Слайд 1МБУК «ЦБС Дивеевского муниципального района»
Филиал «Сатисская сельская библиотека»
Конкурс мультемидийных
презентаций
«Литературные места России: усадьбы»
Главный библиотекарь
Фролова Альбина Юрьевна
Сатис
2020
Слайд 3
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 – 1940) -–
самый мистический и в
то же время самый документальный писатель ХХ века. Все в
его творчестве имеет свое основание,
свои прототипы. Если что-то случается в жизни, то оно
невольно оказывается на страницах его произведений, а
если что-то случается в произведениях, то оно мистическим образом переходит в жизнь. И оттого мы почти с
документальной точностью можем прогуляться не только
по Москве Михаила Булгакова, но и по
реальному миру его героев.
Слайд 4Вы окунетесь в таинственные события романа М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита»: знакомство Михаила Берлиоза и Ивана Бездомного с «профессором черной
магии», происшествие в ресторане «Грибоедов», судьбоносную встречу Мастера и
Маргариты в «кривом, скучном переулке». Узнаете, где Михаил Афанасьевич проводил спиритический сеанс, устраивал встречу вернувшемуся из эмиграции А. Толстому, познакомился со своей третьей супругой Еленой Сергеевной Шиловской. И главное – увидите дом на Большой Садовой улице 302-бис, где находится та самая «нехорошая квартира».
А начнем мы нашу прогулку с Большого Гнездниковского переулка.
Слайд 5Это один из ранних московских адресов, связанных с биографией М.А.
Булгакова. В доме Нирнзее располагалось московское отделение
сменовеховской газеты «Накануне», которая издавалась в эмигрантском Берлине. Михаил Булгаков для газеты «Накануне» написал целую серию «московских» фельетонов и очерков, в т. ч. «Москва красно-каменная», «Похождения Чичикова», «Красная корона», «Столица в блокноте» и др., а также на страницах Литературного приложения к газете были опубликованы главы «Записок на манжете».
Этот переулок описан в романе «Мастер и Маргарита», как место встречи главных героев.
Дом Нирнзее
Слайд 6Бывшая усадьба дядюшки А. Герцена стала прототипом ресторана «Грибоедов» в
романе «Мастер и Маргарита».
Дом Герцена
Слайд 7Доходный дом О. Н. Волобуевой
В этом доме побывала почти вся
литературная элита Москвы 1920-х гг. Квартира этого доходного дома, в
которой жил друг
Булгакова адвокат В.Е. Коморский, нередко упоминается в ранних фельетонах писателя, как впрочем, и ее хозяева.
Слайд 8Камерный театр
Там, где сегодня разместился Драматический театр
им. А.С. Пушкина, в 1920-х
гг. располагался театр Таирова,
на сцене которого непродолжительное время шла пьеса
М.А.
Булгакова «Багровый остров».
Слайд 9Доходный дом Вешнякова
Михаил Афанасьевич Булгаков часто бывал в этом доме
у
своих друзей Крешковых, здесь же проводил спиритический
сеанс, который лег в
основу одноименного рассказа.
Слайд 10Патриаршие пруды
Самое таинственное и притягательное место в Москве для почитателей
творчества Михаила Афанасьевича Булгакова. Здесь происходит завязка романа «Мастер и
Маргарита».
Слайд 11Дом Пигит
Первый московский адрес Булгакова. Именно в этом доме
в небольшой комнатке шумной коммунальной квартиры поселился М.А. Булгаков
со своей первой женой Татьяной Николаевной Лаппа осенью 1921 г. Писатель жил в бывшем доходном доме Пигита до 1924 г.
Слайд 12Театр Сатиры
По одной из версий, мюзик-холл в цирке Никитиных был
описан в романе
М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», как театр «Варьете», в котором проходил сеанс черной магии Воланда с последующим разоблачением.
Слайд 13Нехорошая квартира
После скоропостижной кончины Михаила Александровича, его квартиру №50 по
адресу Садовая улица 302-бис, заняла свита Воланда с ним во главе.
Сейчас мы знаем это булгаковское место, как нехорошую квартиру. Только вот адрес у нее другой: улица, как и была в романе, Садовая, а вот номер дома – 10. В этом доме, кстати, автор жил с 1921 по 1924 гг.
Слайд 14Памятники Булгакову
и героям его произведений
Данная скульптура демонстрирует застывших в
вечном объятии Мастера, облаченного в больничную пижаму, и Маргариту в
наброшенном на голое тело плаще. Обратите внимание на их ноги: влюбленные парят в воздухе, не касаясь земли.
Слайд 15Памятники Булгакову
и героям его произведений
Фотография изображает неразлучную парочку: клетчатого
гражданина в жокейском картузе и невысокого толстяка с примусом.
Слайд 16Памятники Булгакову
и героям его произведений
На фотографии представлен огромный автомобиль,
доставивший Маргариту на Весенний бал полнолуния. «На остров обрушилась буланая
открытая машина, только на шоферском месте сидел не обычного вида шофер, а черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и в перчатках с раструбами.»
Слайд 17Памятники Булгакову
и героям его произведений
Удивительная скульптурная композиция появилась в
маленьком дворике дома №13 на улице Советской Армии. Казалось бы
самый обычный московский двор неожиданно преобразился, став местом для героев романа Михаила Афанасьевича Булгакова.
Слайд 18Памятники Булгакову
и героям его произведений
Слайд 19Памятники Булгакову
и героям его произведений
– Слушай беззвучие, – говорила
Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами,
– слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, – тишиной. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.
Сон Михаила Афанасьевича бережет его жена, Елена Сергеевна (как известно, именно она послужила основным прототипом Маргариты, а главным прототипом мастера был сам писатель).
Слайд 20Используемые источники информации:
2. http://litvinovs.net/bulgakov/bulgakov_moscow
1. http://dombulgakova.ru/
3. https://yandex.ru/images
4. Паршин Л. Чертовщина в
Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова /
Предисл. А. Вулиса. — М.: Кн. палата, 1991. — 208 с., ил. — (Попул. б-ка). [об некоторых из возможных прототипов героев романа «Мастер и Маргарита», о встречах и беседах автора с родными, близкими и друзьями писателя (женами Т.Н. Кисельгоф и Л.Е. Белозерской, художницей Н.А. Ушаковой и др.): к биографии Булгакова].
5. Воспоминания о Михаиле Булгакове: Сб. / Сост.: Е.С. Булгакова и С.А. Ляндрес. — М.: Сов. писатель, 1988. — 528 с., ил. [Статьи и мемуарные очерки о жизни и творчестве писателя, материалы семейного архива, этапы литературного пути и др].