Слайд 1Методический комплект программы Н.В.Нищевой
«Физическое развитие дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи)»
Парциальная программа
(Автор: Кириллова Ю.А.,
инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад №74 Красносельского района
Санкт-Петербурга )
Слайд 2 Цель программы – создание оптимальных условий для всестороннего полноценного
физического развития, укрепления здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) в дошкольных образовательных организациях путем повышения физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция речедвигательных нарушений.
Слайд 3Общее недоразвитие речи -нарушение всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики
и грамматики.
Слайд 4Психофизиологические особенности детей с ОНР
недостаточная устойчивость внимания;
снижение вербальной памяти;
ограничение
возможностей развития познавательной деятельности;
отставание в развитии словесно – логического мышления;
плохая координация движений;
неуверенность в выполнении дозированных движений;
снижение скорости и ловкости выполнения движений;
нарушение последовательности элементов действия;
недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Слайд 5Параметры отставания в психомоторном развитии детей с ОНР
По развитию физических
качеств (низкий уровень ловкости и быстроты);
По степени сформированности двигательных
навыков (отсутствие автоматизациии движений и низкая обучаемость).
Слайд 6Основная задача педагогов и родителей
- создание условий для правильного
физического развития ребенка, обеспечение оптимального режима двигательной активности в соответствии
с возрастными особенностями дошкольников, с учетом сензитивных для развития определенных двигательных умений периодов.
Слайд 7Задачи физического развития дошкольников
охрана жизни и укрепление здоровья ребенка;
закаливание детского
организма;
создание условий для целесообразной двигательной активности детей;
совершенствование двигательных умений
и навыков с учетом возрастных особенностей;
формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;
развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей, умения сохранять равновесие;
формирование широкого круга игровых действий;
воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней;
ежедневное использование таких форм работы по физическому развитию детей, как утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, физические упражнения, игры и упражнения на прогулке, а также соревновательные формы работы ( игры – соревнования и эстафеты).
Слайд 8Специальные задачи физического развития детей
с общим недоразвитием речи (ОНР)
Развитие
речевого дыхания;
Развитие речевого и фонематического слуха;
Развитие звукопроизношения;
Развитие выразительных движений;
Развитие общей и мелкой моторики;
Развитие ориентировки в пространстве;
Развитие коммуникативных функций;
Развитие музыкальных способностей .
Слайд 9Формы и методы работы по физическому развитию
детей с общим
недоразвитием речи ( ОНР )
Утренняя гимнастика;
Физические упражнения;
Физкультминутки;
Подвижные игры в помещении
и на прогулке;
Прогулки;
Самостоятельная двигательная деятельность;
Физкультурные досуги и праздники.
Слайд 10Перечень методов,
используемых в процессе физического развития детей с ОНР
Практические методы:
- Повторение упражнений;
-
Проведение упражнений в игровой форме;
- Проведение упражнений в соревновательной форме,
Наглядные методы:
- Показ физических упражнений;
- Использование наглядных пособий ( рисунки, фотографии, диафильмы и т. д. );
- Имитации ( подражания), зрительные ориентиры ( предметы, разметка зала ), звуковые сигналы;
Словесные методы:
- Название упражнений, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и др.
Слайд 11Перечень картотек
Комплексов упражнений утренней гимнастики;
Подвижных игр по основной общеобразовательной программе
ДО;
Русских народных игр;
Подвижных игр для детей с ОНР;
Речевых игр для
детей с ОНР;
Пальчиковой гимнастики;
Игр и упражнений на координацию речи с движением;
Фонетических зарядок;
Игровых подражательных движений;
Алгоритмов выполнения физических упражнений;
Схем выполнения общеразвивающих упражнений;
Загадок по лексическим темам;
Упражнений для развития пальцев рук;
Дыхательных упражнений;
Игр – превращений;
Игр и упражнений на расслабление;
Упражнений на развитие воображения;
Эстафет и игр – соревнований.
Слайд 12Содержание работы по физическому развитию (образовательная область «Физическое развитие») с
детьми младшей(средней, старшей, подготовительной к школе) группы компенсирующей направленности с
тяжелыми нарушениями речи(ОНР)
Основные движения(ходьба, бег, упражнения в равновесии, ползание и лазание, прыжки, катание, бросание, ловля, метание)
Ритмическая гимнастика
Строевые упражнения
Общеразвивающие упражнения
Спортивные упражнения
Игровые подражательные движения
Рекомендуемые подвижные игры
Слайд 13Значение упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе
Дошкольник познает
мир, осваивает речь, получает новую информацию и знания;
Повышается общий
жизненный тонус организма ребенка, возрастают работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням;
Формируются естественные движения, свойственные человеку: ходьба, бег, прыжки, метание и т.д.;
Лекарство для детей от двигательного голода – гиподинамии;
Игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, быстроты реакции;
Способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов.
Слайд 14Содержание примерного перспективного планирования проведения упражнений (ОРУ) и подвижных игр
на свежем воздухе
название месяца;
номер недели;
номер комплекса упражнений
и игр;
лексическая тема;
название комплекса ОРУ;
название подвижной игры или игрового упражнения, или игры – эстафеты;
название подвижной игры с речевым сопровождением;
название игры малой подвижности.
Слайд 15Содержание комплекса упражнений и игр
общеразвивающие упражнения (ОРУ) для развития
основных групп мышц;
тематическая подвижная игра большой или средней подвижности
или игровое упражнение (или игру – эстафету в подготовительной к школе группе);
подвижная игра с речевым сопровождением;
игра малой подвижности или игровое упражнение.
Слайд 16Содержание комплексного обследования
детей старшего дошкольного возраста
с диагнозом ОНР
таблица 1
Таблица 1
( продолжение )
Слайд 18Методы педагогического наблюдения
Хронометрирование;
Пульсометрия;
Наблюдения за переносимостью нагрузки по внешним признакам утомления.
Слайд 19Схема внешних признаков утомления
таблица 2
Слайд 20Цель мониторинга
– оценка качества педагогического процесса воспитанников ДОО
(уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям); определение
тенденции развития воспитанников групп.
Слайд 21Оценка уровня овладения ребенком необходимыми умениями и навыками по образовательной
области «Физическое развитие»:
1 балл – ребенок не может выполнить все
параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Слайд 22Этапы мониторинга
Этап 1: оценка уровня овладения детьми необходимыми
навыками и умениями по образовательной области
«Физическое развитие»
в начале учебного года;
Этап 2: оценка уровня овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательной области
« Физическое развитие » в конце учебного года.
Слайд 23Оценка результатов мониторинга:
1. нормативный вариант развития ( по каждому ребенку
или общегрупповому параметру ): « от 3,8 и >
».
2. показатель проблем в развитии ребенка социального и/ или органического генеза: « от 2,3 до 3,7 ».
3. выраженное несоответствие развития ребенка возрасту: « менее 2,2 ».
Слайд 24Общепринятые критерии
проектирования предметно-пространственной развивающей среды физкультурного развития дошкольников:
- Право на
свободу выбора каждым ребенком любимого занятия;
- Рациональность подбора физкультурного оборудования
и инвентаря;
- Реализация в двигательно - игровой предметной среде содержания физического развития детей данной группы ( физические упражнения и движения);
- Возможность продуктивного использования физкультурного оборудования в разных видах двигательной и игровой деятельности детей;
- Соответствие оборудования и пособий возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям (эргономичность);
- Эстетичность компонентов среды развития движений и их направленность на воспитание художественного вкуса у детей;
- Эмоциональная насыщенность компонентов среды развития движений в группе;
- Безопасность физкультурного оборудования;
Слайд 25Требования,
предъявляемые к физкультурному оборудованию
(по Д.В.Хухлаевой)
- Оно должно соответствовать правилам охраны
жизни и здоровья детей (безопасность физкультурного оборудования);
- Размеры и конструкция
оборудования и пособий должны отвечать анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту;
- Каждый предмет должен отвечать своему функциональному предназначению и в то же время быть универсальным;
- Оно должно отвечать эстетическим и гигиеническим требованиям (весь инвентарь должен быть ярким, красочным, содержаться в чистоте).
Слайд 26Взаимосвязь в работе педагогов и специалистов, работающих с детьми с
нарушениями речи ( ОНР )
Главная задача всех педагогов и специалистов,
работающих с детьми с нарушениями речи, - максимально облегчить процесс коррекционно – развивающей работы, сделать его интересным и занимательным для дошкольника.
Слайд 27Необходимые условия
эффективного взаимодействия педагогов и специалистов
знание программ, целей и
задач коррекционной деятельности всеми педагогами;
понимание каждым педагогом своих функций;
выработка единых
требований при выполнении коррекционных задач;
специальное образование, повышение квалификации через самообразование, методическую работу.
Слайд 28Составляющие коррекционной работы специалистов
Общий план работы
Взаимопосещения занятий
Взаимопосещения консультаций
Слайд 29Содержание работы с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
инструктора по физической культуре
в дошкольном образовательной организации
Семья и
детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Большинство родителей готовы активно участвовать в физическом развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых умений. Именно поэтому работа с родителями является важным разделом работы инструктора по физической культуре. Правильно организованная работа с родителями будет способствовать повышению их физической и валеологической грамотности.
Слайд 30Структура взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями
Слайд 31I блок. Ознакомительно – диагностический
Ознакомление родителей с результатами диагностических мероприятий;
Анкетирование;
Информирование о результатах наблюдений за детьми в разных формах организации
физического развития в ДОО;
Беседы с детьми и с родителями.
Слайд 32II блок. Наглядно – информационный
Оформление стендов;
Выпуск стенгазет;
Рекомендации родителям по различным
аспектам физического развития;
Фоторепортажи о совместной физкультурно – спортивной деятельности;
Видеоролики, видеофильмы.
Слайд 33III блок. Консультативный
Консультации для родителей;
Семинары;
Лекции;
Круглые столы;
Беседы;
Устные журналы.
Слайд 34IV блок. Субъективно – дифференцированный
Индивидуальная работа с родителями по инициативе
специалиста;
Индивидуальная работа специалиста с родителями по их инициативе, по мере
необходимости.
Слайд 35V блок. Репрезентативно – практический
Совместные с родителями физкультурные занятия разного
типа;
Практикумы по проведению различных видов утренних гимнастик;
Ознакомление родителей с разнообразными
физкультминутками на развитие ручной и пальчиковой моторики;
Обучение родителей проведению подвижных игр.
Слайд 36VI блок. Рекреационно – досуговый
Участие в совместных спортивных
праздниках и физкультурных досугах;
Совместные « Дни здоровья »;
Простейший туризм;
« Неделя
здоровья »;
« Неделя подвижных игр ».
Слайд 37VII блок. Перспективный
Совместное обсуждение примерных планов спортивных мероприятий;
Определение объема необходимой
помощи;
Совместное примерное планирование тем.