Разделы презентаций


Методологические подходы к защите информации и принципы ее организации Лекция №1

Содержание

Вопросы:История развития проблемы защиты информации. Основные положения современной технологии защиты информацииСущность и основные понятия информационной безопасностиВиды угроз информационной безопасности РФИсточники угроз информационной безопасности РФ Задачи обеспечения информационной безопасности в РФ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методологические подходы к защите информации и принципы ее организации Лекция №1
“Безопасность

есть предотвращение зла”
Платон, определения, стих 415
Рытов Михаил Юрьевич,
канд.техн. наук, доцент

Методологические подходы к защите информации и принципы ее организации  Лекция №1 “Безопасность есть предотвращение зла”Платон, определения,

Слайд 2Вопросы:
История развития проблемы защиты информации. Основные положения современной технологии защиты

информации
Сущность и основные понятия информационной безопасности
Виды угроз информационной безопасности РФ
Источники

угроз информационной безопасности РФ
Задачи обеспечения информационной безопасности в РФ
Вопросы:История развития проблемы защиты информации. Основные положения современной технологии защиты информацииСущность и основные понятия информационной безопасностиВиды угроз

Слайд 31. История развития проблемы защиты информации. Основные положения современной технологии

защиты информации
Хронология
процесса развития средств и методов защиты информации
(по эволюции видов

носителей информации)

П е р в ы й э т а п
(древность – XIX в)

связан с появлением возможности фиксации информационных сообщений на твердых носителях, то есть с изобретением письменности.

определяется началом создания осмысленных и самостоятельных средств и методов защиты информации таких как как шифрование и скрытие.

1. История развития проблемы защиты информации. Основные положения современной технологии защиты информацииХронологияпроцесса развития средств и методов защиты

Слайд 4В т о р о й э т а п


(примерно с середины XIX в – 40 г.г. XX в)



характеризуется появлением технических средств обработки информации и возможностью сохранения и передачи сообщений с помощью таких носителей, как электрические сигналы и электромагнитные поля (телефон, телеграф, радио)

возникли проблемы защиты от так называемых технических каналов утечки (побочных излучений, наводок и др.)

появились способы шифрования сообщений в реальном масштабе времени (в процессе передачи по телефонным и телеграфным каналам связи) и т. д.

это период активного развития технических средств разведки, многократно увеличивающих возможности ведения промышленного и государственного шпионажа. Огромные, все возрастающие убытки предприятий и фирм способствовали научно-техническому прогрессу в создании новых и совершенствовании старых средств и методов защиты информации.

В т о р о й э т а п (примерно с середины XIX в – 40

Слайд 5Т р е т и й э т а п
(середина

XX в.-н.в.)
период массовой информатизации общества

связан с внедрением автоматизированных

систем обработки информации

внимание к проблеме защиты информации в пер­вую очередь было вызвано все возрастающими финансовыми потерями фирм и государственных организаций от преступле­ний в компьютерной сфере

выводы западных экспертов показывают, что утечка 20% коммерческой информации в шестидесяти случаях из ста приводит к банкротству фирмы

все большие финансовые потери приносят вирусные атаки на компьютерные сети. Так, запущенный через электронную Интернет в мае 2000 г. вирус «I love you» вывел из строя свыше 5 млн. компьютеров и нанес ущерб свыше 10 млрд. долларов


Начальный этап
(60-е — начало 70-х гг.)

Этап развития
(70-е — начало 80-х гг.)

Современный этап
(с середины 80-х гг. по н.в.)

Т р е т и й э т а п(середина XX в.-н.в.)период массовой информатизации общества  связан

Слайд 62. Сущность и основные понятия информационной безопасности
Информация - сведения о

лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы

их представления.( ФЗ РФ “Об информации, информатизации и защите информации ” от 25.01.95 г.)

Информация (И) как объект защиты имеет следующие особенности и свойства:
Информация нематериальна;
Информация доступна человеку, если она содержится на материальном носителе;
Ценность информации оценивается степенью полезности ее для пользователя;
Учитывая, что информация может быть для получателя полезной или вредной, что она покупается и продается, то информацию можно рассматривать как товар;
Ценность информации изменяется во времени;
Невозможно объективно оценить количество информации;
При копировании, не изменяющем информационные параметры носителя, количество информации не меняется, а цена снижается.


2. Сущность и основные понятия информационной безопасностиИнформация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах

Слайд 7Защита информации – это деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой

информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию
В соответствии

со ст.1 закона РФ “О безопасности”
безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз;
жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
В настоящее время проблема защиты информации рассматривается как проблема информационной безопасности – неотъемлемой составной части национальной безопасности РФ. Это определено в Концепции национальной безопасности РФ и Доктриной информационной безопасности РФ.
Информационная безопасность РФ определяется как состояние защищенности её национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью интересов личности, общества и государства.
Защита информации – это деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую

Слайд 8Информация


Открытая
Служебная
тайна
Государственная
тайна
Конфиденциальная
информация
C ограниченным
доступом
Сведения о содержании проектов постановлений, распоряжений и

др. до их принятия.
Тайна следствия и судопроизводства
Персональные данные
Профессиональная
тайна
Коммерческая
тайна
Классификация информации по

режиму доступа в РФ

Запрещенная к
распространению

ИнформацияОткрытаяСлужебнаятайнаГосударственная тайнаКонфиденциальнаяинформацияC ограниченным доступомСведения о содержании проектов постановлений, распоряжений и др. до их принятия.Тайна следствия и судопроизводстваПерсональные

Слайд 10Виды угроз информационной безопасности
Под угрозой информационной безопасности понимается потенциально

возможное событие, процесс или явление, которые могут привести к уничтожению,

утрате целостности или секретности информации.
Виды угроз информационной безопасности  Под угрозой информационной безопасности понимается потенциально возможное событие, процесс или явление, которые

Слайд 11Рубеж

защиты И
Способы НСД
И
Объект защиты
Сведения о

составе, состоянии и деятельности предприятия

Источники И
люди
документы
технические носители
технические средства
продукты
публикации
отходы

Средства защиты
физические
программно- аппаратные
инженерно-тех.
криптографические

Способы защиты
упреждение
предотвращение
пресечение
противодействие

Направления защиты
Правовое
Организационное
Программно-аппаратное

Защита И

Угрозы И

Цели угроз
ознакомление
модификация
уничтожение

Источники угроз
конкуренты
преступники
коррупционеры

Угрозы
целостности
конфиден-циальности
полноте
доступности

Концептуальная модель информационной безопасности информации

Рубеж               защиты И

Слайд 133. Виды угроз информационной безопасности РФ
Под угрозой информационной безопасности понимается

потенциально возможное событие, процесс или явление, которые могут привести к

уничтожению, утрате целостности или секретности информации.
Виды угроз информационной безопасности определены в “Доктрине информационной безопасности Российской Федерации”, утвержденной Президентом РФ 09.09.00. По своей общей направленности угрозы информационной безопасности РФ подразделяются на следующие виды:
3. Виды угроз информационной безопасности РФ Под угрозой информационной безопасности понимается потенциально возможное событие, процесс или явление,

Слайд 14Угрозы информационной безопасности
РФ

Угрозы конституционным правам и свободам
гражданина
Угрозы информационному

обеспечению государственной политики РФ
Угрозы безопасности информационных систем РФ
Угрозы
развитию отечественной

индустрии информатизации
Угрозы информационной безопасности РФУгрозы конституционным правам и свободам гражданинаУгрозы информационному обеспечению государственной политики РФУгрозы безопасности информационных систем

Слайд 154. Источники угроз информационной безопасности РФ
Источники угроз информационной безопасности РФ

подразделяются на внешние и внутренние.

К основным внешним источникам относятся

:

деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере;

стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;

увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;

разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
4. Источники угроз информационной безопасности РФИсточники угроз информационной безопасности РФ подразделяются на внешние и внутренние. К основным

Слайд 16К наиболее опасным внутренним источникам относятся :

критическое состояние отечественных отраслей

промышленности;

неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур

в информационной сфере;

недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;

неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России;
недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;

недостаточная экономическая мощь государства;

снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;

отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.
К наиболее опасным внутренним источникам относятся :критическое состояние отечественных отраслей промышленности;неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных

Слайд 175. Задачи обеспечения информационной безопасности в различных сферах деятельности
К основным

мероприятиям можно отнести формирование базы правового обеспечения информационной безопасности нашей

страны. Приняты Закон Российской Федерации “О государственной тайне”, Закон Российской Федерации “О коммерческой тайне”, Федеральные законы “Об информации, информатизации и защите информации” и ряд других законов.

Успешному решению вопросов обеспечения ИБ РФ способствуют государственная система защиты информации, система защиты государственной тайны, системы лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны и системы сертификации средств защиты информации.

Вместе с тем анализ состояния информационной безопасности Российской Федерации показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества и государства.
5. Задачи обеспечения информационной безопасности в различных сферах деятельностиК основным мероприятиям можно отнести формирование базы правового обеспечения

Слайд 18Причины:

Современные условия политического и социально-экономического развития страны вызывают обострение противоречий

между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью

сохранения отдельных регламентированных ограничений на ее распространение.

Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере существенно затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Закрепленные в Конституции Российской Федерации права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки практически не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения.

Неудовлетворительно организована защита собираемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления данных о физических лицах (персональных данных).

Причины:Современные условия политического и социально-экономического развития страны вызывают обострение противоречий между потребностями общества в расширении свободного обмена

Слайд 19Нет четкости при проведении государственной политики в области формирования российского

информационного пространства, развития системы массовой информации, организации международного информационного обмена

и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство, что создает условия для вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и деформации структуры международного информационного обмена.

Недостаточна государственная поддержка деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок.

Ухудшается ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

Серьезный урон нанесен кадровому потенциалу научных и производственных коллективов, действующих в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, в результате массового ухода из этих коллективов наиболее квалифицированных специалистов.

Отставание отечественных информационных технологий объясняет зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.


Нет четкости при проведении государственной политики в области формирования российского информационного пространства, развития системы массовой информации, организации

Слайд 20Сложившееся положение дел в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

требует безотлагательного решения важнейших задач, основными из которых являются:

разработка основных

направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также мероприятий и механизмов, связанных с реализацией этой политики;

развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также системы противодействия этим угрозам;

совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

обеспечение технологической независимости Российской Федерации в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность;
Сложившееся положение дел в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации требует безотлагательного решения важнейших задач, основными из

Слайд 21
разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных

технологий, и прежде всего используемых в системах управления войсками и

оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

развитие и совершенствование государственной системы защиты информации и системы защиты государственной тайны;

обеспечение условий для активного развития российской информационной инфраструктуры, участия России в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем;

создание единой системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий.

разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, и прежде всего используемых в системах

Слайд 226. Методы обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах
Методы обеспечения

информационной безопасности РФ

Правовые

Организационно-технические

Экономические

6. Методы обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферахМетоды обеспечения информационной безопасности РФПравовыеОрганизационно-техническиеЭкономические

Слайд 23К правовым методам относят относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих

отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам

обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Наиболее важными направлениями этой деятельности являются:

внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности;
законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан;
разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации;
создание правовой базы для формирования в Российской Федерации региональных структур обеспечения информационной безопасности.

К правовым методам относят относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических

Слайд 24Основными организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:
создание и

совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
усиление правоприменительной деятельности федеральных

органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе предупреждение и пресечение правонарушений в информационной сфере;
разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения;
создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации;
выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации при ее хранении, обработке и передаче по каналам связи, контроль за выполнением специальных требований по защите информации;
сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации;
формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности Российской Федерации в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства.
Основными организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;усиление

Слайд 25Экономические методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включают:
разработку программ обеспечения

информационной безопасности Российской Федерации и определение порядка их финансирования;

совершенствование системы

финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.
Экономические методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включают:разработку программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и определение порядка

Слайд 26контроль деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти

субъектов Российской Федерации, государственных и межведомственных комиссий, участвующих в решении

задач обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

развитие отечественной информационной инфраструктуры, а также индустрии телекоммуникационных и информационных средств, повышение их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке;

защита государственных информационных ресурсов, прежде всего в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, на предприятиях оборонного комплекса;

обеспечение контроля за созданием и использованием средств защиты информации посредством обязательного лицензирования деятельности в данной сфере и сертификации средств защиты информации;

совершенствование и развитие единой системы подготовки кадров, используемых в области информационной безопасности Российской Федерации;

осуществление международного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности, представление интересов Российской Федерации в соответствующих международных организациях.

контроль деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных и межведомственных комиссий,

Слайд 27Основными элементами организационной основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

являются:

Президент Российской Федерации,
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,


Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации,
Правительство Российской Федерации,
Совет Безопасности Российской Федерации,
Федеральные органы исполнительной власти,
Межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации,
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
Органы местного самоуправления,
Органы судебной власти,
Общественные объединенияb граждане, принимающие в соответствии с законодательством Российской Федерации участие в решении задач обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
Основными элементами организационной основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального

Слайд 28Конец занятия !
Желаю всем приятного отдыха !

Конец занятия !Желаю всем приятного отдыха !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика