Слайд 1Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
1.1. Возникновение и сущность понятий «управление» и «менеджмент»
1.2.
Менеджер и предприниматель
ЛЕКЦИЯ 1
МЕНЕДЖМЕНТ КАК ВИД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 2Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
1.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ « УПРАВЛЕНИЕ»
И «МЕНЕДЖМЕНТ»
Возникновение
управления уходит в глубь веков.
Оно связано с необходимостью организовывать
и координировать совместный труд людей (охота, скотоводство, земледелие, военная сфера и т.п.).
Управление – это осознанная деятельность человека по организации совместного труда людей для достижения поставленных целей.
Слайд 3Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
Управление многообразно и существует
в следующих видах:
идеологическое
техническое
государственное
социальное
хозяйственное
Слайд 4Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
1) техническое управление – это управление
технологическими процессами, движением тех-
нических
средств ( самолетов, автомобилей и т.д.);
3) идеологическое управление – это
внедрение в
сознание человека (членов общества) концепций
развития общества, формируемых различными
политическими партиями.
2) государственное управление – это управление
социально-экономической жизнью общества через
различные институты (правовая система, минис-
терства, ведомства, местные органы власти);
Слайд 5Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
4) социальное управление – это негосударствен-
ное управление социальными процессами.
Например, движение в защиту окружающей
среды;
5) хозяйственное управление – это
управление
производственной и экономической деятель-
ностью коммерческих и некоммерческих
организаций, функционирующих в рамках
рыночных отношений.
Продолжение
Слайд 6Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
Таким образом, управление – это:
осознанная
целенаправленная
деятельность человека,
с помощью которой
он
упорядочивает и подчиняет
своим интересам элементы
внешней среды - общества,
живой и неживой
природы,
техники;
определенный тип
взаимодействия,
существующий между
двумя субъектами, один
из которых в этом взаи-
модействии находится в
позиции субъекта управ-
ления, а второй в позиции
объекта управления.
Слайд 7Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
Взаимодействие между субъектом и объектом
управления характеризуется следующими
моментами:
1) субъект
управления
направляет объекту
управления команды,
которые содержат в
себе информацию о
том как
должен
функционировать
объект управления;
2) объект управления
получает
управленческие
команды и
функционирует в
соответствии с
содержанием
данных команд.
Слайд 8Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
Например, в качестве субъекта управления в акционерном обществе можно
рассматривать совет директоров, а в качестве объекта -
произ-водственные подразделения. В то же время субъектами управленческой деятельности будут выступать руководители различных рангов и исполнители.
Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, а поэтому характеризуется всеми присущими ему элементами – предметом труда, средствами труда и самим трудом, а также его результатом.
Слайд 9Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
Предметом и продуктом труда в управлении является информация.
В первом
случае (в качестве предмета
труда) она «сырая», а поэтому не
может применяться в практике.
В результате управленческой деятельности на основе информации создается решение, исходя из которого, объект управления может предпринимать конкретные действия.
Слайд 10Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
Условия эффективного взаимодействия между
субъектом и объектом управления:
1) субъект и
объект
управления должны
соответствовать
друг другу;
4) субъект и объект
управления должны быть
заинтересованы в
четком
взаимодействии; один -
в отдаче необходимых в
данной ситуации команд,
другой – в своевременном
и точном исполнении.
2) субъект и объект
управления должны
обладать относительной
самостоятельностью;
3) субъект и объект
управления должны
осуществлять между
собой двустороннее
взаимодействие, осно-
ванное на принципах
обратной связи;
Слайд 11Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
Термин «менеджмент» имеет американское происхождение и не
переводится дословно на русский язык.
На практике термином «менеджмент» характеризуют преимущественно
процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле «менеджмент» является менее емким, чем понятие « управление».
Слайд 12Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
В современной экономической литературе
можно встретить следующие
определения
термина «менеджмент»:
1) управление в
социально-экономи-
ческих системах
(организациях) в
условиях рыночных
отношений;
3)
самостоятельный вид профессиональной
деятельности по управлению организацией
или её конкретной сферой.
2) совокупность принципов,
форм, методов, приемов
и средств управления про-
изводством и персоналом
с использованием дости-
жений науки управления;
Слайд 13Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
1.2. МЕНЕДЖЕР И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
Главный элемент лежащий в основе менеджмента
–
профессиональный характер управленческой
деятельности.
1) наёмный, профессио-
нальный управляющий;
2) специалист
по
менеджменту;
3) член трудового коллектива организации,
осуществляющий управленческую деятельность
и решающий управленческие задачи.
Менеджер - это:
Слайд 14Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
Что делают менеджеры:
1) обеспечивают
выполнение
организацией её
основного
предназначения;
2) проектируют
и
устанавливают
взаимодействие между
отдельными операциями,
выполняемыми
в организации;
3) разрабатывают
стратегии поведения
организации
в изменяющемся
окружении;
Слайд 15Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
4) обеспечивают
служение организации
интересам тех лиц и
учреждений, которые
контролируют
организацию ;
5)
являются
основным
информационным
звеном связи
организации с
окружением;
6) представляют
организацию в
церемониальных
мероприятиях.
Продолжение
Слайд 16Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
В идеале менеджер должен обладать
следующими качествами:
2) умение предвидеть последствия
принимаемых
решений;
1) глубокое знание рыночной экономики;
3) склонность и способность использовать резервы
человеческого
фактора в предпринимательстве;
4) умение эффективно использовать достижения
НТП;
Слайд 17Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
5) готовность на определенном этапе отказаться от
личных выгод ради
достижения целей организации;
6) склонность и желание руководствоваться
принципами социальной справедливости;
8) способность
критиковать с пользой для дела
и воспринимать критические замечания;
7) умение принимать на себя ответственность;
9) постоянно проявлять инициативу и
предприимчивость;
Продолжение
Слайд 18Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
10) деловитость
(умение не делать бесполезных дел);
13) способность в
интересах дела использовать
предложения, противоположные собственной
позиции;
11) стремление преодолевать препятствия,
волю и гибкость;
12)
логическое мышление;
14) стрессоустойчивость как средство защиты
от перегрузок с помощью эффективных
методов работы.
Продолжение
Слайд 19Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
Необходимо различать понятия менеджер,
предприниматель, бизнесмен.
Предприниматель – это:
1) дееспособный
гражданин, занимающийся
предпринимательской деятельностью;
2) собственник своего дела (предприятия, фирмы,
компании), который
её финансирует, несет все
формы ответственности (материальную, социальную,
уголовную), рискует, в результате чего получает
доход и личное удовлетворение.
Слайд 20Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
Предпринимателям присущ новаторский дух поведения, постоянное стремление к знаниям,
которые являются базой предпринимательства.
Цивилизованному предпринимателю свойственны также все черты, необходимые
менеджеру.
Предпринимательство и бизнес – слова синонимы. Предпринимательство – это русский термин, а бизнес – английский и означает дело, деловитость, занятие.
Слайд 21Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
Бизнес (предпринимательство) – это самостоятельная, осуществляемая на свой
риск и страх и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных
граждан и объединений граждан, направ-ленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.
Предпринимательство – это неотъемлемая составная часть рынка.
Слайд 22Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
Предпринимательству (бизнесу)
присущи следующие признаки:
инициатива
свобода выбора
действий
динамичность
поиск
ответственность
самостоятельность
Слайд 23Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
Предпринимательство доступно не всем.
Для предпринимательства необходимы:
особый
склад
характера
образ
мышления
способ-
ности
знание
дела
решитель-
ность
трезвый
подход
Слайд 24Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
Современная экономическая наука относит «предпринимательство»
к фактору производства наряду
с землей, трудом и капиталом.
У нас в стране предприниматель-ская деятельность
чаще всего относится к малому бизнесу.
Слайд 25Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
Формы предпринимательства:
1) индивидуальное (физическое лицо регистрирует
свой бизнес и действует
без оформления статуса
предприятия) ;
3) коллективное предпринимательство (общества,
товарищества и т.п.);
2) семейное
( коллективный бизнес как
разновидность индивидуального);
4) интеграционные формы предпринимательства
(холдинги, ФПГ, корпорации и т.п.).
Слайд 26Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
Виды предпринимательства:
1)
производственное;
3)
финансовое;
2)
коммерческое;
4)
страховое;
5)
посредническое.
Слайд 27Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
На определенном этапе развития рыночных отношений собственники не смогли
выполнять не только управленческие функции, но и предпринимательские поскольку это
требовало определенных знаний и опыта.
Современный менеджмент – это группа лиц, осуществляющих в рамках организации управленческие и предпринимательские функции. Однако предпринимательские функции выполняют, как правило, менеджеры более высокого уровня.
Слайд 28Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
1. Управление – это осознанная целенаправ-ленная деятельность человека, с
помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней
среды (общества, живой и неживой природы, техники). В то же время, управление можно рассматривать как определенный тип взаимодействия между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
Слайд 29Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
2. Субъект и объект управления в целях эффективного взаимодействия
должны:
1) соответствовать друг другу;
2) обладать относительной самостоятельностью;
3)
осуществлять между собой двухстороннее взаимодействие;
4) быть заинтересованными в четком взаимодействии.
Слайд 30Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
3. Термином «менеджмент» характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью.
То есть менеджмент – это управление в социально– экономических системах
(организациях) в условиях рыночных отношений.
4. Менеджер – это наёмный профессиональный управляющий, это член трудового коллектива организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.
Слайд 31Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
5. Бизнес (предпринимательство) – это самосто-ятельная, осуществляемая под личную
имущественную ответственность рискованная деятельность отдельных граждан или их объединений, направленная
на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.
6. Предприниматель – это дееспособный гражда-нин, занимающийся предпринимательской деятельностью, это собственник своего дела (организации), который её финансирует, несет материальную, социальную и уголовную ответственность, рискует, но в итоге получает доход и личное удовлетворение.
Слайд 32Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 1
1. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред.
М.М.
Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.:
Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.
– 343 с.
2. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб.пособие для вузов /Под ред. Ю.А. Цыпкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
– 439 с.
ЛИТЕРАТУРА