Слайд 1Разработка технического задания
Слайд 2План занятия:
Понятие проектирования ИС
Структура ИС
Требования к проектируемому ИС
Слайд 31. Понятие проектирования ИС
Процесс проектирования ИС — это процесс
принятия проектно-конструкторских решений, направленных на получение описания системы (проекта ИС),
удовлетворяющего требования заказчика.
Под проектом ИС будем понимать проектно-конструкторскую и технологическую документацию, в которой представлено описание проектных решений по созданию и эксплуатации ИС в конкретной программно-технической среде.
Под проектированием ЭИС понимается процесс преобразования входной информации об объекте проектирования, о методах
проектирования и об опыте проектирования объектов
аналогичного назначения в соответствии с ГОСТом
в проект ЭИС.
Слайд 4 Объектами проектирования ИС являются отдельные элементы или их комплексы
функциональных и обеспечивающих частей. Так, функциональными элементами в соответствии с
традиционной декомпозицией выступают задачи, комплексы задач и функции управления. В составе обеспечивающей части ИС объектами проектирования служат элементы и их комплексы информационного, программного и технического обеспечения системы.
В качестве субъекта проектирования ИС выступают коллективы специалистов, которые осуществляют проектную деятельность, как правило, в составе специализированной (проектной)организации, и организация-заказчик, для которой необходимо разработать ИС.
Масштабы разрабатываемых систем определяют состав и количество участников процесса проектирования.
При большом объёме и жёстких сроках выполнения проектных работ в разработке системы может принимать участие несколько проектных коллективов (организаций-разработчиков).
В этом случае выделяется головная организация, которая координирует
деятельность всех организаций-соисполнителей.
Слайд 5Жизненный цикл разработки ИС
Планирование и анализ требований (предпроектная стадия) - системный
анализ. Исследование и анализ существующей информационной системы, определение требований к
создаваемой ИС, оформление технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ) на разработку ИС.
Проектирование (техническое проектирование, логическое проектирование). Разработка в соответствии со сформулированными требованиями состава автоматизируемых функций (функциональная архитектура) и состава обеспечивающих подсистем (системная архитектура), оформление технического проекта ИС.
Реализация (рабочее проектирование, физическое проектирование, программирование).Разработка и настройка программ, наполнение баз данных, создание рабочих инструкций для персонала, оформление рабочего проекта.
Слайд 64. Внедрение (тестирование, опытная эксплуатация). Комплексная отладка подсистем ИС, обучение персонала,
поэтапное внедрение ИС в эксплуатацию по подразделениям экономического объекта, оформление
акта о приёмосдаточных испытаниях ИС.
5. Эксплуатация ИС (сопровождение, модернизация). Сбор рекламаций и статистики о функционировании ИС, исправление ошибок и недоработок, оформление требований к модернизации ИС и ее выполнение (повторение стадий 2 — 5).
Слайд 72. Структура проекта ИС
Идея деления процесса проектирования на стадии и
этапы состоит в том, чтобы постепенно, проектируя «сверху — вниз»
разрабатывать проектные решения с начало укрупнено, а затем детализировано. Процесс проектирования рекомендуется проводить в соответствии с ГОСТ 34.601-9 «Информационные технологии».
Указанный ГОСТ предлагает следующие 8 стадий процесса проектирования:
формирование требований к АС (автоматизированной системе);
разработка концепции АС;
техническое задание;
эскизный проект;
технический проект;
рабочая документация;
ввод в действие;
сопровождение АС.
Слайд 8 Итерационная модель – это каскадная модель с промежуточным контролем. Ошибки
или недоработки, обнаруженные на последующих стадиях устраняются путем возврата к
предыдущим стадиям, т.е. итерационным путем.
Схема итерационной модели.
Следует обратить внимание на необходимость тщательной проработки начальных стадий проектирования.
Факт: устранение ошибок при создании системы на стадии технического проекта стоит в 2 раза дороже, чем на предпроектной стадии, а на последующих стадиях в 10 раз и более.
1 стадия. Главное на этой стадии – провести предпроектное обследование и дать технико-экономическое обоснование целесообразности создания системы. Формируются требования к функциональной части, обеспечивающие подсистему, а также методу проектирования.
2 стадия. Включает научно- исследовательские работы, разработку нескольких вариантов системы и выбор оптимального. Выполняется ориентировочный расчет ожидаемой экономической эффективности и дается оценка научно-технического уровня систем. На основании сбора данных об отечественных и зарубежных системах. Выполняется исполнителем для заказчика как рекомендация для систем.
Слайд 9 3 стадия. Техническое задание – это итог предпроектной работы по созданию
ИС. Это документ, направленный от заказчика к исполнителю как задание.
Главным здесь является состав функциональных задач будущей системы и требования к обеспечивающим системам. Главный документ формируется в соответствии с ГОСТ 34.602-89 «Техническое задание на создание АС».
4 стадия. Ее цель – разработка предварительных решений. В экономических ИС применяется редко.
5 стадия. Это основная стадия. Здесь уточняется состав и количество технических средств системы к узлам обработки данных. В части организационного обеспечения предлагаются изменения в организационной структуре управления (пример: сливаются подразделения). В части информационного обеспечения выбирается система классификации и кодирования, разрабатывается классификатор технико-экономической информации; проектируется БД. Главное – алгоритмизация функциональных задач (не программирование). Разрабатываются формы документов, составляется план мероприятий по подготовке объекта к внедрению системы, проводится уточненный расчет ожидаемой экономической эффективности.
Слайд 10 6 стадия. Главное назначение – программирование или адаптация готовых программных средств. Здесь
составляются технические инструкции, которые соответствуют должностным инструкциям, уточненным на стадии
технического проектирования. При наличии проекта системы стадия технологического проектирования. При наличии прототипа системы стадия технического проекта и рабочие документации объединяются в одну стадию – технорабочий проект.
7 стадия. Проводится опытная эксплуатация и сдача системы комиссии в постоянную эксплуатацию в соответствии с требованиями технологического задания.
8 стадия. Цель сопровождения системы – поддержание эксплуатационных характеристик на проектом уровне. Сопровождение осуществляется исполнителем. Формы сопровождения: консультационная помощь, устранение недостатков, предложения
по развитию ИС.
Слайд 113.Требование к проектируемой ИС
Обоснованное и тщательное формирование требований к информационной
системе – необходимое условие успешного выполнения работ по созданию системы.
Начало
формирования требований связано уже с первой (предпроектной) стадией создания системы, когда проводится
обоснование целесообразности разработки.
Чем полнее, обоснованнее будут
сформулированы требования на начальном
этапе (на стадии ТЗ), тем успешнее (быстрее, дешевле)
может оказаться процесс создания системы.
Слайд 12Требования к автоматизированной системе делят на три группы:
Требования к
системе в целом включают в себя:
1.1. Требования к структурным характеристикам
и режимам функционирования системы:
состав основных функций (состав функциональных подсистем);
объектная структура системы (число уровней иерархии, основные объектные подсистемы на каждом уровне);
требования к средствам и способам обмена информацией между объектными подсистемами в случае их территориальной разобщенности;
требования к интегрируемости (совместимости) со смежными системами или уже реализованными элементами создаваемой системы, с которыми должна быть обеспечена возможность взаимодействия;
требования к режимам функционирования системы (пакетный, интерактивный и т. д.).
Слайд 131.2. Требования к показателям назначения, т. е. к важнейшим характеристикам
системы, определяющим степень соответствия системы ее основному назначению.
1.3.Требования к надёжности:
перечень
отказов (указание на то, что понимается под отказом) системы или ее частей, по которым следует предъявлять требования по надежности;
состав и количественные значения (нормы) показателей надежности по типам отказов для системы или ее элементов;
требования к методам оценки и контроля надежности на разных этапах создания системы (жизненного цикла системы);
1.4. Требования к качеству данных:
показатели достоверности данных (вводимых, хранящихся, выдаваемых системой) и их количественные значения; ситуации (события), при которых должна быть обеспечена сохранность данных;
возможные способы несанкционированного доступа к данным, от которых система должны быть защищена;
1.5. Требования по стандартизации и унификации: используемые стандарты при создании системы документооборота, используемые классификаторы, требования по применению типовых программных и технических средств при создании системы;
Слайд 141.6. Требования к развитию системы: возможности модификации, включения новых функций,
открытости (возможности взаимодействия с другими системами), масштабируемости (увеличения числа пользователей,
числа подключаемых терминалов и пр.)
2. Требования к функциям (задачам), выполняемым системой; включают в себя:
перечни задач по каждой функциональной подсистеме (комплексу информационных технологий) с их распределением по уровням системы;
требования к качеству реализации каждой
функции (задачи, комплекса задач);
формы представления входной и выходной информации;
временной регламент (требования к временным
характеристикам); требования к качеству
результатов (достоверности выдаваемой информации,
точности расчетов и т. д.).
Слайд 153. Требования к видам обеспечения (информационному, техническому, программному).
требования к информационному
обеспечению могут включать в себя требования к качеству данных, составу
и способу организации данных, их совместимости со смежными системами, использованию классификаторов и унифицированных документов, методам контроля, хранения, обновления и восстановления данных;
в состав требований к программному обеспечению могут входить требования к качеству программных средств, к интерфейсам, используемым языкам программирования, операционной системе и т. д;
в состав требований к техническому обеспечению могут входить требования к функциональным, конструктивным, эксплуатационным характеристикам отдельных видов аппаратных средств, например, к быстродействию средств передачи данных, производительности средств вычислений, объемам запоминающих устройств, надежности отдельных устройств или комплексов.
Слайд 16 Перечисленные выше требования могут быть представлены в виде:
списка необходимых
элементов (список задач; перечень способов несанкционированного доступа к данным, против
которых система должна быть защищена и т. д.);
перечня возможных элементов, например, указание на то, что в качестве линии связи могут быть использованы оптоволоконные линии или медные провода (витая пара) и т. д.;
требований качественного типа, например, требование открытости, масштабируемости и пр.;
количественных показателей
(норм значений соответствующих показателей)
требования к надёжности, достоверности
информации, временным характеристикам.