Слайд 1МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ
Уральский государственный университет им. А.М. Горького
ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Лектор:
к.х.н., доцент
Балдина
Людмила
Ивановна
Слайд 2ДРУГИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
Домашние задания учащихся- это
самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения.
Консультации
Дополнительные занятия
Слайд 3
Виды домашних работ по химии
изучение материала учебника,
выполнение
упражнений и решение задач,
составление обобщающих таблиц,
работа со
справочником,
моделирование,
проведение наблюдений и опытов,
подготовкапрезентаций,сообщений и рефератов по дополнительной литературе и др.
Слайд 4Задания:
общие для всех учащихся,
дифференцированные,
индивидуальные.
В домашние задания включают
работы:
творческого характера,
развивающие
самостоятельность ученика.
Слайд 5
Функции домашней работы
развитие мышления, воли, характера ученика, его
умения самостоятельно учиться;
определение задачи и средства работы;
планирование учения;
подготовка учащихся к непрерывному образованию;
закрепление знаний и умений, полученных на уроке, отработка навыков, усвоение нового материала.
Слайд 6Дидактические условия успешности домашней работы:
наличие навыков
самостоятельной работы у учащихся,
педагогическое руководство и контроль за выполнением
домашних заданий,
целесообразное дозирование, ограничение объема домашних заданий, четкая формулировка задач,
рекомендации к выполнению,
своевременная проверка и оценка.
Слайд 7 Групповые консультации проводят преимущественно перед экзаменами. Учитель
разъясняет непонятное, отвечает на вопросы. На консультации учащиеся решают типовые
задачи, проводят лабораторные и демонстрационные опыты.
Дополнительные занятия проводят во внеурочное время для отстающих учащихся, много пропустивших уроков из-за болезни или по другой какой-либо причине. На занятиях рассматривают теоретические вопросы, выполняют упражнения, решают задачи, проводят лабораторные опыты.
Слайд 9Нестандартный урок
или инновационные
формы урочных
занятий –
это
импровизированное
учебное
занятие, имеющее
нетрадиционную
(неустановленную)
структуру.
Нестандартные уроки
помогают активизировать внимание учащихся и повысить интерес к предмету.
Слайд 10творческие принципы нестандартных уроков
Слайд 11 уроки с измененными способами организации: урок-лекция, лекция-парадокс, защита
знаний, защита идей, урок вдвоем, урок-встреча;
уроки, опирающиеся на
фантазию: урок-сказка, урок творчества: урок-сочинение, урок изобретательства, урок творческий отчет, урок выставка, урок-«удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых; урок-бенефис, урок портрет, урок сюрприз;
уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, путешествие по стране. Урок-экспедиция.
уроки с состязательной игровой основой: урок-игра: «Придумай проект», проверочный кроссворд, урок в форме игры «Лото» и т. д.
уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, защита оценки, урок-семинар, телеурок без телевидения, урок-общественный смотр знаний.
Классификация нестандартных уроков
Слайд 12Классификация нестандартных уроков.
Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок, построенный на
инициативе учащихся, урок – общественный смотр знаний, урок-диспут, урок с
применением компьютеров.
Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок соревнование, урок-КВН. Урок-путешествие, урок-аукцион, урок с использованием дидактической игры, урок-театрализованное представление.
Уроки творчества: урок сочинение, урок-выпуск «живой газеты». Урок изобретательства, комплексно-творческий урок, урок-осмотр самодеятельной выставки.
Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок-семинар, урок решения задач, урок-конференция, урок-экскурсия, урок-консультация, урок-зачет.
Слайд 13Урок- лекция
Лекции по изучению нового материала - проводится при освещении
сложного теоретического материала, раскрытии начальных тем курса (как бы вводные
лекции).
Лекции по систематизации и обобщению знаний учителя проводят в конце изучения большого раздела или в конце курса органической химии.
В рамках школьного дидактико-воспитательного процесса основные требования к лекции: научность, доступность, эмоциональность, связь с другими организационными формами обучения. Лекции, как правило, сопровождаются демонстрациями.
Слайд 14 В условиях школы лекция во многом
приближается к рассказу,
но значительно
продолжительнее по времени.
В начале лекции учитель
сообщает тему и
записывает план.
На первых порах учащимся необходимо
указывать, что записывать, но не
превращать лекцию в диктовку.
Учащихся необходимо учить записывать лекции:
показывать приемы конспектирования,
использования общеупотребительных сокращений и обозначений,
учить дополнять материал лекций,
применять необходимые схемы, чертежи, таблицы.
Слайд 15Урок-семинар
Диалогический метод позволяет в большой степени, чем лекции:
развивать
мышление учащихся,
учиться владеть химическим языком,
логично, четко формулировать и выражать
свои мысли,
вести беседу, дискуссию, отстаивать свое мнение.
Семинарские занятия проводят с целью:
закрепления учебного материала,
обобщения знаний по теме, разделу,
реже – при изучении нового учебного материала. Они могут следовать за лекцией. Например, после лекции о спиртах могут быть проведены семинары по изучению свойств одно- и многоатомных спиртов, и их применению.
Слайд 16На урок выносят традиционные вопросы: строение, свойства, получение, применение изученных
веществ. (Учитель записывает их на доске.)
Ученики разбиваются на группы по
четыре человека.
Каждый ученик в группе в течение 5–6 мин отвечает на один из вопросов (читает уравнения реакций, называет вещества), показывает своим товарищам по группе тетрадь с домашними заданиями по пройденной теме и отвечает на один из предложенных вопросов из домашнего задания. (25 мин)
Поощряются краткие, не более страницы, дополнения по вопросам из энциклопедии, научно-популярной литературы. Два-три лучших сообщения слушает весь класс.
После этого каждой группе учитель предлагает вопрос или задачу для коллективного решения.
Слайд 17 Отчитываться у доски будет один из учеников, следовательно, все
должны принимать участие в решении.
В конце урока учащиеся оценивают
свои знания по пройденной теме и работу на семинаре.
Виды семинаров:
в форме докладов и сообщений;
в вопросо-ответной форме.
Особой формой семинара является семинар-диспут. Его отличие от внеучебных диспутов в том, что сохраняется постоянный состав класса, диспутом всегда руководит учитель и сохраняются традиции коллективной работы учащихся на уроке. Семинар-диспут имеет и особую цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.
Слайд 18уроки-конференции.
Конференция должна быть посвящена определенной теме, например «развитие химической промышленности
области», «Природные источники углеводородов», «Химическая промышленности охрана природы».
Учащиеся готовят небольшие
доклады о посещении местного производства, о развитии местной отрасли промышленности (например, производство определенных видов полимерных материалов, многотоннажных органических веществ и др.). Содержание докладов может быть связано с изучаемым материалом, но оно может несколько выходить за рамки программы, так как учащиеся получают сведения о производствах. Часто к докладам учащиеся готовят таблицы, схемы, презентации.
Экскурсия - это форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс
в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через непосредственные наблюдения знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении.
В системе уроков, экскурсия выполняет дидактические функции:
реализует принцип наглядности обучения;
повышает научность обучения и укрепляет его связь с жизнью, с практикой;
Расширяет технологический кругозор учащихся;
играет роль значительную роль в профориентационной работе с учащимися.
Слайд 20По дидактической цели предмета обучения экскурсии :
вводные при изучении
нового материала;
сопровождающие его изучение;
итоговые при закреплении изученного.
По содержанию:
производственные (хим.
производство);
естественно-научные (геологический музей);
научные (исследовательские лаборатории химического профиля );
прикладные (лаборатории – агрохим., на водоочистных сооружениях, санитарные, пищевые и др.).
Комплексные (изучается объект в целостности).
Виртуальные экскурсии по Интернету.
Методика проведения экскурсии требует, чтобы учитель профессионально определял цели и содержание экскурсии, планировал состав объектов изучения, формы и методы организации деятельности учащихся, способы фиксирования изучаемых явлений, подведение итогов и ряд организационных вопросов.
Слайд 21Уроки с использованием игровых ситуаций
Интеллектуально-творческие игры;
стимулируют развитие познавательных интересов учащихся,
способствуют развитию их
интеллектуально-творческих способностей,
дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя в интеллектуально-творческой сфере,
помогают восполнить дефицит общения. Основная задача образовательных игровых технологий состоит в повышении эффективности обучения за счет усиления интереса учащихся к уроку и придания ему эмоциональной окраски.
Наиболее сложны и трудоемки деловые и ролевые игры.
Слайд 22Урок -ролевая игра
Цели игр :
научить учащихся выделять
главное в содержании учебного материала, излагать его в краткой форме;
развивать ассоциативное мышление, самостоятельность суждений,
способствовать самоопределению учащихся,
развивать коммуникативные способности,
расширить кругозор,
повторять и обобщать изученный материал.
развивать навыки анализа текста.
Слайд 23Урок -ролевая игра.
Характер ролевой игры
определяется содержанием программного материала, производственным окружением, интересами и подготовленностью учителя
и учащихся.
Материал игры :
обеспечивает постановку и разрешение конкретной проблемы;
создает возможность творческого поиска;
способствует организации самостоятельной практической работы учащихся на основе имеющихся у них знаний;
раскрывает роль знаний, науки в развитии общества.
Слайд 24Этапы подготовки ролевой игры
1.Предварительное обсуждение темы и её основных вопросов,
определение производственного или научного объекта (конкретное производство, лаборатории научно-исследовательского института).
2. Проект сценария, в создании которого принимают участие как учитель, так и учащиеся. Распределение ролей (например, заведующие различными лабораториями или должностные лица). Работа с литературой.
3. Знакомство с производством, лабораториями и другими учреждениями, имеющими отношение к теме ролевой игры, а также с их проблемами, задачами. Установление связей с производством, лабораториями. 4.Подготовка сообщений на тему предстоящего урока и химических опытов, составление вопросов, кроссвордов, викторин,схем, таблиц, связанных с темой ролевой игры.
5. Уточнение содержания сценария, участие в нём работников производства, учёных.
6.Индивидуальная и групповая подготовка учащихся к игре.
7. Проверка готовности каждого ученика к участию в ролевой игре.
Слайд 25 Ролевые игры при хорошей их организации имеют
большое воспитательное значение:
позволяют показать роль химии в
решении важных практических задач,
приучают школьников работать в коллективе, ответственно относиться к учёбе.
В учебную работу вовлекаются самые застенчивые, робкие ребята, что способствует самоутверждению каждого ученика в классе, сплочению коллектива,
воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, самостоятельность, постоянная готовность учащихся включиться в различные виды деятельности.
Как и конференции, ролевые игры следует проводить 1-2 раза в год. Опыт показывает, что увлечение только одной какой-либо организационной формой обучения приводит к нежелательным явлениям: учащимся становится скучно, неинтересно, они перестают творчески работать.
Слайд 26
Сюжетно – ролевая дидактическая игра
«Путешествие в мир металлов и
их соединений»
Тип урока: обобщающий.
Цели урока:
образовательная: обобщить знания учащихся о
физических и химических свойствах металлов;
развивающая: развивать
знания, умения и навыки по химическим формулам металлов и их соединений и составлению химических уравнений;
речевые навыки; наблюдательность и умения делать выводы на основе наблюдаемого;
интерес к предмету через необычную форму проведения урока;
Слайд 27воспитательная: воспитывать
желание учиться активно, с интересом, без принуждения и
нагрузок;
дисциплинированность, четкость и организованность в работе.
Оборудование и реактивы:
карточки
с формулами природных соединений металлов, раковина моллюска;
растворы кислот(HCl , HNO3), CaO, Na2CO3.
Методы и методические приемы:
индивидуальная работа с карточками химических формул;
демонстрационный химический эксперимент;
самостоятельная работа по составлению химических уравнений; тестирование,
беседа, решение задач.
Форма обучения: игра – путешествие.
Слайд 28
ХОД УРОКА
1.Вступительное слово учителя:
Любой человек, невзирая на
возраст, любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю совершить водное
путешествие в «Мир металлов и их соединений». Давайте представим, что мы сели на пароход под названием «Титаник». Вы - пассажиры, я - капитан. Море будет воображаемым, но плыть от этого не станет легче. Ведь не даром говорят: «Школа, школа, ты похожа на корабль бегущий вдаль». Наше море – это море знаний – самое бурное из всех морей, существующих на Земле. И чтобы наш «Титаник» не пошел ко дну, мы должны сегодня с вами вспомнить нахождение металлов в природе, их химические свойства, физические свойства, применение и получение металлов и их соединений. Но чтобы наш «Титаник» отправился в путешествие, вам сначала нужно пройти тест на прочность.
Слайд 29
задание - ТЕСТ. (6 минут)
1.С водой с образованием растворимого гидроксида
взаимодействует:
а) К; б)Zn; в) Pb; г)Ag.
2. Какой из
металлов энергичнее реагирует с кислородом:
а)Fe; б)Hg; в) Ag; г)Cu.
3.В электротехнике используют следующее физическое свойство меди и алюминия:
а) теплопроводность; б)ковкость; в) пластичность; г)электропроводность.
4. С соляной кислотой не будет взаимодействовать:
а) Сu; б)Fe; в) Al; г)Zn.
Слайд 305.Электрохимическая коррозия металлов, приносящая наибольший вред, представляет собой:
а) разрушение металла
при соединении его с оксидами азота;
б) соединение металла с кислородом;
в)
разрушение металла в среде электролита с возникновением внутри системы электрического тока;
г) соединение металла с оксидами серы (6) и (4).
6. При горении натрия на воздухе образуется:
а)Na2O; б) Na2O2; в)NaO2; г)Na3PO4.
Слайд 317. Алюминий впервые получил:
а) Ф. Велер; б) Х. Дэви;
в)К. Шееле;
г )Д. Пристли.
8. Оксид
алюминия:
а)основной оксид; б) амфотерный; в)кислотный.
9. Металлическая кристаллическая решетка состоит из:
а) атомов; б) ионов; в) молекул; г) положительных ионов, атомов, свободных электронов.
10. Атомы, какого элемента при взаимодействии с кислородом отдают наибольшее число электронов:
а)Mg; б)Zn; в)Al; г)Li.
Слайд 32Учитель: Тест на прочность вы прошли все, результаты скажу немного
позднее.
А теперь в путь! Ребята, не успели мы с
вами немного отплыть – а уже препятствие. На пути РИФЫ ФОРМУЛ. Рифы формул необходимо преодолеть и чем быстрее, тем лучше.
Пассажирам разложить карточки формул с природными соединениями металлов перед собой. Преодолевать РИФЫ ФОРМУЛ будем так: я называю вещество, вы поднимаете карточку с соответствующей формулой.
Кто желает быть главным проводником на РИФАХ ФОРМУЛ ? Начнем преодолевать РИФЫ ФОМУЛ.
Слайд 33 2.Задание.
1. сильвинит - NaCl
2. карналлит –KCl х MgCl2
х 6H2 O
3. Известняк, мел, мрамор – CaCO3
4. Гипс –
CaSO4 х 2 H2 O
5. Фосфорит, апатит – Ca 3 (PO 4) 2
6.Доломит –CaCO 3 х MgCO 3
7. Корунд – Al2O 3
8. Боксит - Al2O3 х nH2 O
Слайд 34Учитель. А что же такое рифы?
Ученик: Рифы – это природные
образования состоящие из скелетов коралловых полипов и раковин моллюсков.
Учитель. Давайте,
исследуем их.
Опыт №1 . Действие на раковину соляной кислотой, тем самым убеждаются в том, что раковина состоит из известняка.
Учитель. Давайте напишем уравнение реакции.
Учитель. Наш пароход держит курс по РЕКЕ ПРЕВРАЩЕНИЙ. Просьба к пассажирам сделать пометку в «Путевых дневниках» - РЕКА ПРЕВРАЩЕНИЙ.
Слайд 36Учитель читает стих «На речке превращений»
Учитель. «Титаник» движется к «ПОТОКУ
УРАВНЕНИЙ».
Пассажирам написать «ПОТОК УРАВНЕНИЙ» в путевых дневниках.
Задание 4. Осуществить
превращения схемы и написать уравнения реакций, для первой реакции составить электронный баланс, а для 4 – написать ионные уравнения реакций.
1.Al Al(OH)3 _ Al2 O3 AlCl3 Al(OH)3
2.Mg MgO MgSO4 Mg(OH)2
Слайд 37 Учитель. Несмотря на трудности, возникающие на пути «Титаника», он
движется вперед с большой скоростью к «МОРЮ ЗАДАЧ». В «Путевых
дневниках запишите «МОРЕ ЗАДАЧ» и условие задачи. Задание 5. Задача. Какую массу марганца можно получить при восстановлении 90 г оксида марганца (4), содержащего 5% примесей.
Учитель. Наш пароход прибыл в «Бухту Познавательную»
Сообщения учащихся.
Почему «святая» вода не портится?
Бывает ли жидкий металл? Чем опасна ртуть?
Учитель. Конечный пункт нашего путешествия «Порт вопросов и ответов».
Подведение итогов урока.