Слайд 2Основные цели современной системы образования
Интеллектуальное и нравственное развитие
личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.
Слайд 3Современные тенденции образования
Современная система образования должна быть построена
на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные
позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Слайд 4Уровень сформированности умений критического мышления в России (данные Международного исследования
2002 г.)
Обобщенный результат России в «грамотности чтения» составил 462 балла
(из 1000), что является 27-29 местом (из 32) среди стран, принимавших участие в тестировании.
Самый низкий уровень 1 продемонстрировали 12% учащихся стран ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития)
В России таких учащихся оказалось 18 %.
Ниже уровня 1 – по странам ОЭСР – 6%
В России – 9 %.
Слайд 5КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Под компетентностью в
области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для
разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения».
(The Pisa 2003 Assessment Framework, OECD, 2003)
Слайд 6 ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Понимать проблему (использовать знания
и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы,
схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников);
Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);
Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);
Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);
Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.)
Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)
Слайд 7МЕТОД ПРОЕКТОВ
Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности
для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для
учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.
Слайд 8ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
Размышлять,
опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
Принимать самостоятельные
аргументированные решения.
Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Слайд 9СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Проблемная ситуация
Поиск способов решения
(выдвижение гипотез)
ПРОБЛЕМА
Исследовательская,
поисковая пр. деятельность
Оформление результатов
Защита
проекта
Прогнозирование новых проблем
Слайд 10ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ДРУГИМИ МЕТОДАМИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Метод проектов
Обучение
в сотрудничестве
Дискуссии
Ролевые игры
Мозговая атака
Портфель ученика
Слайд 11СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектная
деятельность
Исследовательские
Поисковые
Научный метод
Дискуссии,
эвристические беседы
Мозговые
атаки
Ролевые игры
Рефлексивные
Слайд 12ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Интеллектуальные умения
критического мышления
Умения предметной
области знания
Совокупность соответствующих компетентностей
Ключевые компетенции
Коммуникативные
умения
Поиск информации
Осмысление
Анализ
Синтез
Оценка
Умения совместной деятельности
Умения
дискутировать, принимать решения
Применение
Слайд 13УРОВНИ ПРОБЛЕМНОСТИ
Общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной
мыслительной деятельности учащихся:
Первый уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала
учителем.
Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает .
Третий уровень предполагает, что преподаватель создает проблемную ситуацию, а ученик самостоятельно ее разрешает.
Четвертый уровень сви-детельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.
Слайд 14Что такое критическое мышление?
Во-первых критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Во-вторых,
информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)
Слайд 15ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ
Признаки типологизации:
Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая,
прикладная). Проекты:
практико-ориентированные,
информационные,
творческие.
Слайд 16ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение)
Предметно-содержательная область. Проекты:
- моно-проект (в рамках одной
области знания),
- межпредметный проект.
Слайд 17ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Характер координации проекта:
- проект с открытой координацией,
- проект со скрытой (неявной) координацией.
Характер контактов:
- внутри школьный;
- региональный;
- международный.
Слайд 18ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение
Количество участников проекта:
- индивидуальные,
- парные,
- групповые.
Продолжительность проекта:
- краткосрочные,
- долгосрочные.
Слайд 19ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
Представление проблемной ситуации:
вербально;
с помощью видеоряда;
с помощью мультимедийных средств.
2.
Мозговая атака.
3. Обсуждение.
4. Выдвижение гипотез.
5. Определение типа проекта.
6. Организация малых
групп сотрудничества, распределение ролей.
7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
Слайд 20ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА( продолжение)
Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии
со своим заданием.
9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных
(на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).
10. Оформление результатов проектной деятельности.
11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.
13. Самооценка, внешняя оценка.
Слайд 21ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Для целей:
сбора разнообразных фактов, данных из разных
регионов;
проведения экологических, социологических проектов;
создания совместных творческих продуктов;
организации совместных полевых работ,
практических экспериментов;
совместное решение актуальных проблем политики, культуры, образования;
совместная разработка туристических маршрутов, пр.
Слайд 22ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектная
деятельность
На уроке
Во внеурочной
деятельности
Общешкольный
проект
Телекоммуникационный
проект
Слайд 23ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема и проблема
проекта
Подпроблема 1
Подпроблема 2
Подпроблема 3
Координация
Научно-практическая конференция
Слайд 24КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их
изучаемой тематике;
корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
активность
каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений;
Слайд 25КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
характер общения и взаимопомощи участников
проекта;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний
из других областей;
доказательность принимаемых решений,умение аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов.
Слайд 26КООРДИНАТОР ПРОЕКТА
Должен обладать определенными качествами:
Иметь хорошие организаторские способности;
Быть методически грамотным;
Владеть
навыками межкультурного общения;
Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками;
Активно
сотрудничать в проектной деятельности;
Обладать базисными навыками работы в сетях;
Уметь работать с большими объемами информации;
Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.
Слайд 27ФУНКЦИИ КООРДИНАТОРА ПРОЕКТА
Поиск участников проекта;
при необходимости консультирование (по просьбе участников
проекта);
связь с другими организациями, средствами массовой информации, специалистами, мнение или
знания которых необходимы участникам проекта;
сбор и распространение информации об участниках проекта;
стимулирование участников к самооценке;
организация защиты и внешней оценки проекта.