Слайд 2	После отечественной войны 1812 года, когда народ с оружием в
                                                            
                                    
руках поднялся на защиту Родины, многие надеялись на освобождение крепостных
                                    крестьян.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Обсудите в парах
Какой была жизнь крестьян в то время?
 Мирились
                                                            
                                    
ли крестьяне с такой жизнью?
Что такое крепостное право?
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4	Крепостное право –это такие законы, по которым большинство русских крестьян
                                                            
                                    
не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала
                                    помещикам, а работать на ней должны были крестьяне.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5	Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» -
                                                            
                                    
крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Крестьян, прикреплённых
                                    к помещичьей земле, называли крепостными.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6	Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на
                                                            
                                    
них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли
                                    – иногда до смерти. Их продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7	Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами.
                                                            
                                    
Были среди крепостных прекрасные художники, музыканты, скульпторы. Прекрасные произведения искусства
                                    созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчи-тать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8	В 1861 году царь Александр II подписал манифест о крестьянской
                                                            
                                    
вольности. В один и тот же день он был прочитан
                                    в церквах по всей территории      Российской империи.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9	Отныне крестьяне больше не являлись собственностью помещиков – они могли
                                                            
                                    
самостоятельно вести свои дела. В русскую историю Александр Второй вошёл
                                    как царь-освободитель.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10	Отныне все жители России были свободными и могли сами устраивать
                                                            
                                    
свою жизнь. Хотя по прежнему возможности для этого у всех
                                    были различными. Разная судьба ожидала ребёнка из семьи богатого помещика, фабриканта, купца и ребёнка из семьи бывших крепостных крестьян.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11	С именем Александра Второго, взошедшего на престол в 1855 году,
                                                            
                                    
связано много изменений в жизни страны. Наступили новые времена. Александр
                                    Второй провёл важные реформы.
 Его царствование было прогрессивным для России.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12	За счёт притока крестьян, пришедших в город на заработки, быстро
                                                            
                                    
начало расти население Петербурга, Москвы и других городов.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13	В центрах обоих городов, наряду с красивыми дворцами знати, оставшимися
                                                            
                                    
от прежних времён, появились здания банков, универсальных магазинов, музеев, театров.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14	В это время возникли многие крупные фабрики и заводы. В
                                                            
                                    
Петербурге появились Путиловский и Балтийский заводы. В Москве – текстильные
                                    мануфактуры: Трёхгорная и Даниловская.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Солдаты стали служить в армии 6 лет вместо прежних 25.
Отслуживший
                                                            
                                    25 лет солдат возвращается в обветшавший дом, где его никто
                                    не ждет.
Солдат-срочник (6 лет службы) возвращается к семье. 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16	Получило развитие образование.
 Одних народных училищ при Александре Втором возникло
                                                            
                                    
почти 20 тысяч, а женских учебных заведений – до 300
                                    тысяч.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17 Работа по учебнику
Прочитайте текст
на с.124-125 учебника.
Какие технические
новшества появились 
в
                                                            
                                    
XIX веке ? 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Технические новшества
 XIX века
Электрическое
освещение
Трамваи
Конная железная
дорога
Лифты
Телефоны
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19	Первая железная дорога пролегла между Петербургом и Москвой. Она открылась
                                                            
                                    
1 ноября 1851 года.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20	Со второй половины XIX века Россия покрылась сетью железных дорог.
                                                            
                                    
Это имело огромное значение для успешного развития хозяйства страны. 
В
                                    конце века началось строительство Транссибирской магистрали. Она связала центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Подведём итоги:
Когда крепостные крестьяне получили свободу?
Какое значение это имело?
Какие технические
                                                            
                                    
достижения изменили жизнь людей?
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Источники:
  http://www.proza.ru/2012/03/22/1179
http://www.megabook.ru/DescriptionImage.asp?MID=469546
http://historykratko.ru/otmena-krepostnogo-prava
http://rostov-region.ru/news/item/f00/s01/n0000161/index.shtml
http://www.kp.ru/radio/stenography/46271/
http://www.referat.ru/referats/view/20636
http://sch5.ru/sites/projec_history/p20aa1.html
http://www.borodino2012.net/?p=3822
http://forum.lvivport.com/showthread.php?s=f80d43ca332b9ef7e515dc523bf86f84&t=74052
http://www.booksite.ru/usadba_new/world/images/5_81.htm
http://2krota.ru/2009/12/01/afishi-sssr-18-foto.html
http://www.moyareklama.ru/Воронеж/афиша/7888
http://www.aif.ru/contestappl/alexandr2
http://kupitkartinu.ru/picture/1037/
http://www.baby.ru/blogs/post/65999976-30095390/
http://kykolnik.dreamwidth.org/368655.html
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/pics/9402-pictures.php?picture=940224
http://www.reforms-alexander2.narod.ru/4_reforms.html 
http://subscribe.ru/group/uchyonyij-sovet/2704787/
http://axinet.ru/forum/f4/t937/
http://clubs.ya.ru/4611686018427415758/replies.xml?item_no=738
http://www.fegi.ru/primorye/flot/flot1_6.htm
http://www.rsu.edu.ru/files/e-learning/Agarev_Native_history_for_non-historical_faculties/R11.htm
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=471
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 23Панова 
Оксана Владимировна
учитель 
начальных классов 
МАОУ «Гимназия №4»
г. Великого Новгорода
Персональный
                                                            
                                    
сайт:
 http://www.panowa-ox.narod.ru/
      
  
                                       E-mail: panowa.ox@yandex.ru