Слайд 1МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Д.А. СТАРКОВА
2017
Слайд 3План
Роль грамматических навыков в обучении ИЯ
Трудности в овладении грамматикой
Подходы к
формированию грамматических навыков
Способы исправления грамматических ошибок
Этапы формирования грамматических навыков
Контроль и
оценивание уровня сформированности грамматических навыков
Слайд 4Роль грамматических навыков в обучении ИЯ
Грамматика – раздел языкознания, в
котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения
или высказывания (Гак Владимир Григорьевич)
Слайд 5Роль грамматических навыков в обучении ИЯ
Грамматический навык – это автоматизированное
использование грамматических средств в речи
Слайд 6Роль грамматических навыков в обучении ИЯ
Основа для рецепции и продукции
Слайд 7Роль грамматических навыков в обучении ИЯ
Мильруд Р.П.:
declarative (prescriptive) and
procedural (descriptive) grammar
Immediate constituent grammar (конструкция существует в готовом виде)
и finite state grammar (предложение конструируется в момент речи)
Хомский Н.: competence vs performance
Слайд 8Роль грамматических навыков в обучении ИЯ
JABBERWOCKY
Lewis Carroll
(from Through the Looking-Glass and
What Alice Found There, 1872)
`Twas brillig, and the slithy toves
Did
gyre and gimble in the wabe:
All mimsy were the borogoves,
And the mome raths outgrabe.
Л.В. Щерба:
«Лексика – дура, грамматика – молодец!
Слайд 9Роль грамматических навыков в обучении ИЯ
Активный и пассивный минимум материала
Отбор
активного грамматического материала (распространенность, образцовость)
Что значит знать грамматику?
Форма
- Употребление
Значение - Речевая функция
Слайд 10Роль грамматических навыков в обучении ИЯ
Например: Future Simple Tense
Форма
will + inf (без to)
Значение
Употребление I will go to
school next year. Shell spend a week at Granny’s
Речевая функция (сообщение о будущем действии)
Слайд 11Трудности в овладении грамматикой
Межъязыковая интерференция
e.g.
Внутриязыковая интерференция
Сверхгенерализация
e.g.
Споры по поводу системного изучения
грамматики
Слайд 12Подходы к формированию грамматических навыков
Имплицитный (без объяснения правил)
Эксплицитный (с объяснением
правил)
Дифференцированный
Слайд 13Подходы к формированию грамматических навыков
Имплицитный подход
Структурный метод
+
грамматическая структура – объект
длительной отработки
Динамический стереотип
-
Механический характер упражнений
Скука
Отсутствует речевой характер отработки
Небольшая содержательная
ценность предложений
Слайд 14Подходы к формированию грамматических навыков
Имплицитный подход
2) Коммуникативный метод
+
1. Высокая
степень мотивации
2. Речевая направленность отработки
3. Разнообразие речевых контекстов использования
_
1.
Недооценка принципа сознательности
2. Большая подготовка со стороны учителя
3. Набор речевых этюдов
4. Продолжительность во времени
Слайд 15Подходы к формированию грамматических навыков
Эксплицитный подход
Дедуктивный
Индуктивный
метод
метод
(от правила – (от действия –
к действию) к правилу)
Слайд 16Подходы к формированию грамматических навыков
Дедуктивный метод
1) Изучение правила
2) Нахождение явления
в предложениях, тексте
3) Подстановочные упражнения.
4) Упражнения на трансформацию
Слайд 17Подходы к формированию грамматических навыков
Дедуктивный метод
Плюсы:
- Реализация принципов сознательности и
научности
- Пооперационная отработка навыка
- Развитие автономности учащихся и их учебных
умений
- Может использоваться при самостоятельной работе
Минусы:
Трудность грамматической терминологии
Наличие безликих предложений
Слайд 18Подходы к формированию грамматических навыков
Индуктивный метод
1) Ознакомление с текстом и
попытка определить то или иное явление грамматики.
2) Формулирование правила образования
явления
3) Упражнения на подстановку
4) Трансформация
5) Переводные упражнения
Слайд 19Подходы к формированию грамматических навыков
Индуктивный метод
Плюсы
- Реализация проблемного обучения
-
Самостоятельное языковое наблюдение
- Развитие догадки по контексту
Лучшее запоминание материала
Минусы
- Занимает
много времени
- Не все языковые явления можно объяснить индуктивно
- Неверно выведенное правило может привести к устойчивым ошибкам
Слайд 20Подходы к формированию грамматических навыков
Дифференцированный подход
В начальной и средней школе
целесообразно использовать индуктивный метод, т.к. :
- Именно на данном этапе
развивается механизм языковой догадки;
- Характер грамматического материала позволяет выведение правила самими учащимися
- При корректировке правила можно избежать употребления терминов
Слайд 21Подходы к формированию грамматических навыков
Дифференцированный подход
В старшей школе используют,
как правило, дедуктивный метод, т.к.:
- Уровень языковой грамотности позволяет использовать
специальную литературу
- Грамматические структуры сложны и их вряд ли можно понять самостоятельно
- Акцент делается на развитие автономности учащихся, умений самостоятельно преодолевать трудности, проводит самооценку и коррекцию полученных знаний и умений
Слайд 22Способы исправления
грамматических ошибок
Сразу исправить неправильный вариант
Привлечь внимание учащегося к
ошибке
Самому ученику определить ошибку, исправить ее или объяснить ее.
Элемент взаимообучения
Слайд 23Этапы формирования грамматических навыков
Ознакомление с материалом
Тренировка материала
Выход в речь изучаемого
материала
[Соловова 2002, с. 115]
Presentation
Practice
Production
[Techpack 2005, 6]
Слайд 24Этапы формирования грамматических навыков
Слайд 25Мотивационные задания для обучения грамматике
Слайд 26Контроль и оценивание уровня сформированности грамматических навыков
TECT (Задания на множественный
выбор, сопоставление, заполнение пропусков, раскрытие скобок, исправление ошибок, завершение предложений,
трансформации, перевод, восстановление последовательности)
Шкала оценивания:
100-90% = отлично
89-75% = хорошо
74-60% = удовлетворительно
Слайд 30Links
http://www.ello.uos.de/field.php/TheoryModelMethod/TheoryModelMethodWhatIsGrammarTheMeaningsOfTheNotionOfGrammar