Слайд 1Методика преподавания иностранного языка
Методы обучения
Слайд 2Метод обучения
Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и
обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития
в процессе обучения.
Слайд 3Основные группы методов
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
методы стимулирования
и мотивации учебной деятельности;
методы контроля и самоконтроля за эффективностью
учебно-познавательной деятельности.
Слайд 4Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
По источнику передачи и восприятия
учебной деятельности
По логике передачи и восприятия информации
По степени самостоятельности мышления
По
степени управления учебной работой
Слайд 6Словесные методы обучения
Словесные методы обучения: рассказ, лекция, беседа.
Рассказ – устное
повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым.
Виды
рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.
Рассказ-вступление - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала: краткий, яркий, эмоциональный, вызывает интерес к новой теме.
Рассказ-изложение – раскрытие содержания новой темы: логический план, четкая последовательность, вычленение главного, иллюстрации, примеры.
Рассказ-заключение – в конце занятия: главные мысли, выводы и обобщения, задания для дальнейшей самостоятельной работы по теме.
Методические приемы рассказа: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования.
Слайд 7Словесные методы обучения
Беседа – разговор преподавателя с учениками: продуманная система
вопросов подводит учеников к усвоению материала.
Обучаемые вспоминают, систематизируют, обобщают
ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают примеры использования в жизни изучаемого явления.
Беседы носят объяснительный характер и рассчитаны на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти обучаемых.
Приемы постановки вопросов: основные, дополнительные, наводящие.
Требования к вопросам: емкие, но не слишком объемные; не требуют односложного ответа.
Слайд 8Наглядные и практические методы обучения
Наглядные методы важны для обучаемых, имеющих
визуальное восприятие действительности, сочетаются со словесными методами.
Практические методы обучения:
постановка задания, планирование его выполнения, оперативное стимулирование, контроль, анализ итогов и ошибок.
Практические методы: письменные упражнения, упражнения, выполняемые со звукозаписывающей, звуковоспроизводящей аппаратурой, использование компьютера.
Применяются со словесными и наглядными методами обучения.
Слайд 9Индуктивные и дедуктивные методы обучения
Индуктивный метод
Слайд 10Дедуктивный метод: учебный анализ, следственный синтез, учебная аналогия, выявление причинно-следственных
связей
Слайд 11Репродуктивные и проблемно поисковые методы обучения. Репродуктивные
Активное восприятие и запоминание
информации, фиксация в виде кратких конспектов.
Опора на известные обучаемым факты,
на ранее полученные знания.
В практических работах применяются по образцу ранее или только что усвоенные знания.
Эффективны, когда содержание материала носит информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является сложным и принципиально новым.
Слайд 12Проблемно-поисковые методы обучения
Создается проблемная ситуация (вопросы, задача, экспериментальное задание).
Коллективное обсуждение
подходов к решению проблемной ситуации, подтверждение правильности выводов.
Проблемный рассказ
(лекция): преподаватель размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим.
Слайд 13Проблемно-поисковые методы обучения
Эвристическая (обучение при помощи наводящих вопросов) и проблемно-поисковая
беседа: преподаватель ставит последовательные, взаимосвязанные вопросы, в ответах высказываются предложения,
самостоятельно доказывается их справедливость.
Эвристическая беседа – работа с одним элементом новой темы, проблемно-поисковая беседа – серия проблемных ситуаций.
Проблемно-поисковые упражнения: обучаемые самостоятельно по заданию преподавателя выполняют действия, подводящие к усвоению новых знаний.
Эффективны для дистанционного обучения, исследовательские лабораторные работы.
Слайд 14Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
Слайд 15Методы стимулирования учебной деятельности
Роль мотивации.
Виды методов стимулирования: А) методы
формирования познавательных интересов; Б) методы, формирования чувства долга и ответственности
в учении.
Условия формирования познавательного интереса: 1) положительная эмоция по отношению к деятельности; 2) наличие познавательной стороны эмоции; 3) наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Приемы стимулирования: 1) создание ситуаций занимательности (введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов, занимательные аналогии); 2) приема удивления; 3) сопоставление научных и житейских толкований отдельных явлений.
Слайд 16Методы стимулирования учебной деятельности
Специальные приемы: создание ситуации новизны, актуальности,
приближения содержания к самым важным открытиям в науке и технике,
к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни.
Метод познавательных игр – создание в учебном процессе игровых ситуаций.
Учебные дискуссии. Метод создания ситуации познавательного спора. Спор вызывает повышенный интерес к теме.
Анализ жизненных ситуаций. Максимальная конкретизация знаний.
Создание ситуации успеха у обучаемых, испытывающих трудности в учебе.
Слайд 17Методы контроля и самоконтроля в обучении
Методы устного контроля. Индивидуальный и
фронтальный опрос на занятиях.
Методы машинного контроля
Программы для контроля: контролирующие, тренажерные
и обучающе-контролирующие.
Методы письменного контроля: контрольные работы, сочинения, письменные зачеты. Продолжительные и кратковременные.
Слайд 18Критерии выбора методов обучения
Сочетание методов.
Соответствие методов:
принципам обучения;
целям
и задачам обучения;
содержанию данной темы;
учебным возможностям обучаемых;
Слайд 19Критерии выбора методов обучения
возрастному, психологическому уровню;
уровню подготовленности (образованности, воспитанности
и развития);
имеющимся условиям и отведенному времени обучения;
возможностям вспомогательных
средств обучения;
возможностям самих преподавателей (опыт, уровень настойчивости, специфические особенности доминантности власти, педагогические способности, личностные качества).