Слайд 1Система государственных закупок США
Озганбаева М.М.
Слайд 2
Новые:
- «О торговых соглашениях» (1979) – о закупках за пределами
США;
- «О конкуренции при контрактации» (1984),
в т.ч. о закупках
без конкурса;
- «О совершенствовании федеральных закупок» (1994),
в т.ч. – об «электронных аукционах»;
- «О реформировании федеральных закупок» (1995),
в т.ч. развитии «электронных технологий» и их стандарты;
- «О реформировании закупочных услуг» (2003),
в т.ч. закупка услуг + введение института главного контрактного офицера во всех ведомствах.
Старые:
- «О закупке товаров производства США» (1933);
- «О типовых стандартах оплаты труда» (1936);
- «О закупках объектов федеральной собственности и услуг» (1949)
В т.ч. создан госорган для регулирования в сфере закупок – GSA (Ведомство общих услуг – ВОУ);
в т.ч. «О военных закупках» (1952)
- «О достоверности данных при торговых переговорах» (1962);
- «О ведомстве по федеральной закупочной политике» (1974)-
«О создании Ведомства по Федеральной закупочной политике (OFPP)».
Слайд 3
Федеральные закупочные правила (FAR) – правила, учитывающие отраслевую специфику госзаказчиков:
-
индивидуальные правила для ФОИВ;
- действуют только на федеральном уровне;
- изменения
инициируются на основе обновления законодательства, решений судов, рекомендаций Ведомства по Федеральной закупочной политике поставщиков и др.;
- перед введением новых (исправленных) FAR проводится их общественная экспертиза, она длится 60 дней.
Слайд 4
Объем бюджетных средств более 500 млрд. долл. США.
Участниками более
160 тыс. коммерческих организаций.
Почти 12,5% трудоспособного населения США (около
17 млн. чел.) заняты в сфере госзаказов.
Федеральная контрактная система
Слайд 5
80% артиллерийской техники;
1/4 часть строительных работ и ремонтно-эксплуатационных услуг,
авиатехники и запасных частей;
20% транспортного, офтальмологического и фотографического оборудования,
научно-технической аппаратуры, систем управления и информационных услуг.
Госструктуры США закупают:
Слайд 6– планирование и обоснование контракта;
– мониторинг исполнения и обеспечение исполнения
положений государственного контракта;
– утверждение этапных результатов проекта и согласование выплат
подрядчикам;
– изменение государственного контракта;
– закрытие государственного контракта.
Контрактные офицеры – это уполномоченные представители государства, имеющие специальный сертификат, которые дают право размещать заказ или подписывать контракт. Основные функции контрактных офицеров включают:
Слайд 7Администрация общих услуг
Минобороны США
НАСА
Агентство по НИОКР в энергетике (ядерная
программа США).
Крупнейшим закупщиком в Америке является оборонное ведомство.
Слайд 8Три принципа американской системы гос. заказа
Проистекающие из американского подхода
к функциям и задачам государства
– достижение справедливости, то есть обеспечение
условий для равноправного участия подрядчиков в конкуренции за государственные заказы;
– соблюдение честности и борьба с коррупцией при государственных закупках;
– экономия и эффективность, то есть обеспечение закупок товаров и услуг требуемого качества по максимально низким ценам с минимальными затратами на проведение закупок.
Слайд 9«О совершенствовании федеральных закупок» (1994)
большая самостоятельность при выборе форм, методов
и способов проведения закупок для нужд государства.
упростил контрактную процедуру для
малых закупок
упростил бумажный документооборот
поддержал электронную коммерцию.
Под термином «электронная коммерция» в данном случае подразумеваются электронные технологии для обеспечения деловых действий, включая электронную почту, интернет, электронные доски объявлений, платежные карты, перевод денежных средств, виртуальный обмен данными и т.д.
Слайд 10Сегодня каждое федеральное ведомство Америки обязано формировать и поддерживать:
Ведение компьютерной
базы данных, содержащей несекретные сведения по всем контрактам единичной стоимостью
свыше 25 тыс. долл. за пять последних финансовых лет.
Все ведомства должны направлять указанную информацию в Центральную информационную систему федеральных закупок.
Для предоставления сведений по контрактам федеральные ведомства используют стандартные формы документов и унифицированные форматы данных.
В дополнение к представленному перечню ведомства должны иметь в электронном виде данные, идентифицирующие субконтракты по контрактам на общую сумму 5 млн долл. и более.
Слайд 11Открытость и доступность
С учетом этих сведений Центральная информационная система ежегодно
подготавливает и издает отчет.
На платной основе предоставляются отчеты, составленные
по индивидуальным запросам любых потребителей.
Срок подготовки документа – пять-семь рабочих дней. Стоимость специального поиска в основном банке данных по одному году составляет приблизительно 400 долл.,
сведения по каждому дополнительному году – еще 100 долл. Специальные отчеты, списки и рассылки передаются как в бумажном виде, так и на магнитном носителе.
Слайд 12 В США используются разные экономические модели государственного контракта:
– контракты
твердой цены;
– контракты возмещения затрат;
– результативные контракты (предусматривают, что цена
государственного контракта фиксирована, однако подрядчик имеет возможность возместить некоторые затраты дополнительно к фиксированной цене)
– контракты комплексного поощрения (используется формула цены, учитывающая, как минимум, четыре параметра – затраты, норму прибыли, объемные и качественные характеристики поставляемого товара, сроки предоставления результата).
Слайд 13Открытые торги
Цели:
автоматизация рутинных процессов взаимодействия закупочных органов с потенциальными подрядчиками
снижение
затрат на выполнение закупочных процедур
резкое сокращение сроков проведения этих
операций.
Слайд 14Достоинства /недостатки
– высокая оперативность и точность предоставления Конгрессу, администрации президенту,
федеральным ведомствам и частному сектору данных о положении в области
контрактов на закупки для государственных нужд;
– позволяет получить сведения по федеральным закупкам в различных интересующих пользователя разрезах: по годам, ведомствам, контракторам и т.п.
– неполное предоставление данных отдельными федеральными ведомствами;
– недостаточная активность использования информационных ресурсов как со стороны правительственных ведомств, так и со стороны населения;
– недостаточная информационная совместимость между звеньями системы и др.
Слайд 15Полезные элементы зарубежного опыта
1. Федеральная контрактная система США стала
важным механизмом обеспечения государственных потребностей. Строгая регламентация процедур, межведомственное взаимодействие
и подконтрольность позволяют противостоять коррупции.
2. Широко применяются методики планирования обеспечения государственных нужд.
3. Конкурсные торги осуществляются по единой методологии, используется библиотека типовых контрактов и банк данных стандартных спецификаций (полезных свойств) закупаемой продукции.
4. Процесс госзакупок находится в подчинении самостоятельных центров, ответственных за прогнозирование и планирование обеспечения государственных (муниципальных) нужд, процесс размещения заказа, за надлежащую организацию конкурсов и заключение контрактов, исполнение контрактов.
5. Действуют различные механизмы контроля исполнения контрактов, процедуры приемки и оценки результатов, анализа эффективности обеспечения государственных (публичных) нужд и системы управления публичными поставками продукции.
6. Специализированные информационные ресурсы управления контрактными системами решают задачу достижения публичной открытости и гласности всех контрактных процессов и их результатов.
7. Федеральная контрактная система США прошла через этап максимальной регламентации и ужесточения процедур, система постоянно изменяется: сейчас происходит упрощение законодательства по её регулированию, снимаются излишние ограничения.