Слайд 1Методические приемы показа и рассказа в экскурсии
Экскурсоведение
Слайд 2Тема: «Сочетание показа и рассказа в экскурсии»
Цель: Изучение основных приемов
эксурсоводческой деятельности.
Задачи:
- изучение методических приемов показа и его
особенностей;
- изучение методически приемов рассказа ми его особенности;
- сочетание показа и рассказа в экскурсии.
Форма занятия:
Объяснительно-иллюстративная
Так же используются методы: работа по образцу, наблюдение
Слайд 3Ожидаемые результаты:
Обучающие:
- учащиеся должны знать основные методические приемы
ведения экскурсии, уметь их классифицировать.
Развивающие:
- учащиеся должны овладеть навыками
сочетания показа и рассказа в экскурсии.
Воспитывающие:
- воспитание личностных качеств: риторики, дикции, этики, коммуникации.
Слайд 4Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче
усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов, которые
делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа
Слайд 5 - приемы непосредственного ведения экскурсии (показ и рассказ);
- приемы,
направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.
Слайд 6приемы, задача которых добиться устойчивого внимания аудитории к наблюдаемому объекту;
приемы, закрепляющие внимание к рассказу, возбуждающие у экскурсантов интерес к
определенным вопросам;
приемы, обеспечивающие зрительное восприятие экскурсионного материала.
Слайд 7Приемы показа, куда входят приемы, организующие наблюдение (изучение, исследование) объектов
и позволяющие выделить объект из окружающей среды, из целого; приемы,
задача которых, опираясь на воображение экскурсантов, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта; приемы, которые дают возможность увидеть объекты в нужном виде, построенные на движении - приближении экскурсионной группы к объекту, удалении от него, движении вдоль него.
Слайд 8Показ
Приемы рассказа - это приемы, построенные на пояснении объекта, описании
его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а
также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т. д.
Слайд 9Показ
Методические приемы показа
Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа, которые позволяют
упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном
осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на составные части, домыслить утраченные детали, "видеть" не существующий в настоящее время объект в его первоначальном виде, исторические события, которые происходили много лет назад.
Слайд 10Показ
Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда
экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую
ступень наблюдения объекта. Существуют два варианта использования приема. Первый начинается со слов экскурсовода: "А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним". Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта, что дает экскурсантам возможность:
Слайд 11Показ
а) составить представление об исторической местности, где происходили рассматриваемые события;
б)
представить данный объект в естественной обстановке;
в) дать определенную оценку объекту;
г)
получить представление о его природном окружении.
Слайд 12Показ
Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать (например, с панорамной
площадки Воробьевых гор в Москве) вид местности. Для панорамного показа
могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, открывающейся перед ними, необходимо в наблюдаемой панораме выявить композиционный центр и обратить на него внимание группы. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.
Слайд 13Показ
Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Как уже говорилось ранее, термин "реконструкция"
означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным
источникам. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов.
Слайд 14Показ
Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения:
зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом мысленно реконструируемым
или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.
Слайд 15Показ
Прием интеграции (восстановление, восполнение) построен на объединении отдельных частей наблюдаемого
объекта в единое целое. Использование приема интеграции не вызывает трудностей,
ведь для каждого человека познание окружающего мира начинается с изучения единичных предметов и фактов. Показывая здание, сооружение, памятное место, экскурсовод идет путем интеграции, т. е. объединения различных сторон, деталей свойств в единое целое.
Слайд 16Показ
Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих методов
научного познания - метода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении:
а)
данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта;
б) наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее.
Слайд 17Показ
Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода
переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с
дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное или переход наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы). Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.
Слайд 18Показ
Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски
экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях,
с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена. Если мемориальная доска хорошо видна экскурсантам и они уже прочли надпись на ней, экскурсоводу не следует прочитывать ее вслух.
Слайд 19Рассказ
Методические приемы рассказа
Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной
речи, их основная задача - преподнести факты, примеры, события так,
чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом.
Слайд 20Рассказ
Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа (справка, описание,
репортаж, цитирование). Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов
содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов.
Слайд 21Рассказ
Вторая группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев,
заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Приемы этой группы
рисуют внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей.
Слайд 22Рассказ
Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции,
локализации, абстрагирования. Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату
постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение и др. При осмотре дополнительных объектов этот прием используется самостоятельно, когда изложив справочный материал, экскурсовод заканчивает знакомство группы с объектом. По своему содержанию и построению данный прием напоминает путевую экскурсионную информацию.
Слайд 23Рассказ
Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении
объекта в сознании экскурсантов (форма, объем, из какого материала изготовлен,
расположение относительно окружающих объектов). Для описания объекта характерны точность, конкретность. Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности.
Слайд 24Рассказ
Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета,
явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и "действующих"
в экскурсии лиц.
Слайд 25Рассказ
Прием объяснения - форма изложения материала, когда в рассказе, помимо
справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие.
Наиболее часто этот прием используется в производственно-экономических и природоведческих экскурсиях, где в рассказе объясняются внутренние связи процессов и явлений.
Слайд 26Рассказ
Прием комментирования. Комментарий в периодической печати используется в двух видах
- как толкование событий, явлений, текстов, а также в качестве
рассуждений или критических замечаний о чем-нибудь, вызывающем интерес у читателей.
Слайд 27Рассказ
Прием репортажа. Репортаж является жанром журналистики, который оперативно сообщает о
каком-либо событии, представляет собой информацию о том, что в данный
момент происходит перед глазами репортера. Журналист, использующий данный жанр, всегда является очевидцем или участником отмечаемого события. В экскурсии - это краткое сообщение экскурсовода о событии, явлении, процессе, очевидцами которых являются экскурсанты.
Слайд 28Рассказ
Прием цитирования. Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста или
в точности приводимые чьи-либо слова (прямая речь).
Прием вопросов-ответов. Суть
этого приема состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии.
Прием ссылки на очевидцев. Использование этого приема в рассказе дает возможность для образного воссоздания событий.
Слайд 29Рассказ
Прием соучастия. Задача этого приема - помочь экскурсантам стать участниками
того события, которому посвящена экскурсия.
Прием дискуссионной ситуации. Экскурсовод, используя
этот прием, выдвигает в своем рассказе такое положение, которое вызывает дискуссионную ситуацию.
Прием сталкивания противоречивых версий используется в рассказе экскурсовода, например, при оценке определенного исторического события, утверждения даты возникновения конкретного города или происхождения названия города
Слайд 30Рассказ
Прием проблемной ситуации состоит в том, что в рассказе экскурсовода
ставится проблема, связанная с темой экскурсии.
Прием отступления состоит в
том, что в ходе рассказа экскурсовод уходит от темы: читает стихотворение, приводит примеры из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения
Слайд 32Тематическая экскурсия с элементами реконструкции
Слайд 33Рефлексия
Какие основные приемы ведения экскурсии вам известны?
Что такое показ
во время экскурсии?
Что такое рассказ во время экскурсии?
Сочетание
приемов показа и рассказа?