Разделы презентаций


МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ Уральский государственный университет им. А.М

Содержание

ДРУГИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ Домашние задания учащихся- это самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения. Консультации Дополнительные занятия

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ
Уральский государственный университет им. А.М. Горького
ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Лектор:

к.х.н., доцент
Балдина

Людмила
Ивановна

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИУральский государственный университет им. А.М. ГорькогоХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТЛектор:к.х.н., доцентБалдина Людмила Ивановна

Слайд 2ДРУГИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
Домашние задания учащихся- это

самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения.




Консультации

Дополнительные занятия
ДРУГИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ Домашние задания учащихся- это самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью

Слайд 3
Виды домашних работ по химии

изучение материала учебника,
выполнение

упражнений и решение задач,
составление обобщающих таблиц,
работа со

справочником,
моделирование,
проведение наблюдений и опытов,
подготовкапрезентаций,сообщений и рефератов по дополнительной литературе и др.
Виды домашних работ по химии изучение материала учебника,  выполнение упражнений и решение задач, составление

Слайд 4Задания:
общие для всех учащихся,
дифференцированные,
индивидуальные.

В домашние задания включают
работы:
творческого характера,
развивающие

самостоятельность ученика.

Задания: общие для всех учащихся, дифференцированные,индивидуальные.В домашние задания включаютработы:творческого характера,развивающие самостоятельность ученика.

Слайд 5 Функции домашней работы
развитие мышления, воли, характера ученика, его

умения самостоятельно учиться;
определение задачи и средства работы;

планирование учения;
подготовка учащихся к непрерывному образованию;
закрепление знаний и умений, полученных на уроке, отработка навыков, усвоение нового материала.
Функции домашней работы  развитие мышления, воли, характера ученика, его умения самостоятельно учиться;

Слайд 6Дидактические условия успешности домашней работы:

наличие навыков

самостоятельной работы у учащихся,
педагогическое руководство и контроль за выполнением

домашних заданий,
целесообразное дозирование, ограничение объема домашних заданий, четкая формулировка задач,
рекомендации к выполнению,
своевременная проверка и оценка.
Дидактические условия успешности домашней работы:    наличие навыков самостоятельной работы у учащихся, педагогическое руководство и

Слайд 7 Групповые консультации проводят преимущественно перед экзаменами. Учитель

разъясняет непонятное, отвечает на вопросы. На консультации учащиеся решают типовые

задачи, проводят лабораторные и демонстрационные опыты.

Дополнительные занятия проводят во внеурочное время для отстающих учащихся, много пропустивших уроков из-за болезни или по другой какой-либо причине. На занятиях рассматривают теоретические вопросы, выполняют упражнения, решают задачи, проводят лабораторные опыты.

Групповые консультации проводят преимущественно перед экзаменами. Учитель разъясняет непонятное, отвечает на вопросы. На консультации

Слайд 8Нестандартный урок

Нестандартный урок

Слайд 9Нестандартный урок
или инновационные
формы урочных

занятий –
это
импровизированное
учебное
занятие, имеющее
нетрадиционную
(неустановленную)
структуру.

Нестандартные уроки

помогают активизировать внимание учащихся и повысить интерес к предмету.

Нестандартный урок     или инновационные формы урочных занятий –этоимпровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную)

Слайд 10творческие принципы нестандартных уроков

творческие принципы нестандартных уроков

Слайд 11 уроки с измененными способами организации: урок-лекция, лекция-парадокс, защита

знаний, защита идей, урок вдвоем, урок-встреча;
уроки, опирающиеся на

фантазию: урок-сказка, урок творчества: урок-сочинение, урок изобретательства, урок творческий отчет, урок выставка, урок-«удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых; урок-бенефис, урок портрет, урок сюрприз;
уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, путешествие по стране. Урок-экспедиция.
уроки с состязательной игровой основой: урок-игра: «Придумай проект», проверочный кроссворд, урок в форме игры «Лото» и т. д.
уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, защита оценки, урок-семинар, телеурок без телевидения, урок-общественный смотр знаний.

Классификация нестандартных уроков

уроки с измененными способами организации: урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок-встреча;

Слайд 12Классификация нестандартных уроков.

Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок, построенный на

инициативе учащихся, урок – общественный смотр знаний, урок-диспут, урок с

применением компьютеров.

Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок соревнование, урок-КВН. Урок-путешествие, урок-аукцион, урок с использованием дидактической игры, урок-театрализованное представление.

Уроки творчества: урок сочинение, урок-выпуск «живой газеты». Урок изобретательства, комплексно-творческий урок, урок-осмотр самодеятельной выставки.

Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок-семинар, урок решения задач, урок-конференция, урок-экскурсия, урок-консультация, урок-зачет.

Классификация нестандартных уроков.Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок, построенный на инициативе учащихся, урок – общественный смотр знаний,

Слайд 13Урок- лекция
Лекции по изучению нового материала - проводится при освещении

сложного теоретического материала, раскрытии начальных тем курса (как бы вводные

лекции).
Лекции по систематизации и обобщению знаний учителя проводят в конце изучения большого раздела или в конце курса органической химии.
В рамках школьного дидактико-воспитательного процесса основные требования к лекции: научность, доступность, эмоциональность, связь с другими организационными формами обучения. Лекции, как правило, сопровождаются демонстрациями.

Урок- лекцияЛекции по изучению нового материала - проводится при освещении сложного теоретического материала, раскрытии начальных тем курса

Слайд 14 В условиях  школы  лекция во многом
приближается к рассказу,

но значительно
продолжительнее по  времени. 
В начале лекции учитель

сообщает тему и
записывает план. 
На первых порах учащимся необходимо
указывать,  что  записывать,  но не
превращать лекцию в диктовку. 
Учащихся необходимо учить записывать лекции:
показывать приемы конспектирования,
использования общеупотребительных сокращений и обозначений, 
учить дополнять материал лекций,
применять необходимые схемы, чертежи, таблицы.
В условиях  школы  лекция во многомприближается к рассказу, но значительнопродолжительнее по  времени.    В

Слайд 15Урок-семинар
Диалогический метод позволяет в большой степени, чем лекции:
развивать

мышление учащихся,
учиться владеть химическим языком,
логично, четко формулировать и выражать

свои мысли,
вести беседу, дискуссию, отстаивать свое мнение.  
Семинарские занятия проводят с целью:
закрепления учебного материала,
обобщения знаний по теме, разделу,
реже – при изучении нового учебного материала. Они могут следовать за лекцией. Например, после лекции о спиртах могут быть проведены семинары по изучению свойств одно- и многоатомных спиртов, и их применению.
Урок-семинар  Диалогический метод позволяет в большой степени, чем лекции:развивать мышление учащихся,учиться владеть химическим языком, логично, четко

Слайд 16На урок выносят традиционные вопросы: строение, свойства, получение, применение изученных

веществ. (Учитель записывает их на доске.)
Ученики разбиваются на группы по

четыре человека.
Каждый ученик в группе в течение 5–6 мин отвечает на один из вопросов (читает уравнения реакций, называет вещества), показывает своим товарищам по группе тетрадь с домашними заданиями по пройденной теме и отвечает на один из предложенных вопросов из домашнего задания. (25 мин)
Поощряются краткие, не более страницы, дополнения по вопросам из энциклопедии, научно-популярной литературы. Два-три лучших сообщения слушает весь класс.
После этого каждой группе учитель предлагает вопрос или задачу для коллективного решения.
На урок выносят традиционные вопросы: строение, свойства, получение, применение изученных веществ. (Учитель записывает их на доске.)Ученики разбиваются

Слайд 17 Отчитываться у доски будет один из учеников, следовательно, все

должны принимать участие в решении.
В конце урока учащиеся оценивают

свои знания по пройденной теме и работу на семинаре.
Виды семинаров: 
в  форме докладов и сообщений; 
в вопросо-ответной форме.
Особой формой семинара является семинар-диспут.  Его отличие от внеучебных диспутов в том,  что сохраняется постоянный  состав класса,  диспутом всегда руководит учитель и сохраняются традиции коллективной работы учащихся на  уроке.  Семинар-диспут  имеет  и особую цель - формирование оценочных суждений,  утверждение мировоззренческих позиций.
Отчитываться у доски будет один из учеников, следовательно, все должны принимать участие в решении. В конце

Слайд 18уроки-конференции.
Конференция должна быть посвящена определенной теме, например «развитие химической промышленности

области», «Природные источники углеводородов», «Химическая промышленности охрана природы».
Учащиеся готовят небольшие

доклады о посещении местного производства, о развитии местной отрасли промышленности (например, производство определенных видов полимерных материалов, многотоннажных органических веществ и др.). Содержание докладов может быть связано с изучаемым материалом, но оно может несколько выходить за рамки программы, так как учащиеся получают сведения о производствах. Часто к докладам учащиеся готовят таблицы, схемы, презентации.

уроки-конференции.Конференция должна быть посвящена определенной теме, например «развитие химической промышленности области», «Природные источники углеводородов», «Химическая промышленности охрана

Слайд 19 Урок-экскурсия

Экскурсия - это форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс

в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через непосредственные наблюдения знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении.

В системе уроков, экскурсия выполняет дидактические функции:
реализует принцип наглядности обучения;
повышает научность обучения и укрепляет его связь с жизнью, с практикой;
Расширяет технологический кругозор учащихся;
играет роль значительную роль в профориентационной работе с учащимися.
 
Урок-экскурсия  Экскурсия - это форма организации обучения, которая

Слайд 20По дидактической цели предмета обучения экскурсии :
вводные при изучении

нового материала;
сопровождающие его изучение;
итоговые при закреплении изученного.
По содержанию:
производственные (хим.

производство);
естественно-научные (геологический музей);
научные (исследовательские лаборатории химического профиля );
прикладные (лаборатории – агрохим., на водоочистных сооружениях, санитарные, пищевые и др.).
Комплексные (изучается объект в целостности).
Виртуальные экскурсии по Интернету.

Методика проведения экскурсии требует, чтобы учитель профессионально определял цели и содержание экскурсии, планировал состав объектов изучения, формы и методы организации деятельности учащихся, способы фиксирования изучаемых явлений, подведение итогов и ряд организационных вопросов.
По дидактической цели предмета обучения экскурсии : вводные при изучении нового материала;сопровождающие его изучение; итоговые при закреплении

Слайд 21Уроки с использованием игровых ситуаций
Интеллектуально-творческие игры;

стимулируют развитие познавательных интересов учащихся,
способствуют развитию их

интеллектуально-творческих способностей,
дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя в интеллектуально-творческой сфере,
помогают восполнить дефицит общения. Основная задача образовательных игровых технологий состоит в повышении эффективности обучения за счет усиления интереса учащихся к уроку и придания ему эмоциональной окраски.
Наиболее сложны и трудоемки деловые и ролевые игры.

Уроки с использованием игровых ситуаций   Интеллектуально-творческие игры;   стимулируют развитие познавательных интересов учащихся,

Слайд 22Урок -ролевая игра
Цели игр :
научить учащихся выделять

главное в содержании учебного материала, излагать его в краткой форме;


развивать ассоциативное мышление, самостоятельность суждений,
способствовать самоопределению учащихся,
развивать коммуникативные способности,
расширить кругозор,
повторять и обобщать изученный материал.
развивать навыки анализа текста.
Урок -ролевая игра  Цели игр : научить учащихся выделять главное в содержании учебного материала, излагать его

Слайд 23Урок -ролевая игра.
Характер ролевой игры

определяется содержанием программного материала, производственным окружением, интересами и подготовленностью учителя

и учащихся.
Материал игры :
обеспечивает постановку и разрешение конкретной проблемы;
создает возможность творческого поиска;
способствует организации самостоятельной практической работы учащихся на основе имеющихся у них знаний;
раскрывает роль знаний, науки в развитии общества.

Урок -ролевая игра.     Характер ролевой игры определяется содержанием программного материала, производственным окружением, интересами

Слайд 24Этапы подготовки ролевой игры
1.Предварительное обсуждение темы и её основных вопросов,

определение производственного или научного объекта (конкретное производство, лаборатории научно-исследовательского института).


2. Проект сценария, в создании которого принимают участие как учитель, так и учащиеся. Распределение ролей (например, заведующие различными лабораториями или должностные лица). Работа с литературой.
3. Знакомство с производством, лабораториями и другими учреждениями, имеющими отношение к теме ролевой игры, а также с их проблемами, задачами. Установление связей с производством, лабораториями. 4.Подготовка сообщений на тему предстоящего урока и химических опытов, составление вопросов, кроссвордов, викторин,схем, таблиц, связанных с темой ролевой игры.
5. Уточнение содержания сценария, участие в нём работников производства, учёных.
6.Индивидуальная и групповая подготовка учащихся к игре.
7. Проверка готовности каждого ученика к участию в ролевой игре.

Этапы подготовки ролевой игры1.Предварительное обсуждение темы и её основных вопросов, определение производственного или научного объекта (конкретное производство,

Слайд 25 Ролевые игры при хорошей их организации имеют

большое воспитательное значение:
позволяют показать роль химии в

решении важных практических задач,
приучают школьников работать в коллективе, ответственно относиться к учёбе.
В учебную работу вовлекаются самые застенчивые, робкие ребята, что способствует самоутверждению каждого ученика в классе, сплочению коллектива,
воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, самостоятельность, постоянная готовность учащихся включиться в различные виды деятельности.
Как и конференции, ролевые игры следует проводить 1-2 раза в год. Опыт показывает, что увлечение только одной какой-либо организационной формой обучения приводит к нежелательным явлениям: учащимся становится скучно, неинтересно, они перестают творчески работать.

Ролевые игры при хорошей их организации имеют большое воспитательное значение:  позволяют показать роль

Слайд 26 Сюжетно – ролевая дидактическая игра «Путешествие в мир металлов и

их соединений»
Тип урока: обобщающий.
Цели урока:
образовательная: обобщить знания учащихся о

физических и химических свойствах металлов;
развивающая: развивать
знания, умения и навыки по химическим формулам металлов и их соединений и составлению химических уравнений;
речевые навыки; наблюдательность и умения делать выводы на основе наблюдаемого;
интерес к предмету через необычную форму проведения урока;

Сюжетно – ролевая дидактическая игра  «Путешествие в мир металлов и

Слайд 27воспитательная: воспитывать
желание учиться активно, с интересом, без принуждения и

нагрузок;
дисциплинированность, четкость и организованность в работе.
Оборудование и реактивы:
карточки

с формулами природных соединений металлов, раковина моллюска;
растворы кислот(HCl , HNO3), CaO, Na2CO3.
Методы и методические приемы:
индивидуальная работа с карточками химических формул;
демонстрационный химический эксперимент;
самостоятельная работа по составлению химических уравнений; тестирование,
беседа, решение задач.
Форма обучения: игра – путешествие.
воспитательная: воспитывать желание учиться активно, с интересом, без принуждения и нагрузок; дисциплинированность, четкость и организованность в работе.Оборудование

Слайд 28 ХОД УРОКА
1.Вступительное слово учителя:
Любой человек, невзирая на

возраст, любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю совершить водное

путешествие в «Мир металлов и их соединений». Давайте представим, что мы сели на пароход под названием «Титаник». Вы - пассажиры, я - капитан. Море будет воображаемым, но плыть от этого не станет легче. Ведь не даром говорят: «Школа, школа, ты похожа на корабль бегущий вдаль». Наше море – это море знаний – самое бурное из всех морей, существующих на Земле. И чтобы наш «Титаник» не пошел ко дну, мы должны сегодня с вами вспомнить нахождение металлов в природе, их химические свойства, физические свойства, применение и получение металлов и их соединений. Но чтобы наш «Титаник» отправился в путешествие, вам сначала нужно пройти тест на прочность.

ХОД УРОКА1.Вступительное слово учителя:   Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и

Слайд 29
задание - ТЕСТ. (6 минут)
1.С водой с образованием растворимого гидроксида

взаимодействует:
а) К; б)Zn; в) Pb; г)Ag.
2. Какой из

металлов энергичнее реагирует с кислородом:
а)Fe; б)Hg; в) Ag; г)Cu.
3.В электротехнике используют следующее физическое свойство меди и алюминия:
а) теплопроводность; б)ковкость; в) пластичность; г)электропроводность.
4. С соляной кислотой не будет взаимодействовать:
а) Сu; б)Fe; в) Al; г)Zn.

задание - ТЕСТ. (6 минут)1.С водой с образованием растворимого гидроксида взаимодействует:а) К;

Слайд 305.Электрохимическая коррозия металлов, приносящая наибольший вред, представляет собой:
а) разрушение металла

при соединении его с оксидами азота;
б) соединение металла с кислородом;
в)

разрушение металла в среде электролита с возникновением внутри системы электрического тока;
г) соединение металла с оксидами серы (6) и (4).
6. При горении натрия на воздухе образуется:
а)Na2O; б) Na2O2; в)NaO2; г)Na3PO4.

5.Электрохимическая коррозия металлов, приносящая наибольший вред, представляет собой:а) разрушение металла при соединении его с оксидами азота;б) соединение

Слайд 317. Алюминий впервые получил:
а) Ф. Велер; б) Х. Дэви;

в)К. Шееле;
г )Д. Пристли.
8. Оксид

алюминия:
а)основной оксид; б) амфотерный; в)кислотный.
9. Металлическая кристаллическая решетка состоит из:
а) атомов; б) ионов; в) молекул; г) положительных ионов, атомов, свободных электронов.
10. Атомы, какого элемента при взаимодействии с кислородом отдают наибольшее число электронов:
а)Mg; б)Zn; в)Al; г)Li.

7. Алюминий впервые получил:а) Ф. Велер;  б) Х. Дэви;   в)К. Шееле;  г )Д.

Слайд 32Учитель: Тест на прочность вы прошли все, результаты скажу немного

позднее.
А теперь в путь! Ребята, не успели мы с

вами немного отплыть – а уже препятствие. На пути РИФЫ ФОРМУЛ. Рифы формул необходимо преодолеть и чем быстрее, тем лучше.
Пассажирам разложить карточки формул с природными соединениями металлов перед собой. Преодолевать РИФЫ ФОРМУЛ будем так: я называю вещество, вы поднимаете карточку с соответствующей формулой.
Кто желает быть главным проводником на РИФАХ ФОРМУЛ ? Начнем преодолевать РИФЫ ФОМУЛ.

Учитель: Тест на прочность вы прошли все, результаты скажу немного позднее. А теперь в путь! Ребята, не

Слайд 33 2.Задание.

1. сильвинит - NaCl
2. карналлит –KCl х MgCl2

х 6H2 O
3. Известняк, мел, мрамор – CaCO3
4. Гипс –

CaSO4 х 2 H2 O
5. Фосфорит, апатит – Ca 3 (PO 4) 2
6.Доломит –CaCO 3 х MgCO 3
7. Корунд – Al2O 3
8. Боксит - Al2O3 х nH2 O
2.Задание.1. сильвинит - NaCl2. карналлит –KCl х MgCl2 х 6H2 O3. Известняк, мел, мрамор –

Слайд 34Учитель. А что же такое рифы?
 
Ученик: Рифы – это природные

образования состоящие из скелетов коралловых полипов и раковин моллюсков.
 
Учитель. Давайте,

исследуем их.
 
Опыт №1 . Действие на раковину соляной кислотой, тем самым убеждаются в том, что раковина состоит из известняка.
 
Учитель. Давайте напишем уравнение реакции.
 
Учитель. Наш пароход держит курс по РЕКЕ ПРЕВРАЩЕНИЙ. Просьба к пассажирам сделать пометку в «Путевых дневниках» - РЕКА ПРЕВРАЩЕНИЙ.
Учитель. А что же такое рифы? Ученик: Рифы – это природные образования состоящие из скелетов коралловых полипов и

Слайд 35Демонстрация опыта

Демонстрация опыта

Слайд 36Учитель читает стих «На речке превращений»
Учитель. «Титаник» движется к «ПОТОКУ

УРАВНЕНИЙ».
Пассажирам написать «ПОТОК УРАВНЕНИЙ» в путевых дневниках.
Задание 4. Осуществить

превращения схемы и написать уравнения реакций, для первой реакции составить электронный баланс, а для 4 – написать ионные уравнения реакций.
 1.Al Al(OH)3 _ Al2 O3 AlCl3  Al(OH)3
 
2.Mg  MgO  MgSO4  Mg(OH)2
 


Учитель читает стих «На речке превращений»Учитель. «Титаник» движется к «ПОТОКУ УРАВНЕНИЙ». Пассажирам написать «ПОТОК УРАВНЕНИЙ» в путевых

Слайд 37 Учитель. Несмотря на трудности, возникающие на пути «Титаника», он

движется вперед с большой скоростью к «МОРЮ ЗАДАЧ». В «Путевых

дневниках запишите «МОРЕ ЗАДАЧ» и условие задачи. Задание 5. Задача. Какую массу марганца можно получить при восстановлении 90 г оксида марганца (4), содержащего 5% примесей.
Учитель. Наш пароход прибыл в «Бухту Познавательную»
Сообщения учащихся.
Почему «святая» вода не портится?
Бывает ли жидкий металл? Чем опасна ртуть?
  Учитель. Конечный пункт нашего путешествия «Порт вопросов и ответов».
Подведение итогов урока.

Учитель. Несмотря на трудности, возникающие на пути «Титаника», он движется вперед с большой скоростью к «МОРЮ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика