Слайд 1Развитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
ПРАВИТЕЛЬСТВО
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГБОУ ДПО СО
«Институт развития образования»
Долинина Тамара Альбертовна, заведующий кафедрой филологического образования
Екатеринбург
2011
Слайд 2Требования к результатам образования
Личностные (ценностные установки и ориентации, отношения и
др.)
Метапредметные (универсальные способы учебных действий)
Предметные (универсальные способы действий, преломляемые через
специфику предмета, система базовых или опорных знаний, индивидуальный прогресс в отдельных направлениях)
Слайд 3Предметные результаты
(русский язык)
Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения,
письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с
окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования.
Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков.
Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка.
Слайд 4Предметные результаты
(русский язык)
Формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения,
а также многоаспектного анализа текста.
Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения.
Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета.
Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Слайд 5Предметные результаты
(литература)
Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога.
Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как основного способа познания жизни.
Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры.
Слайд 6Предметные результаты
(литература)
Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение.
Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.
Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Слайд 7Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для
себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемым результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной деятельности.
Слайд 8Метапредметные результаты
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Смысловое чтение.
Умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение и разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Слайд 9Универсальные учебные действия (УУД)
Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться
в учебной
деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-
смысловых и операциональных характеристик
Совокупность способов
действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Умение учиться,
способность к саморазвитию и
самосовершенствованию
Слайд 10Универсальные учебные действия
УУД должны быть положены в основу выбора и
структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения
целостного учебно-воспитательного процесса.
Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
Слайд 11Личностные
УУД
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Слайд 12
Познавательные УУД
Общеучебные
Умение находить, преобразовывать, использовать и воспроизводить информацию в
различных формах соответственно определенной цели и задачам деятельности
Универсальные
логические
действия
Слайд 13Познавательные УУД
Универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения
признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в
том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
Слайд 14Познавательные УУД
Универсальные логические действия:
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
выдвижение гипотез
и их обоснование;
формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Слайд 18Личностные результаты
Воспитание любви и уважения к Отечеству, усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
Формирование ответственного отношения к
учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Слайд 19Личностные результаты
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми
и достигать в нем взаимопонимания.
Освоение социальных норм, правил поведения.
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
Формирование коммуникативной компетентности.
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Слайд 20 Умения, необходимые для
работы с информацией текста
умение понимать текст, его тему,
основную мысль, идею автора;
выделять микротемы;
формулировать основную информацию каждой микротемы;
исключать второстепенную, обобщать, упрощать;
Слайд 21передавать своими словами полученную информацию, сохраняя главное;
видеть и сохранять логические
связи между микротемами текста и предложениями в тексте;
уметь устанавливать причинно-следственные
связи между частями текста;
Слайд 22комментировать авторские рассуждения;
выдвигать гипотезу, формулировать проблему;
аргументировать собственную точку зрения и
понимать аргументацию автора;
выстраивать логическую цепочку рассуждений
Слайд 23 Задачи деятельности
Формировать осознанное отношение к работе по
развитию общеучебных УУД
Разработать технологии, способствующие формированию познавательных УУД (умение находить,
преобразовывать, использовать и воспроизводить информацию в различных формах соответственно определенной цели и задачам деятельности)
Слайд 24
Разработать технологии, способствующие формированию коммуникативных УУД субъектов образовательного процесса (владение
диалогической и монологической формами речи, умение полно и ясно выражать
свои мысли, формулировать вопросы и отвечать на них, участвовать в споре, разрешать конфликты и проч.)
Слайд 25Разработать и популяризировать технологии, обеспечивающие развитие общеучебных регулятивных УУД, дисциплинирующих
действие и мысль при работе с устной и письменной информацией
(адекватность целеполагания, планирования речевых действий, наличие навыков оценки и самооценки достижений в работе с текстовой информацией)
Слайд 26Разработать и популяризировать технологии, формирующие личностные УУД как интегрирующие достижения
по развитию всех УУД и активизирующие способности к самоопределению, смыслообразованию
и нравственно-этическому отношению к происходящему
Слайд 27Успехов в работе!
Благодарю за внимание!