Слайд 1Врубель
Михаил Александрович (1856-1910)
Слайд 2 Родился в Омске 5 марта 1856 года. Мать умерла,
когда ему исполнилось всего три года. Семья офицера Александра Михайловича
Врубеля часто переезжала из города в город. В пять-шесть лет мальчик начал рисовать, и в восемь лет, когда Врубели жили в Петербурге, отец привел его в рисовальную школу Общества поощрения художеств.
Слайд 3В 1874 году окончил Ришельевскую классическую гимназию в Одессе.
Отец желал
для Михаила надёжного и обеспеченного будущего, успешной карьеры, и потому
после гимназии 18-летний Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Он был совершенно равнодушен к юридическим наукам. Осенью 1880 года Михаил был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств.
Слайд 4Он сразу начал выделяться среди прочих студентов необычностью стиля и
оригинальным взглядом на классические сюжеты (импрессионизм) — достаточно посмотреть на
его первые акварели — «Введение во храм» и «Пирующие римляне».
Слайд 5 В 1884 году профессор А. В. Прахов по рекомендации
П. П. Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над
реставрацией Кирилловской церкви XII века. Для мраморного иконостаса храма Врубель написал иконы «Богоматерь c Младенцем», «Христос» «Кирилл» и «Афанасий». Кроме того он создал и настенные росписи.
Слайд 6Были выполнены эскизы для Владимирского собора, однако Врубель так и
не приступил к росписи (ранее он выполнил для собора лишь
некоторые орнаменты). Работы в Киеве с перерывами продолжались до 1889 года.
Слайд 7Несколько месяцев в 1884 г. Врубель
провел в Венеции, изучая живопись раннего Ренессанса.
После возвращения в Россию он продолжает работы в Киеве. Там же художник пишет портрет-картину “Девочка на фоне персидского ковра” (1886), живописная материя которой проникнута духом печали.
Слайд 8 В 1891-м году, к юбилею со дня трагической
смерти Михаила Лермонтова, было издано уникальное полное собрание сочинений поэта,
к оформлению и работе над которым были привлечены многие известные художники того времени. Среди прочих мастеров оказался и Михаил Врубель.
Дуэль Печорина с Грушницким
Слайд 9 Именно рисунки Врубеля к лермонтовской поэме "Демон" как нельзя
лучше подошли к самой сути, к самому духу поэзии Лермонтова.
Без этих иллюстраций Врубеля цель издания сочинений Лермонтова не была бы достигнута.
Демон летящий. Черная акварель.
Слайд 10 Врубель во многом был новатором для своего времени.
Художник рвёт с академическими принципами изобразительного искусства XIX века: непременное
изображение движения и присутствие интриги. Теперь молчание и тайна — полноправные персонажи в изобразительном искусстве. Врубель доказывает это в своём творчестве такими шедеврами, как «Гамлет и Офелия» (1883), «Демон сидящий» (1890).
Слайд 11 До 1896 года Врубель был одной из заметных
фигур абрамцевского кружка, “придворным художником” С. Мамонтова. Он занимался оформлением
интерьеров в особняках московских меценатов и буржуа, предпочитая использовать в их оформлении фантазии на тему античного мира и средневековых рыцарских легенд. Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства - создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1892), а для ворот дома Мамонтова в Москве — декоративную скульптуру «Маска льва».
Слайд 12Особняк Морозова на Спиридоновке
В 1894 году получил заказ на оформление
особняка Саввы Морозова. В оформлении особняков С. Т. Морозова на
Спиридоновке и А. В. Морозова в Подсосенском переулке Врубель работал вместе с самым значительным архитектором московского модерна Фёдором Шехтелем.
Слайд 13 М.А.Врубель участвовал в оформлении спектаклей Русской частной оперы
Саввы Мамонтова, а в конце декабря 1895 вместе с труппой
уехал на гастроли в Санкт-Петербург. Там в Панаевском театре на Адмиралтейской набережной на репетиции оперного спектакля Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель» Михаил познакомился с певицей Надеждой Забелой, своей будущей женой.
Портрет артисток Татьяны Любатович в роли Гензеля и Надежды Забелы
Слайд 14Супруги: Михаил Врубель и Надежда Забела-Врубель.
28 июля 1896 года в
Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Счастливая новобрачная писала сестре:
«В Михаиле Александровиче я каждый день нахожу новые достоинства; во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Я безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние».
Слайд 15Забела стала поистине его музой: её портрет-фантазия, написанный в год
женитьбы, так и назван — «Муза».
Слайд 16Михаил Врубель. Царевна-Лебедь. Фрагмент иллюстрации из книги Дмитриевой о художнике.
Русская
тема у Врубеля нашла ёмкое отображение в таких работах, как
«Богатырь» (1898), «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь» (1890), «Микула Селянинович» (1895—1896) и хрестоматийной «Царевна- Лебедь»
Слайд 17 В 1899 и 1900 годах Врубель заведовал Абрамцевской
майоликовой мастерской и там оставил ряд интересных скульптур-майолик на сказочные
темы «Лель», «Волхова». «Купава».
Лель
Волхова
Слайд 18 Участие Врубеля в выставочной деятельности “Мира искусства” и
ряде международных выставок принесло художнику европейскую известность. Среди поздних его
шедевров — картины “Царевна-Лебедь”, “Сирень” (обе 1900), “Демон поверженный” (1902), “Шестикрылый серафим” (1904) и др.
Слайд 19 Летом 1901 года в семье Врубелей появился
первенец - Саввочка. С самого рождения мальчик болел и через
два года умер. Возможно, это стало причиной того, что в 1902 году у Михаила Александровича проявились признаки душевной болезни.
Слайд 20 11 марта знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил диагноз,
сказав, что болезнь неизлечима. Жена увезла Врубеля на дачу в
Рязанскую губернию.
С апреля до конца августа он лечился в Москве. В клинике он провёл два месяца. В 1905 году болезнь обострилась. В марте Врубель перешёл на лечение в клинику Ф. А. Усольцева. При этом продолжал работать над картинами «Азраил» и «Видение пророка Иезекииля», «После концерта», графическим автопортретом.
Слайд 21 В ноябре 1905 года Врубель был удостоен звания
академика. В декабре у него резко ухудшается зрение. Последняя картина,
которую он смог написать — портрет поэта В. Я. Брюсова. В конце февраля 1906 года художник полностью потерял зрение. В том же году С. П. Дягилев устроил ретроспективу произведений художника на выставках «Мира искусства» в Санкт-Петербурге и русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже, где произведениями Врубеля восхищался Пабло Пикассо.
Лето 1908 года провёл на даче под наблюдением доктора Морозова. Сестра читала ему, жена пела.
Слайд 2214 апреля 1910 года Михаил Врубель умирает на руках своей
жены Надежды Забелы. Художника похоронили на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.
Слайд 23Музей изобразительных искусств им. Врубеля. Врубелевский корпус. Омск
Слайд 24Памятник художнику М.А. Врубелю – Омск
Выдающийся русский художник рубежа XIX—XX
веков, мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя практически во всех
видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций. В искусстве серебряного века Врубель сыграл огромную роль. В своем творчеством он отразил как идеи модерна и символизма, так и зачатки новых художественных направлений. Характеризуя художника и его творчество, К. Петров-Водкин писал: “Врубель был нашей эпохой”.