Разделы презентаций


Методические рекомендации для выпускников при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Содержание

ЦелиЗакрепить знания об обособленных определениях, выраженных причастным оборотомПоказать синонимичность придаточных определительных с обособленными оборотами в простом предложенииФормировать умение пользоваться этими оборотами в речиНаучить выполнять задания ЕГЭ А-20, А-26

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методические рекомендации для выпускников при подготовке к ЕГЭ по русскому

языку по теме «Синонимика простых предложений с обособленными определениями с

придаточными определительными»
Методические рекомендации для выпускников при подготовке к ЕГЭ по русскому языку  по теме «Синонимика простых предложений

Слайд 2
Цели
Закрепить знания об обособленных определениях, выраженных причастным оборотом



Показать синонимичность придаточных

определительных с обособленными оборотами в простом предложении





Формировать умение пользоваться этими

оборотами в речи




Научить выполнять задания ЕГЭ А-20, А-26

ЦелиЗакрепить знания об обособленных определениях, выраженных причастным оборотомПоказать синонимичность придаточных определительных с обособленными оборотами в простом предложенииФормировать

Слайд 3


Актуализация знаний по теме «Обособленные члены предложения»

Актуализация знаний по теме «Обособленные члены предложения»

Слайд 4
Какие члены предложения называются обособленными ?

Обособленными называются члены предложения, обладающие

относительной смысловой самостоятельностью, которая передается при произнесении интонационными, а на

письме – пунктуационными средствами.



Выведя арестованного из-под колонн в сад, Крысобой вынул из рук легионера, стоявшего у подножия бронзовой статуи, бич и, несильно размахнувшись, ударил арестованного по плечам.



Пример

Ответ

Какие члены предложения называются обособленными ?Обособленными называются члены предложения, обладающие относительной смысловой самостоятельностью, которая передается при произнесении

Слайд 5

Какие определения обособляются чаще всего ?

Чаще всего обособляются определения,

выраженные причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами и без

них






Итак, Марк Крысобой, холодный и убеждённый палач, люди, которые …тебя били за твои проповеди, разбойники Димас и Гестас, убившие четырех солдат, и, наконец, грязный предатель Иуда – все они добрые люди?

Пример

Ответ

Какие определения обособляются чаще  всего ?Чаще всего обособляются определения, выраженные причастными оборотами и прилагательными с зависимыми

Слайд 6


Вспомним, когда обособляется причастный оборот.







Пример
Ответ
Тьма, пришедшая со Средиземного

моря, накрыла ненавидимый прокуратором город.

Причастный оборот обособляется, если стоит после

определяемого слова

Вспомним, когда обособляется причастный  оборот.ПримерОтветТьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город.Причастный оборот обособляется,

Слайд 7

Есть ли исключения у этого правила?







Пример
Ответ
Да. Причастный оборот может

обособляться и перед определяемым словом, если имеет обстоятельственный оттенок значения:

причины, уступки.

Сведения же заключаются в том, что, возмущенный чудовищным предательством этого менялы, кто-то из тайных друзей Га-Ноцри сговаривается со своими сообщниками убить Иуду сегодня ночью.

Есть ли исключения у этого правила?ПримерОтветДа. Причастный оборот может обособляться и перед определяемым словом, если имеет

Слайд 8

Какие знаки препинания ставятся при однородных причастных оборотах

?







Пример
Ответ
Если причастные обороты однородные, знаки препинания ставятся, как при однородных

членах

Замыкалась процессия солдатской цепью, а за нею уже шло около двух тысяч любопытных , не испугавшихся адской жары и желавших присутствовать при интересном зрелище.

Какие знаки препинания ставятся при однородных  причастных оборотах ?ПримерОтветЕсли причастные обороты однородные, знаки препинания ставятся,

Слайд 9

Помните !







Пример
Ответ
Всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению.
Хотя он

[Левий] был ещё слаб и ноги его дрожали, томимый каким-то

предчувствием беды, он распростился с хозяином и отправился в Ершалаим.

Помните !ПримерОтветВсегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению.Хотя он [Левий] был ещё слаб и ноги его

Слайд 10

Потренируйтесь !







1,2,3,4,5,6,7,9
1,2,5,6,7,8


1,2,3,5,6,7,9
1,2,3,4,5,6,7,8,9


Задание
А-20

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Все ещё скалясь (1) прокуратор поглядел на арестованного (2) затем на солнце (3) неуклонно подымающееся вверх (4) над конными статуями гипподрома (5) лежащего далеко внизу направо (6) и вдруг в какой-то тошной муке подумал о том (7) что (8) проще всего было бы изгнать с балкона этого странного разбойника (9) произнеся только два слова: «Повесить его».

Потренируйтесь !1,2,3,4,5,6,7,91,2,5,6,7,8             1,2,3,5,6,7,9 1,2,3,4,5,6,7,8,9

Слайд 11

Потренируйтесь !







1) 1,2,3
2) 1,3,4
3) 1,2,4
4)

2,3,4
Задание
А-20
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на

месте которых в предложении должны стоять запятые?

Кстати, скажи: верно ли (1) что ты явился в Ершалаим через Сузские ворота (2) верхом на осле (3) сопровождаемый толпою черни (4) кричавшей тебе приветствия как бы некоему пророку ?

Потренируйтесь !1)  1,2,3 2)  1,3,43)  1,2,44)  2,3,4ЗаданиеА-20В каком варианте ответа правильно указаны

Слайд 12
Знакомство с теоретическими сведениями




Причастный оборот и определительная часть СПП могут

быть синонимичны, отсюда – возможность их взаимозамены. Часто использование причастного

оборота бывает целесообразно, так как способствует сжатости, лаконичности речи, вносит в высказывание элементы книжного стиля, помогает избежать скопления союзных слов, служит для устранения двусмысленности, связанной с возможностью двоякого соотнесения союзного слова который с одним из предыдущих существительных
Знакомство с теоретическими сведениямиПричастный оборот и определительная часть СПП могут быть синонимичны, отсюда – возможность их взаимозамены.

Слайд 13


Задание А-26 ЕГЭ проверяет овладение нормами построения синонимических синтаксических конструкций


На

что нужно обратить внимание при выполнении этого задания ?

Задание А-26 ЕГЭ проверяет овладение нормами построения синонимических синтаксических конструкцийНа что нужно обратить внимание  при выполнении

Слайд 14
!!! Нельзя заменить придаточную часть СПП причастным оборотом, если









в

главной части СПП есть указательное слово
Все та же непонятная тоска,

что уже приходила на балконе, пронизала всё его существо

Пример

в придаточной части глагол-сказуемое представлен формой глагола в сослагательном наклонении или формой будущего времени

1

2

Таким образом, к смертной казни, которая должна совершиться сегодня, приговорены трое разбойников.

Пример

!!! Нельзя заменить придаточную часть СПП причастным оборотом, еслив главной части СПП есть указательное словоВсе та

Слайд 15
!!! Можно заменить придаточную часть СПП причастным оборотом, если













сказуемое

в придаточной части стоит в настоящем или прошедшем времени в

изъявительном наклонении:

Опять-таки виновата была кровь, которая прилила к вискам и застучала в них, только у прокуратора что-то случилось со зрением.- Опять-таки виновата была кровь, прилившая к вискам и застучавшая в них, только у прокуратора что-то случилось со зрением

Пример

союзное слово который, какой, чей, что стоит в именительном падеже:

1

2

Пример

Он [Левий] хотел только одного: чтобы Иешуа, который не сделал никому в жизни ни малейшего зла, избежал истязаний.- Он [Левий] хотел только одного: чтобы Иешуа, не сделавший никому в жизни ни малейшего зла, избежал истязаний.

союзное слово стоит в винительном падеже без предлога:

Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, который вынес Малый Синедрион, прокуратор не утверждает. - Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает.

3

Пример

!!! Можно заменить придаточную часть СПП причастным оборотом, еслисказуемое в придаточной части стоит в настоящем или

Слайд 16

Решаем А - 26







Задание
А-26
В каком предложении придаточную часть

сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)

Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица. 2) Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину. 3) Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы. 4) Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати.

3

Решаем  А - 26ЗаданиеА-26В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным

Слайд 17

Решаем А - 26







Задание
А-26
В каком предложении придаточную часть

сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)

За курского соловья, в трелях которого насчитывали более сорока переливов, в прежние времена купцы платили до двух тысяч рублей золотом.
2) Недаром в былые годы из «яблоневого» города Курска возили в Европу мочёную антоновку, которая получала на ярмарках во Франции золотые медали.
3) В конце XIX века имение приобрёл курский купец первой гильдии Георгий Александрович Новосильцев, который был последним владельцем Лебяжьего.
4) Учебно-игрушечная мастерская в Сергиевом Посаде, которую организовало Московское земство в 1891 году, во многом обязана своим существованием С.Т. Морозову.

1

Решаем  А - 26ЗаданиеА-26В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным

Слайд 18

Решаем А - 26







Задание
А-26
В каком предложении придаточную часть

сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
Цветы

ландыша узнаёшь по тому запаху, который отличается от всех других.
Сверху листья лотоса покрыты восковым налётом, который придаёт им зеленовато-сизую окраску.
Дорожка вела к деревьям, за которыми синело небо и виднелась кромка обрыва.
Воображение увлекало в тот неясный мир, который слагается из воспоминаний, утрат и радостей.

2

Решаем  А - 26ЗаданиеА-26В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным

Слайд 19

Решаем А - 26







Задание
А-26
В каком предложении придаточную часть

сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
Вообще

о писательской работе существует много таких мнений и предрассудков, которые могут привести в отчаяние своей пошлостью.
Для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце.
Материал, из которого писатель слагает произведения, — слово.
Я увидел, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле.

4

Решаем  А - 26ЗаданиеА-26В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным

Слайд 20

Решаем А - 26







Задание
А-26
В каком предложении придаточную часть

сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)

Помню, я открыл книгу, стоя около киоска, где я её купил.
2) У нас были и есть писатели, которые сумели ввести науку в свои повести и романы как необходимейшее качество прозы.
3) Писателя занимает мечта, которая живёт у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый учёный.
4) Рассказы Грина пьянили, как душистый воздух, который сбивает нас с ног после чада душных городов.

1

Решаем  А - 26ЗаданиеА-26В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным

Слайд 21

Решаем А - 26







Задание
А-26
В каком предложении придаточную часть

сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)

Человек, который живёт в согласии со своим внутренним миром, всегда созидатель и художник.
2) Он не успел рассказать нам и сотой доли того, что он превосходно видел и знал.
3) Высоко над землей взлетели листья, которые подхватил ветер.
4) Когда-то одна строчка Пришвина объяснила мне явление, которое до тех пор казалось мне случайным.

2

Решаем  А - 26ЗаданиеА-26В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным

Слайд 22

Решаем А - 26







Задание
А-26
В каком предложении придаточную часть

сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)

Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы.
2) Всё, что полагалось в дорогу, было собрано и сложено в чемодан.
3) Стеклянная дверь, через которую мы вошли, вела в большую гостиную.
4) Эти большие сёла, что приходится проезжать до Алтая, сыграли огромную роль в истории.

2

Решаем  А - 26ЗаданиеА-26В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным

Слайд 23

Решаем А - 26







Задание
А-26
В каком предложении придаточную часть

сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)

Сначала русские люди, которые поселились на Дальнем Востоке, просто переносили в сады дикие растения тайги, а затем стали их скрещивать с культурными сортами.
2) Скупо и медленно пробивался свет сквозь тучу, которая опустилась на море.
3) По степи, которая ещё не успела остыть за ночь, уже тянет опять тёплый ветер.
4) Это был не поезд, а скорее грузовой состав, к которому прицепили для пассажиров несколько вагонов.

4

Решаем  А - 26ЗаданиеА-26В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным

Слайд 24

Решаем А - 26







Задание
А-26
В каком предложении придаточную часть

сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)

Ни одна фотография не передавала особого отблеска, какой лежал на нём.
2) Когда телега, что привезла Леонтьева на кордон, скрылась, он посмотрел вокруг и вздохнул.
3) Землю, с которой вдвоём голодал, вовек разлюбить нельзя.
4) Звук, который привлёк его внимание, казался очень странным.

3

Решаем  А - 26ЗаданиеА-26В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным

Слайд 25

Решаем А - 26







Задание
А-26
В каком предложении придаточную часть

сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)

В конце концов он попадал в столицу, о которой, по правде сказать, у меня у самого было в то время весьма смутное представление.
2) Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.
3) Это был город, в котором прошло детство нас обоих.
4) Детство, которое остаётся в нас навсегда, рано или поздно напомнит о себе

4

Решаем  А - 26ЗаданиеА-26В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным

Слайд 26

Решаем А - 26







Задание
А-26
В каком предложении придаточную часть

сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)

Облик О. Кипренского наиболее полно соответствовал представлениям литераторов о том, каким должен быть живописец-романтик.
2) В 1827 году появились два самых известных портрета А.С. Пушкина, которые были написаны О. Кипренским и В. Тропининым.
3) Пушкин показан на портрете в модном сюртуке и в плаще, который накинут на плечо.
4) Пушкин очень ценил портрет, который выполнил Кипренский.

1

Решаем  А - 26ЗаданиеА-26В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным

Слайд 27

Решаем А - 26







Задание
А-26
В каком предложении придаточную часть

сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)

Впервые за эти три года он находился среди людей, которых не надо было опасаться.
2) С улицы доносился шум, какой бывает только днём.
3) Рассказы Грина опьяняли, как душистый воздух, что сбивает нас с ног после чада душных городов.
4) Наш герой очутился перед самым домом, который показался теперь ещё печальнее.

1

Решаем  А - 26ЗаданиеА-26В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным

Слайд 28

Решаем А - 26







Задание
А-26
В каком предложении придаточную часть

сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)

Всё было как бы обыкновенным в то утро: и ловля окуней, и все неповторимые запахи, которые возникают утром среди травы.
2) Будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства — умения мечтать и любить.
3) Вдали увеличивалось и, уносясь ветром, поднималось облако дыма, которое вскоре закрыло солнце.
4) Над степью летали все те же грачи да коршун, который солидно взмахивал крыльями.

2

Решаем  А - 26ЗаданиеА-26В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным

Слайд 29

Литература



Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного

профиля/ В.А.Багрянцева и др.—М.:Изд-во Моск. Ун-та, 2004.—(Московский университет –школе)
Булгаков М.А.

Мастер и Маргарита: Роман– М.:Мир книги,Литература,2007
Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: учебное пос.—Изд.2-е испр. И доп.—Самара:ООО «Офорт»,2006
Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по рус.яз:11 кл:Традицион. система планир.ур-в и методика препод. С целью подг. К ЕГЭ—Изд.3-е, испр. И доп.—М.:ВАКО,2006
Типичные ошибки привыполнении заданий ЕГЭ по русскому языку/И.П.Цыбулько,В.Н.Александров, Ю.Н.Гостева и др.—М.:ООО «ТИД «Русское слово—РС», 2009.
Сенина Н.А. Русский язык.11-й кл.Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие.—Ростов н/Д:Легион,2009
ЛитератураРусский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля/ В.А.Багрянцева и др.—М.:Изд-во Моск. Ун-та, 2004.—(Московский

Слайд 30Удачи
на
экзамене!!!
Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ

лицей №2 города Бугульмы Республики Татарстан Зуевой И.Ю.
2009

Удачи на экзамене!!!Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ лицей №2 города Бугульмы Республики Татарстан Зуевой

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика