Слайд 2Ведение.
Медицина на Руси с глубокой древности была
частью языческой культуры. До нашего времени дошли передаваемые в устной
форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь. но сохранилось не так уж и много сведений о том, как обстояло дело с врачеванием в средневековой Руси и каким образом население решало свои медицинские проблемы до того, как в стране было организовано профессиональное медицинское обучение. В основном эти сведения историки медицины собирают по крупицам из дошедших до нас летописей, сводов законов, переписки исторических деятелей, травников и лечебников.
Значимым для развития отечественного медицинского дела было принятие христианства — которое принесло с собой многие достижения византийской, а через неё и античной культуры, в том числе и медицины.
Слайд 4Врачеватели – язычники – были среди волхвов.
Врачеванием занимались ведуны,ведуньи, ведьмы,
кудесники, чаровницы.В сферу их деятельности входили: общественные магические действие лекарственное
знахарство, гадание о личной судьбе.
Позднее народных врачевателей стали называть лечцами. О них много говорится в «Русской Правде».
Слайд 5 В народной медицине широко использовались средства растительного(лекарства из
полыни, крапивы, подорожника, коры березы, можжевельника и т.д), животного (мед,
сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя)и минерального происхождения (растертый порошок в камень хризолита, камни из яхонта).
Так же русский народ издавна знал также о целебных свойствах «кислой воды», уксуса, скипидара и селитры, мышьяка, серебра, ртути и других минералов.
Слайд 6церковная
Значимым для развития отечественного медицинского дела
было принятие христианства — которое принесло с собой многие достижения
византийской, а через неё и античной культуры, в том числе и медицины. Первые понятия о греческой медицине, а следовательно и о медицине Гиппократа, распространились на Руси посредством греческих монахов ещё в XI и XII веках. Именно тогда появились монастыри, и в них действовали первые в Древнерусском государстве больницы. Они были основаны по примеру Афонского и других христианских монастырей Византийской империи, с которыми монастыри Древней Руси поддерживали тесные контакты, и во всём подчинялись церкви.
Первое сохранившееся упоминание о монастырских больницах относится ко времени правления Владимира Святославовича (ок. 950–1015). Больницы эти были общедоступными. Монахи, которые занимались врачебной практикой, использовали знания, почерпнутые из рукописей медицинского и естественно-научного содержания, которые переводились с греческого, болгарского, латинского и других языков. Монастырскому врачевателю предписывалось самопожертвование, добросердечие и гуманность. Он не мог отказаться от личного участия в процессе исцеления, порой выполнял самую грязную работу. Не подлежал обсуждению вопрос об оплате — медицинская помощь, которую оказывали в них, была бесплатной.
Слайд 7Монахи – подвижники, прославившихся своим врачебным искусством
Пречудный лечец Антоний (983
- 1073)
Преподобный Алимпий XI век.
Святой и блаженный Агапит.
Слайд 8Первые конкретные сведения о врачебной этике на Руси XI –XII
столетий
Лечец должен был быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования.
Ради
больного выполнять самые черные работы
Быть терпимым и сердечным по отношению к нему
Делать всё, что в его силах для излечения больного и не заботиться о личном обогащении и профессиональном тщеславии
Слайд 9 Древние-русские монастырские больницы были также очагами просвещения: в них
собирали греческие и византийские рукописи и обучали медицине, монахи дополняли
их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания. Широкой известностью в древней руси пользовались:
«шестоднев» Иоана Экзарха болгарского
«христианская топография» Косьмы Индикоплова
«физиолог»
«изборник»
Слайд 10Светская (частная) медицина
В отличие от "безмездной" монастырской медицины,
частная медицина была "возмездной", то есть платной. В городах при
дворах князей и бояр служили светские лечцы.
Светские врачи всячески подчеркивали свою обособленность от языческого знахарства и от монастырской медицины, хотя использовали лучшие достижения и опыт как первых, так и вторых.
Слайд 12основные взгляды русичей на причины болезней.
питание
Влияние климата и времени
года
Не соблюдение гигиены
паразиты
Недостаток физических нагрузок
Виновниками считались духи, гнев богов.
Слайд 13Резальники
Резалники умели "разрезать ткани", "оттирать" (ампутировать) конечности
и другие больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания
при помощи раскаленного железа (каутеризация). Вместе с тем, резалники владели и терапевтическими методиками, знали травы, мази и т.п. То есть однозначного разделения на терапевтов и хирургов все-таки не было.
Естественно, была развита и военно-полевая хирургия, куда ж без нее во времена постоянных локальных и глобальных конфликтов. Для перевязки ран использовался, например, высушенный мицелий грибов или "древесный мох". Раны промывали целебными жидкостями, присыпали и окуривали дымом. Глубокие раны ("фистилы") спринцевали.
Слайд 14Интересные факты
лечение от алкоголизма:
«Живую рыбу бросали в водку
и дожидались, пока она погибнет. Считалось, что во время агонии
жизненная сила рыбы переходит в водку и помогает пьянице «завязать». Чаще всего таким образом морили щук, вьюнов, линей и налимов»
Слайд 15 Так же в древней Руси проводили:
лечением ран
ожогов
удалением зубов
кровопускание
делали ампутации
лечили переломы костей.
Усыпляли больного при помощи
мандрагоры,
мака и вина.
владели даже техникой трепанации черепа