Слайд 1
Методические рекомендации по использованию медиаресурсов на уроках ОБЖ.
Автор :Ануфриев В.В.,
учитель физической культуры и ОБЖ МОУ «СОШ» с. Мутный Материк
выход
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
Мультимедиа
Методические возможности средств ИТ
Классификация педагогических программных средств
Что такое медиаурок?
Организация работы
медиаурока
План урока по основам безопасности жизнедеятельности
Слайд 3МУЛЬТИМЕДИА
Слово «мультимедиа» стало популярным с 90-х годов 20-го столетия.
Multimedia -
(Англ.) многокомпонентная среда, позволяющая использовать текст, графику, видео и мультипликацию.
«Мультимедиа»
означает возможность работы с информацией в различных видах, а не только в цифровом виде, как у обычных компьютеров. Мультимедиа-компьютеры позволяют воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.). Видеоэффекты могут быть представлены показом сменных компьютерных слайдов, мультфильмов, видеоклипов, перемещением изображений и текстов, изменением цвета и масштаба изображения, его мерцанием и постепенным исчезновением и др.
В мультимедийных программах используется определенный способ передачи информации:
∙ Взаимодействие различных информационных блоков (текста, графики, видеофрагментов) посредством гиперссылок. Гиперссылки представлены в виде специально оформленного текста, или в виде определенного графического изображения. Одновременно на экране может располагаться несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут следования.
∙ Интерактивность, то есть диалоговым режимом работы пользователя с источником, при котором он может самостоятельно выбирать интересующую его информацию скорость и последовательность ее передачи.
В состав мультимедийного компьютера для обучения входит дополнительное оборудование: дисковод для компакт-дисков, головные телефоны, звуковые колонки. Для демонстраций в классе необходим специальный проектор и экран.
Слайд 4МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
СРЕДСТВ ИТ
Визуализация знаний
Индивидуализация, дифференциация обучения
Возможность проследить
процесс развития объекта, построение чертежа, последовательность выполнения операций (компьютерные
демонстрации)
Моделирование объектов, процессов и явлений
Создание и использование информационных баз данных
Доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа
Формирование умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками
Осуществление самоконтроля
Осуществление тренировки и самоподготовки
Усиление мотивации обучения (игры, средства мультимедиа)
Формирование умений принимать оптимальное решение в сложной ситуации
Развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного)
Формирование культуры учебной деятельности
Формирование информационной культуры
Высвобождение учебного времени
Слайд 5КЛАССИФИКАЦИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
Информационная технология обучения предполагает использование наряду
с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного
назначения понимается ПС, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие ПС, функционально поддерживающее различные виды учебного процесса, называются педагогическими программными средствами (ППС).
В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий ППС
По методическому назначению ППС могут быть:
компьютерные учебники (уроки);
программы-тренажеры (репетиторы);
контролирующие (тестовые оболочки);
информационно-справочные (энциклопедии);
имитационные;
моделирующие;
демонстрационные (слайд-или видео-фильмы);
учебно-игровые;
досуговые (компьютерные игры: аркадные, квесты, стратегии, ролевые, логические, спортивные и др. типы).
Слайд 6ЧТО ТАКОЕ МЕДИАУРОК?
Широкое использование средств мультимедиа породило название уроков -
«мультимедиа-урок». Для более удобного произношения название сократили, и сейчас наиболее
часто употребляемое - медиаурок.
Медиаурок имеет свои методические возможности и преимущества:
∙ повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления; автоматизации рутинных операций и др.
∙ возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере,
∙ организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества,
∙ повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов,
∙ развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся,
∙ формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.
Слайд 7ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
МЕДИАУРОКА
Медиаурок может проводиться в компьютерном классе, или в
классной комнате, оборудованной мультимедийным проектором. В любом случае следует помнить
о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 1-х классов - 10 мин, 2-5-х классов - 15 мин, 6-7-х классов - 20 мин, 8-9-х классов - 25 мин, 10-11-х классов - 30 мин.
Для оптимальной организации учебной деятельности школьников в компьютерном классе предлагается работу за компьютером сочетать с работой за дополнительными учебными столами, которые есть в каждом компьютерном классе. Это позволит выполнить требуемые санитарные нормы, организовать динамичную учебную деятельность школьников. Известно, что смена видов деятельности снижает утомляемость, активизирует работу.
При использовании учителем компьютерной техники только для наглядной демонстрации учебной информации урок проводят в классе с одним комплектом аппаратных средств.
Работа учащихся в классе может быть организована:
фронтально - просмотр видео фрагментов, наблюдение за изменениями объектов,
индивидуально - выполнение практических работ, решение задач,
малыми группами - выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и др.
В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него:
актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) - за компьютером и (или) без компьютера;
формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) - за компьютером и (или) без компьютера;
применение (применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала) - за компьютером и (или) без компьютера.
Несомненно, что для этой структуры урока возможны варианты и модификации.
Выбор оптимальных организационных форм и методов остается за учителем.