляд на нее и нередко являющийся отчетливо авторским, называется концепцией.
Слайд 21Метатеоретический уровень науки – та ее основа, посредством которой она
смыкается с собственно метатеоретическими науками, и, прежде всего, – философией.
Слайд 22Именно поэтому часто наиболее абстрактные теории, фундаментальные принципы, идеалы и
нормы, общие схемы (парадигмы) определенной науки и называются ее философией
(e.g., философия биологии).
Слайд 23В целом метатеоретический уровень стабилен, но там также происходят парадигмальные
изменения («научная революция»).
Философия, логика и математика – важнейшие метатеоретические
науки
Слайд 24Функции науки
1. Мировоззренческая (наука определяет главенствующий тип мировоззрения сегодня +
в ходе научной работы организуется особый вид личности) определяет доминирующие
представления о мире и человеке, тем задавая особый тип личности
Слайд 252. Познавательная (она осуществляет сбор достоверных знаний о мире, организует
их в единую систему и картину мира)
Слайд 263. Социально-техническая, или цивилизационная (наука способствует формированию общества, в котором
мы живем, задавая его основные практические условия его жизни)
Слайд 27«Этос» науки, Концепция Мертона
универсализм (оценка любой научной идеи или гипотезы
должна зависеть только от ее содержания и соответствия техническим стандартам
научной деятельности, а не от социальных характеристик ее автора, например, его статуса);
коллективизм (результаты исследования должны быть открыты для всего научного сообщества);
Слайд 28бескорыстность (при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремится к
получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы);
Слайд 29организованный скептицизм (исследователи должны критично относиться как к собственным идеям,
так и к идеям, выдвигающимся их коллегами).
Слайд 30
Плагиат – безусловно недопустимая в науке кража (присвоение) чужого
открытия или произведения (или его части), например, выдавание скачанного из
интернета реферата за свой собственный.
Оригинальность – авторство и инновативность