Слайд 1Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего
образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Кафедра
«Педагогики»
Презентация к реферату на тему: «Преобразование в плоскости. Методика изучения симметрии в начальной школе.»
Выполнила:
студентка группы ЗНОу-117
Янчевская Ю.О.
Проверила:
Болотова Т. В.
Владимир 2020г
Слайд 2Цели:
развитие логического мышления и пространственного воображения детей;
формировать умения узнавать
геометрические фигуры и их части;
изображать фигуры на чертеже.
Слайд 3Задачи:
развитие пространственного воображения у ребенка, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать
и абстрагировать
формирование у ребенка практических умений измерения и построения геометрических
фигур с помощью циркуля, угольника и линейки
Слайд 4Программа Л.Г. Петерсон предусматривает большой объем геометрического материала (особенно в
4-ом классе)
Слайд 5И целями геометрической линии Петерсон является:
1. Формирование представлений о геометрических фигурах
и отношениях;
2. Формирование умения изображать геометрические фигуры с помощью чертежных инструментов;
3. Развитие
вербально – логического мышления, математической речи;
4. Подготовка к изучению геометрии в средней школе.
Слайд 6Геометрическое преобразование плоскости - взаимно-однозначное отображение этой плоскости на себя.
В курсе математики Л.Г. Петерсон сохраняется
преемственность с традиционной программой по математике, но усиливается геометрическое содержание
за счет большого дополнительного материала (особенно в 4-ом классе), что позволяет расширить геометрические представления и знания учащихся, развивать их пространственное воображение, техническое и логическое мышление, конструкторские умения
Слайд 7Возникает вопрос: доступен ли этот материал для детей младшего школьного
возраста?
Конечно, да.
Учащиеся знакомятся с плоскими фигурами: треугольником, прямоугольником, квадратом, ромбом
и др.;
Слайд 8задания № 2–4, стр. 37 предназначены для этапа первичного закрепления. В № 2 ученики должны выразить
в речи выполняемые преобразования. Можно сказать им, что направление и
расстояние, на которое осуществляется перенос, удобно показывать направленным отрезком (вектором), и попросить нарисовать направленные отрезки, соответствующие данным преобразованиям. Так, в задании (а) горизонтальный вектор означает, что фигура переносится на 7 клеток вправо, а вертикальный – что она переносится на 4 клетки вниз; в задании (б) горизонтальный вектор показывает, что фигура переносится на 6 клеток влево, а вертикальный – что она переносится на 5 клеток вверх:
Слайд 9В процессе выполнения заданий на преобразование фигур формируется умение работать
с циркулем и линейкой. Если позволит время, можно предложить детям
придумать свои преобразования и выполнить несколько из них. В завершение целесообразно обратить внимание учащихся на то, что преобразования фигур часто используются при составлении узоров, показать им несколько узоров, полученных в результате переноса некоторого рисунка, предложить нарисовать свой узор.
Слайд 10Вводится тема «Преобразование фигур» в 3 классе по программе «Школа
2000» Л.Г.Петерсон
Слайд 13Виды симметрии:
Центральная симметрия
Осевая симметрия
Зеркальная симметрия
Слайд 14Уже в 1 классе начальной школы идет пропедевтическая работа по
теме «Симметрия», но без введения данного термина. В подготовительной работе
по теме предлагаются задания вида: дорисуй по образцу. (см. приложение). А с преобразованием фигур на плоскости учащиеся знакомятся в 3 классе, эта тема предшествует теме «Симметрия».
Слайд 16Если сверху посмотреть на любое насекомое и мысленно провести посередине
прямую (плоскость), то левые и правые половинки насекомых будут одинаковыми
и по расположению, и по размерам, и по окраске. Ведь мы ни разу не видели, чтобы у жука или стрекозы, у любого другого насекомого лапы слева были бы ближе к голове, чем справа, а правое крыло бабочки или божьей коровки было бы больше, чем левое. Такого в природе не бывает, иначе бы насекомые не смогли бы летать.
Слайд 17На уроках учащиеся выполняют практические действия с фигурами на клетчатой
бумаге, в процессе которых их представление о преобразовании фигур уточняются.
Понятие «преобразование фигур» можно пояснить, как перемещение фигур на плоскости, их перенос. На 14 уроке рассматривается перенос фигур на данное число клеток вверх, вниз, направо и налево .
Слайд 18В окружающем мире дети могут наблюдать симметрию достаточно часто: симметрично
расположены глаза и уши человека, дверцы стенного шкафа и т.д.
Слайд 19Можно организовать практическую работу. Если сложить пополам лист бумаги, затем
проколоть его ножкой циркуля, то полечатся две симметричные точки. Обозначим
их A и B. Что интересного в их расположении?
Для ответа на поставленный вопрос учитель предлагает учащимся провести отрезок AB и обозначить О точку его пересечения с линией сгиба (осью симметрии). С помощью линейки и чертежного угольника дети должны установить, что тока О является серединой отрезка AB, а сам отрезок АВ перпендикулярен оси симметрии.
Слайд 22В процессе выполнения задания на преобразование фигур и на построение
симметричных фигур формируется умение работать с циркулем, чертежным угольником и
линейкой.
Слайд 26Задания на симметрию по программе «школа 2000» Л.Г. Петерсон
Слайд 31Так же есть задания в рабочей тетраде
Слайд 34Задания на логику на тему «Симметрия»
Слайд 36Вводится тема «Симметрия»
3 класс Л.Г. Петерсон
Слайд 37Дорисуй вторую половинку и раскрась
Слайд 39Вводится тема «Симметричные фигуры»
Слайд 40Заключение:
На основании изученного мною теоретического материала и собственного опыта работы
в начальной школе можно сделать вывод, что акцентирование внимания на
геометрической линии в системе Л.Г. Петерсон, оправдано, так как способствует раннему формированию у детей правильного восприятия окружающего мира и помогает более полно подготовить детей к изучению геометрии в средней школе. Таким образом, данная линия является перспективной в развитии образования начальной школы.
Изучив литературу по данной теме и применяя данные знания в своей профессиональной деятельности, мне удалось доказать значимость изучения геометрии по системе Л.Г. Петерсон в начальных классах и практическое значение темы «Симметрия. Преобразование фигур» в жизни человека.
Известный немецкий математик Герман Вейль в своей книге «Симметрия» (2. с.11) дал определение симметрии таким образом: «Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство».