Слайд 1« Метафора»
(методическая копилка)
Учитель МБОУ «СОШ № 1»
Линсцер М. В.
Слайд 2«Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство»
Аристотель
МЕТАФОРА — вид тропа,
употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем
перенесения на него признаков, присущих другому явлению
Метафора – это внутреннее, скрытое сравнение: оно не называет предмета, свойства, действия, которые с чем-либо сравниваются
Слайд 3Метафоры «стертые» или «мертвые»
Кипит работа,
гром аплодисментов,
железнодорожная ветка,
уронить
достоинство,
носик чайника,
играть на нервах
Мы настолько привыкли к таким
выражениям, что они уже не воспринимаются как образные
Слайд 4Индивидуально-авторские метафоры
«сугробов белые телята»
Б. Ахмадулина
«А что такое поэзия? –
писал испанский поэт 20 века Гарсия Лорка. – А вот
что: союз двух слов, о которых никто не подозревал, что они могут соединиться и что, соединившись, они будут выражать новую тайну всякий раз, как их произнесут».
Слайд 5Метафора - «свернутое сравнение» (опущены типичные для сравнения обороты «как,
словно, будто, подобно»)
Полный путь превращения сравнения в метафору
«Снег,
похожий на ковры» или «снег, как ковер» (чистое сравнение)
«Снег лежит коврами» - (творительный сравнения)
«ковры снегов» - (метафора)
Белый ковер покрыл землю (метафора-загадка)
Слайд 6Развернутая метафора –нанизывание одной метафоры на другую, связанных по смыслу
«Отговорила
роща золотая березовым веселым языком» (С. Есенин)
Метафора «отговорила роща»
тянет за собой метафоры «золотая» и «березовый язык»: листья вначале желтеют, становятся золотыми, а потом опадают, погибают; а раз «отговорила роща», то язык ее «березовый, веселый»
Слайд 7
Развернутые метафоры привлекают художников слова как яркий стилистический прием поэтической
речи:
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он
согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава (Есенин)
Развернутые метафоры в прозаическом тексте:
«Я начал писать книгу по плану, но, сколько я ни бился, книга просто рассыпалась у меня под руками. Мне никак не удавалось спаять материал, сцементировать его, дать ему естественное течение.
Материал расползался. Интересные куски провисали, не поддержанные соседними интересными кусками.»
(К. Паустовский)
Слайд 8Симфора (от греч. «симфора» - соотнесение, совмещение)– высшая форма метафорического
выражения, в котором соединяются несколько метафор, но связующие их звенья
отсутствуют
В воде опрокинулся лес (А. Фет)
Чтобы представить себе эту картину, мы должны мысленно восстановить пропущенный в тексте образ: зеркало воды. Озеро настолько спокойно, что его поверхность зеркально отражает заросшие лесом берега. Восстановление пропущенного в симфоре звена образует развернутую метафору, и первоначальное образное выражение становится для нас мотивированным
Слайд 9Симфора как выразительный прием художественной речи известна давно
Вчера зарей впервые
у крыльца
Вечерний дождь звездами начал стынуть. (А. Фет)
Из кружки на
землю я вылил
Мутного неба остатки.
(Е. Винокуров)
Слайд 10Упражнение № 1
Какой признак прибоя каждый из поэтов кладет
в основу своего образа?
1. …плоские ступени длинных волн…
(Н. Матвеева)
2.
…оскаленный гребень прилива..
(Н. Матвеева)
3. ..волны накатное бревно…
(А. Вознесенский)
4. ..колесо прибоя..
(А. Тарковский)
Слайд 11Упражнение № 2
Отгадайте, что имел в виду поэт
«попугай асфальта»
В.
Набоков
Слайд 12Метафоры-загадки
Упражнение № 3
Прочитайте отрывок из поэмы А. Пушкина «Полтава».
Угадайте, с каким цветком сравнивается девушка
И то сказать, в Полтаве
нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Слайд 13Упражнение № 4
О ком идет речь? О статуе?
По беломраморным
щекам
Струились крупные бериллы.
(А. Блок.)
Бериллы – это прозрачные драгоценные камни: изумруд,
аквамарин и т. д.
Слайд 14Упражнение № 5
Постарайтесь увидеть картину, которую описывает поэт. Что
такое, по-вашему, пыль и что такое серебряные змеи?
Какая грусть!
Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через дорогу поползли.
(А. Фет)
Слайд 15Упражнение № 6
Придумайте метафорическую загадку
Признаки метафорической загадки:
Загаданный предмет не назван.
Иносказательно
отмечены постоянные и наиболее заметные признаки предмета.
Основа загадки – сравнение,
метафора.
Загадка обычно имеет форму стихотворения.
Длинноногие
Сестрицы
Вышли в поле
На лужок.
Словно снег,
У них ресницы
И, как солнышко,
Глазок.
(В. Кремлев «Ромашка»)
Слайд 16О чем идет речь?
Он, как панцирь, на спине.
Его носят при
дожде.
Искаков Узак. 5 «Б»
Он, как гриб, но только больше
Как цветок, но стебель толще.
Защищает он меня
В непогоду от дождя.
Деева Настя. 5 «А»
Есть и корешок, есть и шляпа, а не блин?
Тодинов Азар. 5 «А»
Сложишь – клин, развернешь – блин.
Попова Света. 5 «А»
Слайд 17Капля раз, капля два.
Очень медленно сперва.
А потом все бегом…
Мы ……
свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
Енин Роман. 5 «Б»
Стоит грибок на тонкой ножке
В радужной одежке.
Защитит и от дождя, укроет и от зноя.
Жолдошев Абакан. 5 «Б»
Когда начнется дождь,
К нему ты обратись.
Его ты разложи
И от дождя спасись.
Черкашин Саша. 5 «Б»
Слайд 18Упражнение № 7
Прочитайте отрывок из стихотворения Иннокентия Анненского «Конец осенней
сказки»
Неустанно ночи длинной
Сказка чёрная лилась,
И багровый над долиной
Загорелся поздно глаз
1.
Попробуйте догадаться, что за багровый глаз загорелся над долиной.
2. Разверните метафору «сказка ночи». Какие определения к слову «сказка» вы можете подобрать? Иными словами,
к а к а я это сказка?
Слайд 19Упражнение № 8
Прочитайте и сравните два фрагмента
1. Любо мне
в комнате ночью стоять у окошка в потёмках,
Если луна
с высоты прямо глядит на меня
И, проникая стекло, нарисует квадраты лучами
По полу, комнату всю дымом прозрачным поя…
А. Фет, 1850
2. Ведь ночи играть садятся в шахматы
Со мной на лунном паркетном полу…
Б. Пастернак, 1916,1945
Все ли вы расшифровали в строках Фета? Откуда берутся квадраты на полу комнаты?
Как, по вашему мнению, мог возникнуть образ ночей, которые садятся играть с поэтом в шахматы? Что могло подсказать такой образ?
Чей образ, по-вашему, сложнее – Фета или Пастернака? Почему?
Слайд 20
Прочитайте стихотворение Вл. Соловьева
На небесах горят паникадила,
А снизу
– тьма.
Ходила ты к нему иль не ходила?
Скажи сама!
Но
не дразни гиену подозренья,
Мышей тоски!
Не то смотри, как леопарды мщенья
Острят клыки!
И не зови сову благоразумья
Ты в эту ночь!
Ослы терпенья и слоны раздумья
Бежали прочь.
Своей судьбы родила крокодила
Ты здесь сама.
Пусть в небесах горят паникадила, -
В могиле – тьма.
1. Найдите в тексте все метафоры. Что в них общего? Как они «устроены» (что с чем сравнивается)? Какое название вы могли бы предложить для такого типа метафор?
2. Как вы думаете, «серьезное» ли стихотворение вы прочитали? Могло бы оно быть помещено в сборнике с названием «Лирика»?
Слайд 21Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания. Аргументируя свой ответ, приведите два
примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений
или применяйте цитирование
«А всего важнее быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого; это – признак таланта»
Аристотель «Поэтика»
«Метафора – это своеобразный рычаг, приводящий в движение ум и душу читателя»
«Энцикл. словарь юного литератора»
Слайд 22Литература
Граник Г. Г. Шаповал Л. А. Литература. Учимся понимать художественный
текст. –М.: «Образование от А до Я», 1999.
Голуб И. Б.
Основы культуры речи. –М.: «Просвещение», 2005.
Солганик Г. Я. Русский язык. 10-11 классы. –М.: «Дрофа», 1995.
Львов М. Р. Риторика. –М.: «Академия», 1996.
Пленкин Н. А. Уроки развития речи 5-9 классы. –М.: «Просвещение», 1995.
Никитина Е. Н. Практическая методика развития речи. –Санкт-Петербург: «Специальная литература», 1998.