Слайд 1МЕТОДИКА КАК НАУКА
Старкова Д.А. «Теория и методика преподавания иностранного языка»,
2014
Слайд 2План лекции и ответа на экзамене
Определение понятия «Методика обучения иностранным
языкам»
Характеристики науки (объект и предмет исследования методики обучения ИЯ, закономерности)
Факторы,
влияющие на развитие науки «Методика обучения ИЯ»
Связь Методики обучения ИЯ с другими науками
Разновидности Методики обучения ИЯ
Методы исследования
Основные методические категории
Слайд 3Определение понятия «Методика обучения иностранным языкам»
Совокупность методов и приемов обучения
конкретному предмету
Педагогическая наука, область педагогики, занимающаяся частными закономерностями
Теоретический курс, обучающий
студентов вузов методам и приемам обучения конкретному предмету
Слайд 4
Характеристики науки (объект и предмет исследования методики обучения ИЯ, закономерности)
Теоретический
фундамент и экспериментальная база
Специфические объект и предмет исследования
Закономерности (смежных
наук, дидактики, специфические)
Слайд 5Факторы, влияющие на развитие науки «Методика обучения ИЯ»
Социально-экономические
Социально-педагогические
Социально-культурные
Методические
Индивидуальные
Слайд 6Связь Методики обучения ИЯ с другими науками
Базисные науки
Педагогика
Лингвистика Психология
Смежные науки
(история, литература, культурология, кибернетика, информатика,
…)
Новые науки
(лингводидактика, психолингвистика, социолингвистика, лингвострановедение…)
Слайд 7Разновидности Методики обучения ИЯ
ОБЩАЯ МЕТОДИКА
изучение закономерностей и особенностей предмета
определение содержания,
цели, задач, путей интенсификации учебного процесса в целом
ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА
- изучение
языковых явлений, специфичных для конкретного языка
Слайд 8Методы исследования
Анализ методической, психологической, педагогической, философской литературы
Синтез, сравнение, классификация, обобщение
Изучение
педагогического и методического опыта
Наблюдение
Пробное обучение
Эксперимент
Анкетирование
Тестирование
Слайд 9Основные методические категории
Система
Метод
Прием
Подход
Языковая личность
Слайд 10Подходы к обучению ИЯ
грамматико-переводной и тектстуально-переводной методы
натуральный метод
прямой метод
аудиовизуальный метод
аудиолингвальный
метод
неопрямой метод
рецептивный метод
сознательно-практический метод
интенсивный метод
коммуникативный метод
Слайд 11Структура доклада
причины, время и место возникновения метода
автор(ы)
характеристика подхода, описание методики,
принципов, специфических моментов
+ и -
Слайд 12Лингвистические основы
Старкова Д.А. «Теория и методика преподавания иностранного языка», 2014
Слайд 13План лекции и ответа на экзамене
Языкознание как базисная наука Методики
обучения ИЯ
Дихотомия «язык – речь»
Модель предложения как единица обучения
Учение о
языковых контактах
Примеры в языке
Слайд 14Языкознание как базисная наука
Методики обучения ИЯ
Наука об общих закономерностях
строения и функционирования языка
Предмет методики = объект лингвистики
Лингвистическое содержание обучения
ИЯ
Слайд 15Дихотомия «язык – речь»
Чему мы учим? (Ф. де Соссюр)
Троякий аспект
изучения ИЯ (Л.В. Щерба)
Рациональное обучение ИЯ
Слайд 16Модель предложения как единица обучения
Речевой образец
Языковые правила
Структурная лингвистика
Слайд 17Учение о языковых контактах
взаимодействие между изучаемым и родным языком в
процессе изучения ИЯ
транспозиция и интерференция
учет родного языка как принцип методики
Слайд 18Language as text and discourse
Language is a social construct and
a mental ability
Discourse organization
(cohesion, ellipses, conversational management, cooperative principle, genre)
Слайд 20Lexis
'Twas brillig, and the slithy toves
Did gyre and gimble in
the wabe;
All mimsy were the borogoves,
And the mome raths outgrabe…
(Jabberwocky
by Lewis Carroll)
Слайд 21Sounds
Pitch
Intonation
Individual sounds
Sounds and spelling
Stress