Разделы презентаций


Медицина в России XVIII век

Содержание

План лекцииРазвитие медицины в России 17-18 века.Развитие высшего медицинского образования.Основание Петербургской академии наук.М.В. Ломоносов и влияние его идей на развитие русской медицины.Борьба с эпидемиями. Мероприятия по борьбе с чумой.Мероприятия по борьбе

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция
Медицина в России
XVIII век

Доцент каф. ОЗиЗ
к.м.н. В.В. Козлов

ЛекцияМедицина в России XVIII векДоцент каф. ОЗиЗ к.м.н. В.В. Козлов

Слайд 2План лекции
Развитие медицины в России 17-18 века.
Развитие высшего медицинского образования.
Основание

Петербургской академии наук.
М.В. Ломоносов и влияние его идей на развитие

русской медицины.
Борьба с эпидемиями. Мероприятия по борьбе с чумой.
Мероприятия по борьбе с сибирской язвой.
Борьба с натуральной оспой.
Мероприятия по предупреждению цинги.
Основные особенности медицины в России к началу 19 века

План лекцииРазвитие медицины в России 17-18 века.Развитие высшего медицинского образования.Основание Петербургской академии наук.М.В. Ломоносов и влияние его

Слайд 3 На рубеже 17-18 столетий Россия встала на путь

национального возрождения и крупных государственных преобразований в общественно-политической, экономической и

культурной жизни страны.
На рубеже 17-18 столетий Россия встала на путь национального возрождения и крупных государственных преобразований в

Слайд 4ПЕТР I ВЕЛИКИЙ [30 мая (9 июня) 1672, Москва —

28 января (8 февраля) 1725], российский царь с 1682 (правил

с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной.
ПЕТР I ВЕЛИКИЙ [30 мая (9 июня) 1672, Москва — 28 января (8 февраля) 1725], российский царь

Слайд 5 В начале XVIII столетия Петр I

провел ряд крупных преобразований, ускоривших экономическое развитие страны:

Сенат был объявлен высшим органом управления, вместо Приказов учреждаются коллегии, вводится регистрация всех родившихся и умерших, создаются регулярная армия и военно-морской флот.
Именно тогда выявился острый недостаток во врачебных кадрах, особенно для русской армии. Поэтому в числе неотложных дел Петром I была проведена реорганизация медицинского дела в стране.
В начале XVIII столетия Петр I провел ряд крупных преобразований, ускоривших экономическое развитие

Слайд 6В 1707 г. состоялось открытие в Москве Первого постоянного военного

госпиталя и госпитальной школы при нем.
Позднее были созданы госпитали

для увечных солдат в Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Киеве и Екатеринбурге.
В 1718 г. открыты сухопутный и адмиралтейский военные госпитали в Петербурге и в 1720 г.— адмиралтейский госпиталь в Кронштадте.
В 1707 г. состоялось открытие в Москве Первого постоянного военного госпиталя и госпитальной школы при нем. Позднее

Слайд 7В 1706 г. издается Указ об открытии вольных аптек
В 1719

г. вместо Аптекарского приказа учреждена Медицинская канцелярия, которую возглавил архиатр

П.З. Кондоиди, а в 1763 г. это учреждение преобразовано в Медицинскую коллегию.
Важнейшей государственной реформой явилось открытие в 1725г., Академии Наук в Санкт-Петербурге.
В 1706 г. издается Указ об открытии вольных аптекВ 1719 г. вместо Аптекарского приказа учреждена Медицинская канцелярия,

Слайд 8
В 1721 г. был опубликован составленный при участии Петра I

Адмиралтейский регламент, где особый раздел определял задачи и формы работы

в морских госпиталях.
В 1735 г. был издан специальный «Генеральный регламент о госпиталях». Во главе каждого госпиталя стоял врач, хозяйственная часть госпиталя подчинялась медицинской. Устанавливались обязательные патологические вскрытия трупов умерших в госпитале, рекомендовалось делать зарисовки всех наиболее интересных в медицинском отношении больных и препаратов.
В 1721 г. был опубликован составленный при участии Петра I Адмиралтейский регламент, где особый раздел определял задачи

Слайд 9Развитие общественной медицины
Санитарная статистика
Стали проводиться ревизии населения ("ревизские сказки"), т.е.

переписи населения, учет рождаемости и смертности. В первых 2-х ревизиях

учитывалось мужское население, а с третьей стали учитывать и женское население.
Развитие общественной медициныСанитарная статистикаСтали проводиться ревизии населения (

Слайд 10
Была открыта первая мастерская по ремонту хирургических инструментов и изготовлению

новых
В 1721 г. был опубликован указ ".. о строении

в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалованья".
Была открыта первая мастерская по ремонту хирургических инструментов и изготовлению новых В 1721 г. был опубликован указ

Слайд 11Начало анатомических вскрытий в России связано с именем Петра I.


Будучи в Амстердаме, он слушал лекции, присутствовал на операциях и

анатомических вскрытиях.
В 1717 г. Пётр I приобрел в Голландии анатомическую коллекцию Рюйша, которая положила начало фондам первого русского музея - Кунсткамеры.
Начало анатомических вскрытий в России связано с именем Петра I. Будучи в Амстердаме, он слушал лекции, присутствовал

Слайд 12По указу царя (1718) коллекция Кунсткамеры стала расширяться и пополняться

трудами российских ученых.

По указу царя (1718) коллекция Кунсткамеры стала расширяться и пополняться трудами российских ученых.

Слайд 13Организация органов управления здравоохранением
Аптекарский приказ
Основан в 1620

г. и явился первым государственным медицинским учреждением. В его функции

входило: приглашение врачей (отечественных и иноземных), контроль за их работой и её оплатой, подготовка и назначение врачей, снабжение войск медикаментами и организация карантинных мер, судебно-медицинское освидетельствование, руководство аптеками, сбором лекарственного сырья.
Организация органов управления здравоохранениемАптекарский приказ   Основан в 1620 г. и явился первым государственным медицинским учреждением.

Слайд 14Организация органов управления здравоохранением
Вместо Аптекарской канцелярии в 1721 г. учреждена

Медицинская канцелярия - высший орган медицинского управления России. Во главе

ее стоял архиатр, в дальнейшем директор, который единолично управлял этими учреждениями.
В 1763 году вместо Медицинской канцелярии учреждена Медицинская коллегия. В состав коллегии входили: президент, 3 доктора медицины, штаб-лекарь, оператор и аптекарь. Медицинской коллегии вменялось в обязанность организация медицинской и лекарственной помощи населению, подготовка врачебных кадров, наблюдение за деятельностью аптек.
В 1803 году Медицинская коллегия была закрыта, а ее функции переданы в Медицинский департамент (Министерство внутренних дел)
Организация органов управления здравоохранениемВместо Аптекарской канцелярии в 1721 г. учреждена Медицинская канцелярия - высший орган медицинского управления

Слайд 15Высшее медицинское образование в России.
В начале 18 века в России

было не более 250 врачей, из них большинство - иностранцы.
Первым

русским врачом, с университетским образованием был П.В. Посников, получивший степень доктора медицины в Падуанском университете в 1696 г.
Высшее медицинское образование в России. В начале 18 века в России было не более 250 врачей, из

Слайд 16 Согласно указу Петра I (25 мая 1706 г.),

было решено построить в Москве постоянный военный госпиталь и госпитальную

школу при нем. В 1707 году состоялось торжественное открытие госпиталя на 300 коек и одновременно стала функционировать госпитальная школа для подготовки лекарей. Возглавил Московскую госпитальную школу голландский врач Николай Бидлоо.
Согласно указу Петра I (25 мая 1706 г.), было решено построить в Москве постоянный военный

Слайд 17
В качестве преподавателей в госпитале были приглашены врачи-иностранцы, незнакомые с

русским языком, имевшие возможность преподавать только па латинском и иностранных

языках (преимущественно голландском и немецком). Находившиеся на русской службе врачи-иностранцы, боясь конкуренции, нередко пытались противодействовать подготовке отечественных русских врачей.
Среди врачей-иностранцев находились даже такие, которые утверждали, что русские не способны усвоить обширные знания, необходимые врачу
В качестве преподавателей в госпитале были приглашены врачи-иностранцы, незнакомые с русским языком, имевшие возможность преподавать только па

Слайд 18Николай Ламбертович Бидлоо (1670 – 1735 гг.)
Был приглашен в Россию в

1702 г. в качестве лейб-медика Петра I
Основал первую

лекарскую школу в Москве и составил рукописное руководство «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре», по которому учились первые российские лекари (впервые издано в 1979 г.)
Николай Ламбертович Бидлоо (1670 – 1735 гг.)Был приглашен в Россию в 1702 г. в качестве лейб-медика Петра

Слайд 19При каждом постоянном госпитале с 1735 года вводились должности:

Главного доктора,
Главного

лекаря,
5 лекарей,
10 подлекарей,
Оператора,
Рисовального мастера,
Латиниста
20

лекарских учеников.
При каждом постоянном госпитале с 1735 года вводились должности:Главного доктора,Главного лекаря, 5 лекарей, 10 подлекарей, Оператора, Рисовального

Слайд 20Главный доктор являлся не только педагогом, но и лечащим врачом.

Утром и вечером он делал обходы в присутствии лекарей и

подлекарей, рассказывал о причинах болезни, ее «знаках» (симптомах) и способах лечения.
Главный лекарь - второе ответственное лицо в госпитале. С учениками он два раза в день делал обход хирургических больных, оперировал. Практические занятия проводили «госпитальные лекари». Подлекари несли дежурство по госпиталю.
Главный доктор являлся не только педагогом, но и лечащим врачом. Утром и вечером он делал обходы в

Слайд 21Основными предметами в госпитальных школах были анатомия, «материя медика» (включающая

минералогию, ботанику, фармацию и фармакологию), хирургия с десмургией и внутренние

болезни. Согласно регламенту, вскрытие трупов становится обязательным.
Преподавание проводилось у постели больного.
Основными предметами в госпитальных школах были анатомия, «материя медика» (включающая минералогию, ботанику, фармацию и фармакологию), хирургия с

Слайд 22 С 1754 года в госпитальных школах введен новый

учебный план, рассчитанный на 5-7 летний срок обучения.
На первом-втором

курсах преподавалась анатомия, фармация и рисование
На третьем курсе - физиология
На четвертом - физиология и патология
На пятом и шестом - физиология, патология, оперативная хирургия и медико-хирургическая практика
На седьмом — медицинская практика (по внутренним болезням).
С 1754 года в госпитальных школах введен новый учебный план, рассчитанный на 5-7 летний срок

Слайд 23
Обучение в госпитальных школах заканчивалось строгим публичным экзаменом: экзаменующийся, кроме

ответов на вопросы по анатомии, физиологии, хирургии и внутренним болезням,

собственноручно в присутствии экзаменаторов производил 3-4 операции на трупе.
Обучение в госпитальных школах заканчивалось строгим публичным экзаменом: экзаменующийся, кроме ответов на вопросы по анатомии, физиологии, хирургии

Слайд 24
89 воспитанников русских госпитальных школ в XVIII веке, защитили диссертаций

в заграничных университетах.
Такими были диссертации М. М. Тереховского, М.

Шумлянского, Д. С. Самойловича, А. Ф. Шафонского, К. О. Ягельского и др

89 воспитанников русских госпитальных школ в XVIII веке, защитили диссертаций в заграничных университетах. Такими были диссертации М.

Слайд 25В 1786 г. госпитальные школы были реорганизованы в медико-хирургические училища,

а в 1798 г. - в Медико-хирургическую академию (в Санкт-Петербурге).

В Москве Медико-хирургическое училище стало отделением медико-хирургической академии.
Благодаря стараниям гениального русского ученого Михайло Васильевича Ломоносова (1711-1768) 7 мая 1755 г. в Москве открыт первый университет в составе 3-х факультетов: философского, юридического и медицинского. Первоначально в нем обучалось всего 30 студентов
В 1786 г. госпитальные школы были реорганизованы в медико-хирургические училища, а в 1798 г. - в Медико-хирургическую

Слайд 26В 1791 г. Московскому университету разрешено присуждать после публичной защиты

диссертации учёную степень - "градус" доктора.
После защиты диссертации "О

дыхании" в 1794 г. студенту медицинского факультета Ф.И. Барсук-Моисееву впервые была присвоена учёная степень доктора медицины.
В 1805 году при медицинском факультете были открыты первые три клиники: хирургическая, терапевтическая и акушерская.
В 1791 г. Московскому университету разрешено присуждать после публичной защиты диссертации учёную степень -

Слайд 27Семен Герасимович Зыбелин  (1735—1802)
Был первым русским профессором медицинского факультета Московского

университета  
В 1758 г. он закончил философский факультет Московского

университета, несколько месяцев учился в академическом университете  при Академии  наук, которым руководил  М.В.  Ломоносов, и в 1759 г. был направлен в Лейден для получения степени доктора медицины.
Вернувшись в Россию в 1765 г., начал преподавание теоретической медицины (физиологии и патологии с общей терапией и диететикой). Он был первым; профессором Московского университета, который начал читать лекции на русском, а не на латинском языке, как это было тогда принято.
Семен Герасимович Зыбелин   (1735—1802)Был первым русским профессором медицинского факультета Московского университета   В 1758 г. он

Слайд 28Первым русским по национальности членом Петербургской Академии наук был Михайло

Васильевич Ломоносов (1711-1765) - гениальный отечественный ученый, энциклопедист и просветитель


Первым русским по национальности членом Петербургской Академии наук был Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765) - гениальный отечественный ученый,

Слайд 29М.В. Ломоносов за четыре года учебы в Славяно-греко-латинской академии окончил

8 классов. В числе лучших трех учеников Ломоносов был направлен

для продолжения учебы в Германию, где изучил математику, физику, химию, механику, горнорудное дело и получил звание кандидата медицины .
Вернувшись на Родину, он с 1742 года и до конца жизни работал в Академии наук в Санкт-Петербурге.
В ряде произведений Ломоносова есть высказывания о причинах болезней человека, которые, по его мнению, гнездятся во внешней среде, в погрешностях пищи, изменениях климата.
М.В. Ломоносов за четыре года учебы в Славяно-греко-латинской академии окончил 8 классов. В числе лучших трех учеников

Слайд 30Одной из важнейших проблем медицины является проблема сохранения здоровья народа,

которая в то время только начала зарождаться. М.В. Ломоносов проявлял

огромный интерес к проблемам сохранения здоровья своего народа.
В письме к графу Шувалову «О размножении и сохранении российского народа» М.В. Ломоносов выразил глубокую озабоченность и беспокойство по поводу высокой заболеваемости и смертности населения Российской империи. Он, обращал внимание правителей государства на недостаточное количество докторов и аптек, на отсутствие доступных для народа медицинских книг. Его ученики и последователи продолжали добиваться осуществления идей М.В. Ломоносова.
Одной из важнейших проблем медицины является проблема сохранения здоровья народа, которая в то время только начала зарождаться.

Слайд 31Н.М. Максимович-Амбодик (1744-1812 гг.)
Получил медицинское образование в госпитальной школе в

Петербурге, затем в Страсбургском университете, где в 1775 г. получил

степень доктора медицины.
Впервые на русском языке написал большой труд «Искусство повивания или наука о бабичьем деле», которое стало настольной книгой акушеров России.
Это обширное руководство по полноте и оригинальности до середины XIX века считалось лучшим пособие и для врачей и акушерок.
Н.М. Максимович-Амбодик широко применял акушерские щипцы, а при обучении практическому акушерству ввел фантом.
Н.М. Максимович-Амбодик  (1744-1812 гг.)Получил медицинское образование в госпитальной школе в Петербурге, затем в Страсбургском университете, где

Слайд 32Н.М. Максимович-Амбодик (1744-1812 гг.)
В XVIII веке болезни детей раннего возраста

входили в компетенцию врачей-акушеров. В соответствии с этим пятую часть

своей книги «Искусство повивания» Н. М. Максимович-Амбодик посвятил уходу за детьми и их воспитанию Он считал, что детей надо закаливать, чаще выносить их на свежий воздух, и отдавал предпочтение грудному вскармливанию.
При переводе книги о венерических («любострастных») болезнях к 140 страницам авторского текста добавил 60 страниц своих примечаний.
Н.М. Максимович-Амбодик  (1744-1812 гг.)В XVIII веке болезни детей раннего возраста входили в компетенцию врачей-акушеров. В соответствии

Слайд 33Некоторые ученые издавали брошюры исключительно для народа. Такими являются работы

Д.С. Самойловича «Нынешние способы лечения с наставлением, как можно простому

народу лечиться от угрызения бешеной собакой и от язвления змеей»
Некоторые ученые издавали брошюры исключительно для народа. Такими являются работы Д.С. Самойловича «Нынешние способы лечения с наставлением,

Слайд 34Борьба с эпидемиями - одна из важнейших проблем медицины в

России 18 века

Организация борьбы с часто возникающими

эпидемиями чумы, сибирской язвы, натуральной оспы в 18 веке проводилась как по линии личной инициативы передовых русских ученых-медиков, так и по линии государства.
В целях предупреждения и ликвидации эпидемий проводились общегосударственные мероприятия:
Организовывались карантины и карантинные заставы в местах появления эпидемий;
Сенатом был утвержден специальный «карантинный устав»;
Были открыты «оспенные дома» в Москве и Петербурге и учреждены должности «оспенного доктора»;
Открыты «маленькие лазареты» на судах;
Проводилась дезинфекция вещей.
Борьба с эпидемиями - одна из важнейших проблем медицины в России 18 века   Организация борьбы

Слайд 35Мероприятия по борьбе с чумой
Разрабатывались известным русским

ученым-эпидемиологом Д.С. Самойловичем.
Для этой, цели проводились карантины, изоляция больных,

окуривание помещений, дезинфекция вещей, захоронение трупов вне черты города. Кроме того, рекомендовалось в периоды эпидемий чумы «обмывание тела холодной водой или уксусом, пить по ложке в день жидкого дегтя как здоровым, так и нездоровым людям».
Во время эпидемии чумы на Украине «вокруг городов и сел выставлялась стража и устраивались виселицы для тех, кто бежал из зараженной местности».
Мероприятия по борьбе с чумой   Разрабатывались известным русским ученым-эпидемиологом Д.С. Самойловичем. Для этой, цели проводились

Слайд 36Победитель Московской чумы 1770-1772 гг граф Григорий Григорьевич Орлов (1734-1783гг.)

Обеспечил

Москву продовольствием, врачами, организовал строгое соблюдение противоэпидемических мероприятий.
Применил тактику материального

поощрения – помещенным в карантин платили 5 рублей холостым и 10 рублей женатым, сообщившим о сокрытии чумного больного – 10 рублей, о хищениях или продажи вещей больного чумой – 20 рублей.
Врачи получали дополнительное жалование – 36 руб в месяц.
Победитель Московской чумы 1770-1772 гг граф Григорий Григорьевич Орлов (1734-1783гг.)Обеспечил Москву продовольствием, врачами, организовал строгое соблюдение противоэпидемических

Слайд 37Д.С. Самойлович (1742-1805 гг)
Был участником ликвидации 9 эпидемий чумы.

Он писал, что чума «болезнь прилипчивая, но удобно обуздываемая и

пресекаемая. От соприкосновения нельзя заразиться, если сразу же вымыть руки уксусом или квасом или водою с солью или чистой водой».
Отверг существовавшее в то время представление, что чума заносится на землю с других планет.
Подчеркивал, что чума не возникает сама по себе, а появляется после заноса больными или завоза заражённых вещей из других стран, поэтому он уделял большое внимание совершенствованию пограничной карантинной службы.
Пытался разработать профилактические прививки против чумы.
Д.С. Самойлович  (1742-1805 гг) Был участником ликвидации 9 эпидемий чумы. Он писал, что чума «болезнь прилипчивая,

Слайд 38Д.С. Самойлович (1742-1805 гг)
Для научных работ и диссертаций Д. С.

Самойлович предлагал темы, тесно связанные с нуждами народа. Он учил,

что медицина служит «для выгоды и блага народных».
Заслуги Д. С. Самойловича были отмечены избранием его почетным членом ряда академий и научных обществ во Франции, Италии и Германии.
Д.С. Самойлович  (1742-1805 гг)Для научных работ и диссертаций Д. С. Самойлович предлагал темы, тесно связанные с

Слайд 39Мероприятия по борьбе с сибирской язвой
Сибирская язва в средние

века была известна под названием «персидский огонь». Средств борьбы с

этой болезнью не было найдено вплоть до начала 19 столетия.
В 1763 году Н. Ножевщиков и А. Эшке - врачи Колывано-Вознесенских заводов (Сибирь) дали краткое описание клинической картины при заболевании человека сибирской язвой.
Мероприятия по борьбе с сибирской язвой Сибирская язва в средние века была известна под названием «персидский огонь».

Слайд 40С.С. Андреевский
Описал клиническую картину сибирской язвы у людей и

животных
Предложил различные средства лечения этого заболевания. Так, он рекомендовал кислое

ржаное тесто, смешанное с мелом, прикладывать три раза в сутки на опухоль до тех пор, пока она не размягчится, затем протирать это место холодной водой со льдом и уксусом. Кроме этого, он рекомендовал слабительные средства.
В качестве предохранительных мер С.С. Андриевский предлагал воздерживаться от продажи скотины и употребления мяса и молочных продуктов во время эпидемии, отделять здоровых животных от больных, павших животных зарывать глубоко в землю.
В 1788 году он произвел опыт самозаражения, наблюдал и записывал все проявления болезни, пока не потерял сознание.
Свои исследования он завершил написанием работы «Сибирская язва».
С.С. Андреевский Описал клиническую картину сибирской язвы у людей и животныхПредложил различные средства лечения этого заболевания. Так,

Слайд 41Борьба с натуральной оспой
Передовые ученые России приступили к внедрению

метода вариоляции лишь в середине 18 века. Инициатором борьбы против

оспы был С.Г. Зыбелин.
Россия после Англии стала первой страной, где метод вакцинации Дженнера получил широкое распространение
Борьба с натуральной оспой Передовые ученые России приступили к внедрению метода вариоляции лишь в середине 18 века.

Слайд 42Борьба с натуральной оспой
Оспу начали прививать в

России с осени 1768 г. Из Англии был выписан доктор

Димсдаль и первой его пациенткой стала Екатерина II, вторым Г.Г. Орлов; через неделю после них прививке подвергся наследник Павел Петрович. Прививочный материал был взят у больного А.Д. Маркова. В награду за это больной получил дворянское звание.

Борьба с натуральной оспой   Оспу начали прививать в России с осени 1768 г. Из Англии

Слайд 43Борьба с натуральной оспой
Первая вакцинация против оспы в России по

методу Дженнера была сделана в 1802 г. профессором Е.О. Мухиным

мальчику Антону Петрову, который в честь этого события получил фамилию Вакцинов.
Первыми организаторами оспопрививания в Сибири были врачи Семен Шангин и Тимофей Андреев
Борьба с натуральной оспойПервая вакцинация против оспы в России по методу Дженнера была сделана в 1802 г.

Слайд 44Мероприятия по предупреждению цинги
Заболевания цингой в России известны со времен

образования Московского государства (16-17 век).
В период освоения природных богатств Сибири

академик П.С. Палас посетил рудники в районе Нижнего Тагила. Он заметил, что наемные рабочие из крестьян Чердынского округа страдают в зимнее время «скорбутной болезнью», которая, по его словам рождается от недостатка «свежей пищи».
Мероприятия по предупреждению цинги Заболевания цингой в России известны со времен образования Московского государства (16-17 век).В период

Слайд 45Мероприятия по предупреждению цинги
А. Бахерахт в работе «Практическое рассуждение о

цинготной, болезни» (1786г.) описал способы лечения и предупреждения цинги.
Он

пишет, что из молодых побегов сосен можно готовить напиток, который называют «русским настоем». Его опыт лечения больных «русским настоем», клюквенным соком, капустой, чесноком позволил в короткий срок вылечить 2/3 больных, находившихся в госпитале. Он был убежден, что главное предупредительное средство от цинги - это правильный образ жизни.

Мероприятия по предупреждению цинги А. Бахерахт в работе «Практическое рассуждение о цинготной, болезни» (1786г.) описал способы лечения

Слайд 46Медицина в России на заключительном этапе эпохи феодализма

К началу 19 века Россия по территории и численности населения

являлась самым крупным государством в Европе. Что касается общественно-политического развития, то в этом отношении она отставала от передовых стран Запада, несмотря на то что в ней начался процесс разложения феодально-крепостнического строя.
Медицина в России на заключительном этапе эпохи феодализма  К началу 19 века Россия по территории и

Слайд 47Основные особенности медицины в России к началу 19 века
Анатомо-физиологическое

направление становится ведущим;
Зарождается клиническая медицина и появляются первые научные

медицинские школы;
Продолжается борьба с антинаучными, метафизическими и умозрительными теориями в медицине;
Учение о болезни получает материалистическое объяснение в трудах передовых русских ученых;
Дальнейшая дифференциация медицинских знаний;
Расширяется база подготовки врачебных кадров;
Главными научными медицинскими центрами становится медицинский факультет Московского университета и Медико-хирургическая академия в Санкт-Петербурге.
Основные особенности медицины в России к началу 19 века Анатомо-физиологическое направление становится ведущим; Зарождается клиническая медицина и

Слайд 48Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика