Слайд 1Методология государственного СП
Слайд 3Целью государственного СП
-выбрать систему стратегических приоритетов социально экономического, инновационно-технологического, экологического
и территориального развития страны (региона), которая обеспечит оптимальную траекторию динамики
на перспективу с учетом реальных условий и ограничений (внутренних и внешних)
и определить набор средств, путей ресурсов движения по этой траектории в долгосрочной перспективе.
Слайд 4Основные целевые ориентиры
Стратегии инновационного развития России до 2020 года
(утверждена распоряжением
Правительства РВ
08.12.11. № 2227-р)
Слайд 5при этом
1-взаимно увязанная система приоритетов, а не случайный набор предпочтений,
когда некоторые из них противоречат друг к другу.
2-комплексный учет всех
внешних и внутренних факторов и ограничений перспективного периода, реального подхода
3-оптимальность траекторий будущего движения, чтобы избежать как приземления целей, так и желания выдавать желаемое за действительное
4-сбалансированность реализации системы приоритетов, обеспеченность трудовыми, интеллектуальными, природными, материальными, финансовыми ресурсами
Слайд 6Основные направления реализации
Стратегии инновационного развития России на период до
2020 года
1) устранение административного влияния на предпринимательскую деятельность для создания
условий справедливой конкуренции на внутреннем рынке;
2) создание системы значимых налогов льгот для предпринимателей, осуществляющих технологическое перевооружение;
3) обеспечение эффективной защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;
4) обновление технологических регламентов и стандартов;
5) использование системы госзакупок для стимулирования производства высокотехнологичной продукции;
6) создание системы финансовой поддержки инновационного предпринимательства;
7) господдержка экспорта российской высокотехнологичной продукции;
8) расширении доступа российского предпринимательства к передовым зарубежным технологиям для чего предусматривается комплекс мер по привлечению высокотехнологичных зарубежных компаний к развертыванию производства на территории России;
9) господдержка покупки российскими компаниями зарубежных активов, могущих стать технологическими донорами.
Слайд 82. Горизонт стратегического плана. Перспективы, на которую рассчитан стратегический план,
должна быть достаточной для успешного решения крупных проблем, связанных со
сменой поколений моделей, поколений техники и технологических укладов, изменения траектории экономической, экологической и территориальной динамики. Оптимальным является с этой точки зрения долгосрочный стратегический план в 20-30 лет.
Слайд 9В то же время, очевидно, что достижения долгосрочных целей требует
определенных, более коротких этапов, имеющих свои особенности (например, на разных
фазах экономических циклов). Поэтому долгосрочный стратегический план сочетается со среднесрочным (на 5-10 лет), что позволяет периодически отодвигать горизонт и в случае необходимости корректировать набор приоритетов и обобщающие показатели.
Слайд 10Следовательно, стратегическое планирование как и при своем возникновении в России
(в СССР), должно носить двухступенчатый характер, сочетая более общую долгосрочную
перспективу с более детализированной среднесрочной. В таком смысле, стратегическое планирование является непрерывным и волнообразным, как непрерывна и волнообразна сама жизнь. Отказ от дальнего ведения, долгосрочных целей и приоритетов ведет к стратегической слепоте, к суетливому действию властей методом "проб и ошибок", к цели стратегических ошибок, за которые расплачиваются страна и население.
Слайд 123. Объект стратегического планирования. Обычно объектом государственных стратегических планов считается
развитие экономики, его основные параметры – темпы роста ВВП, инфляция,
инвестиции и т.д. Однако и здесь, как и в прогнозировании, нужен цивилизованный подход, учет взаимосвязи и взаимодействия всех элементов структуры цивилизации, элементов ее генотипа.
Слайд 13Траектория экономической динамики зависит прежде всего от
-первичных факторов и
ограничений – демографических (изменений численности и структуры населения,
уровня его здоровья и образования, безработицы и миграции)
-и природно-экологических (обеспеченность развития и жизнедеятельности основными видами природных ресурсов,
-уровня загрязнения окружающей среды и иных экологических ограничений);
к тому же сама экономика является не самоцелью, а лишь средством обеспечения уровня, качества жизни и безопасности населения; в этом состоит и высшая, конечная цель существования и функционирования государства.
Слайд 14Экономическая динамика
непосредственно определяется
-технологической динамикой - инновационно-технологическим обновлением ресурсов и
приоритетов производства в процессе смены поколений техники и технологических укладов.
Сама экономика как объект стратегической динамики многоаспектная, - ее нельзя свести только к изменению ВВП, следует учитывать множество других обобщающих показателей и процессов
– темпы изменения уровней и соотношения цен и инфляции,
-динамику и диспропорцию реальных доходов разных групп населения,
-объем и направленность цивилизаций,
-институциональные преобразования,
-функционирование финансово-кредитного механизма, -внешнеэкономические связи и т.д.
Слайд 15Следовательно, стратегический план должен охватывать всю структуру цивилизации – демографические
и природно-экологические, технологические и экономические, государственно-политические и социокультурные факторы.
Однако
степень и формы воздействия на каждый из этих групп факторов неодинаковые, - если одни из них являются объектом непосредственного воздействия государства, то на другие (демографические, государственно-экономические, социокультурные группы факторов) можно оказывать лишь косвенное влияние, учитывая в то же время их обратное воздействие на экономику.
Слайд 174. Учет циклов и кризисов. Долгосрочный горизонт стратегического планирования требует
учета неизбежных колебаний экономической, цикличной и иной динамики по фазам
циклов – как среднесрочных (в среднем десятилетний), так и долгосрочных, полувековым (Кондратьевским). Необходимо заранее оценивать, когда придет время очередного кризиса, определять его диагноз, характер, последствия, ограничения, встраивать в систему стратегического планирования антикризисные программы. При этом следует учитывать как внутренние, так и внешние цикличные колебания, которые могут не в полной мере совпадать по времени и характеру.
Слайд 18В условиях глобализации и открытости экономики могут возникать внезапно и
приводить к крупным потрясениям и негативным последствиям. Нужно иметь наготове
типовой набор средств и методов реакций на кризис, чтобы приводить их в действия как только кризис станет очевидным, корректируя в случае необходимости показатели и балансы среднесрочных и долгосрочных стратегических планов.
Слайд 205. Индикативный характер стратегических планов. В силу перечисленных выше факторов,
а также смешанного характера рыночной экономики следует избегать чрезмерный директивности
обобщающих показателей (индикаторов) стратегических планов, их чрезмерная детализация, чтобы не оказаться в положении: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги".
Слайд 21Индикаторы должны носить ориентирующий характер для самостоятельных товаропроизводителей, холдингов, регионов,
муниципальных образований. Объектом для органов исполнительной власти, государственного сектора экономики
обобщающие показатели стратегического плана должны носить обязательный характер. Они должны утверждаться органами законодательной власти, за их выполнение нужно отчитываться. В противном случае стратегический план будет лишь сослагательной суммой добрых пожеланий, "облаком в штанах", прикрывающим неэффективность и безответственность государственных чиновников и нанятых государством топ-менеджеров.
Слайд 236. Балансовый метод. Чтобы стратегические планы были реальными и выполнимыми,
а не плодом бурных фантазий и волюнтаристским устремлением, они должны
опираться на систему перспективных балансов – как по основным видам ресурсов (трудовых, природных, энергетических, сырьевых, финансовых), так и по распределению и использованию общественного продукта в соответствии с методами input-output, предложенной нобелевским лауреатом Василием Леонтьевым и развитым в многомерной воспроизводственно-цикличной макромодели
Слайд 24Каждый этап стратегического планирования должен сопровождаться и проверяться с помощью
балансовых расчетов. Система модели должны быть готова и к тому,
чтобы при неожиданных возможных проявления возмущений провести многошаговые расчеты их факторов и последствий и обосновать необходимые коррективы в индикаторы (показатели) и баланса стратегических планов.
Слайд 268. Профессионализм стратегического планирования. Из перечисленных выше характерных черт стратегического
планирования очевидно, что им должны заниматься профессионалы высокого класса. Непрофессионализм,
отсутствие исполнителей и ЛПР (лиц, принимающих решения) стратегического мышления, научной подготовки и профессиональных навыков приводят к крупным, а порой и трагическим ошибкам и просчетам. Вспоминается предостережение И. Крылова: "Беда коль пироги начет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник".
Слайд 27Необходимо обеспечить подготовку, переподготовку повышения квалификации, стажировку, непрерывное дистанционное обучение
госслужащих (особенно высоких рангов) и топ-менеджеров науки, искусства, стратегического планирования.
Слайд 299. Законодательная база стратегического планирования. Стратегически-инновационная функция государства – важнейшая
и сложнейшая, и она должны быть законодательно закреплена. До сих
пор нет федерального закона о стратегическом планировании, а его элементы, представленные в Федеральном законе от 20.07.95 №115-ФЗ фактически не выполняются, либо не выполняются в сроки высшими органами исполнительной власти.
Слайд 30Созданы основные элементы системы институтов развития в сфере инноваций:
Фонд
содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
венчурные фонды
(с государственным участием через открытое акционерное общество "Российская венчурная компания")
федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития"
государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"
открытое акционерное общество "РОСНАНО"
начата работа по формированию национальных исследовательских центров (первый - "Российский научный центр "Курчатовский институт")
создаются технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, наукограды, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и федеральные центры коллективного пользования научным оборудованием
начата на конкурсной основе поддержка создания и развития инновационных кластеров
положено начало созданию территориально обособленного комплекса- инновационного центра "Сколково", в котором создается беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для
компаний-резидентов
Слайд 31Этого не достаточно!
Нужен базовый федеральный закон, определяющий цели, структуру, порядок
разработки. Рассмотрение и выполнение долгосрочных и среднесрочных стратегических планов, мониторинг
за их выполнение и ответственность за невыполнение. Концепция такого закона разработана и представлена на общественное обсуждение (сайт www.strategy.newparadigm.ru).
Слайд 32Принципы и формы стратегического планирования
Стратегическое планирование в общем случае представляет
собой процесс определения целей организации (социально-хозяйственной структуры) и их изменений,
а также ресурсов, необходимых для их достижения, и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов1. 1 Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.:Прогресс, 1982. С. 26
Приведенное определение сложилось как обобщение опыта стратегического планирования в крупных организациях (в корпорациях). Дальнейшее изложение приемов и принципов стратегического планирования несет на себе печать этого опыта, хотя и будет стремиться выйти на уровень их применимости к более масштабным и сложным структурам, таким, как национальные и региональные экономики. И главный вопрос применимости соответствующих принципов – в степени адекватности условий стратегического развития организаций (корпораций) и макросистем.
Слайд 33Во-первых, стратегическое управление – это не только и не просто
заранее составленный план, это еще и тип (модель) поведения. Мир
слишком сложен, поэтому детальное выстраивание стратегии применительно к социально-хозяйственной системе от первого шага до конца – бессмысленно, если не имеется в виду постоянная конкретизация стратегий и переложение части целевых ориентиров в форму индикативных планов и конкретных проектов. Стратегии следует разрабатывать постепенно, шаг за шагом, по мере того как происходит "обучение" органов (персонала) стратегического управления и отсекаются идеи, не оправдавшие себя.
Слайд 34Во-вторых, успех приходит в тех случаях, когда стратегия проектируется и
направляется высшим руководством организации (применительно к национальной экономике – главой
государства или правительства). Поэтому один из ключевых принципов состоит в выполнении функций стратегического планирования самими высшими управляющими. Какой бы важной ни была роль профессиональных плановиков в процессе стратегического планирования, не они творцы стратегий, они в сущности — не более, чем помощники. Вместе с тем реальная занятость высшего руководства обычно такова, что его роль как архитектора стратегий нередко сводится всего лишь к одобрению вариантов стратегий, а не к их "выстраиванию". К тому же, роли и интересы политических руководителей серьезно отличаются от ролей и интересов руководителей фирм: мотивация политических деятелей в значительной степени привязывается к выборным циклам.
Слайд 35Поэтому субъекты ответственности за стратегию в масштабе социально-хозяйственных систем должны
быть связаны с общественными интересами и демократическим контролем в историческом
ключе. Создание механизмов ответственного участия в стратегическом процессе экспертов и планировщиков-профессионалов, с одной стороны, и высшего руководства, с другой — одна из самых сложных проблем стратегического планирования на уровне макросистем.
Слайд 36В-третьих, стратегические процессы в социально-хозяйственных системах являются сложным сочетанием обеспечения
готовности к масштабным переменам и факторов стабильности. В стратегически ориентированной
системе высшему руководству надо уметь поддерживать равновесие и порядок, обеспечивать общую эффективность структуры и при этом одновременно необходимо быть новаторами, реформировать организационную структуру, адаптироваться, реагировать, обучаться. Поэтому, в серьезных работах по стратегическому управлению стратегия подается как понятие, связанное не с переменами, а со стабильностью. Именно стремление к устойчивости и постоянству побуждает организации к разработке и реализации стратегий2.
2 См.: Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. СПб: Изд-во "Питер", 2000. С. 303.
Слайд 37В-четвертых, затраты средств и времени на формирование стратегических планов должны
быть достаточными, но не слишком большими. "Сама природа стратегических решений,
позволяющая плановику не спешить с выбором, может способствовать, — замечают У.Кинг и Д. Клиланд, - оттяжке с принятием решения до получения дополнительной информации. А так как никакая информация не может считаться достаточной, существует опасность, что стратегические решения не будут приняты вообще"3. Поэтому чрезмерная увлеченность научно-интеллектуальными проработками стратегий и обоснованиями планов может создать "паралич управления" по причине самой склонности к аналитике.
Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. - М.:Прогресс, 1982. С. 145.
Слайд 38В-пятых, стратегические планы развития социально-хозяйственных систем должны быть в большей
мере качественными, чем количественными, проработками. Их невозможно представить в виде
жесткого набора показателей или перечня мероприятий. Вполне допустима а, возможно, будет даже предпочтительной в случае разработки долгосрочных национальных стратегий сценарная форма планирования. Разработка сценариев будущего, как показывает практика, облегчает структуризацию неясных тенденций и ситуаций и дает дополнительные шансы для принятия более обоснованных решений в условиях значительной неопределенности.
Слайд 39На наш взгляд, возможен и такой подход, когда роль главного
стратегического документа страны возьмет на себя комплексная Концепция социально-экономического развития,
если она будет конкретно проработана с позиций продвижения по ключевым целевым направлениям и будет рассматриваться, утверждаться и периодически пересматриваться совместно с главными национальными программами (проектами) перспективного характера. Повышенные требования при таком подходе, разумеется, должны быть предъявлены к разработке среднесрочных индикативных планов развития национальной экономики и к совокупности принимаемых вместе с ними федеральных и региональных целевых программ.
Слайд 40Нобелевский лауреат Гэри С. Бэкер
«…Субсидии приводят к созданию “безопасных”
новых компаний, которые в основном отвечают на запросы бюрократов, а
не рынка.
Невероятная спонтанность, обретенная Долиной, не может быть воспроизведена за счет бюрократической поддержки …новая долина росла… практически без помощи государства.
Крупнейшая попытка такой помощи на самом деле принесла региону вред.
Соглашение между США и Японией в 1986 году, установившее антидемпинговые ограничения на импорт полупроводников из Японии, затормозило переход Силиконовой Долины на программное обеспечение и другие ценные дополнительные продукты и услуги.
Непохоже, что промышленные программы, направленные на сектор высоких технологий в других странах, будут более эффективными, чем эта провалившаяся акция США»
Слайд 41СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 42Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г.
«Рост бюджетного финансирования, направляемого
на поддержку исследований и разработок, не привел к должному росту
инновационной активности предприятий».
С 2005 по 2009 год
доля средств российского предпринимательского сектора во внутренних затратах на исследования и разработки
уменьшилась с 30 до 26,6 %
при увеличении доли средств государства с 61,9 до 66,5 %.
В США в 2008 г.
доля бюджетных расходов во внутренних затратах на исследования и разработки составила 21,5 %
против 78,5 % доли предпринимательского сектора.
Слайд 43 Сопредседатель консультативного научного совета проекта «Сколково», нобелевский лауреат, академик
Ж.
Алферов:
«Наша основная беда – это даже не низкое финансирование,
а
невостребованность наших научных идей
экономикой и обществом».
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года
«…Ключевой проблемой является в целом
низкий спрос на инновации в российской экономике…
Ни частный, ни государственный сектор
не проявляют достаточной заинтересованности
во внедрении инноваций.
Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран - лидеров в этой сфере».
Слайд 44 Английский публицист ХIX века Даннинг
«Капитал боится отсутствия прибыли или слишком
маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в
наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым.. Обеспечьте ему 10 %, и капитал согласен на всякое применение, при 20 % он становится оживленным, при 50 % положительно готов сломать себе голову, при 100 % он попирает все человеческие законы, при 300 % нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».
Слайд 45Юрий Крижанич (1663 г.)
Надо бы накрепко установить, а ослушников наказывать,
чтобы за рубеж не вывозилось никакого сырого материала, такого как
сырые кожи, конопля и лен, а чтобы дома наши люди делали всякие изделия, сколько можно, и готовые вещи продавали за рубеж.
Слайд 46И.Т. Посошков (1724 г.)
И чем к нам возить полотна из
наших материалов сделанных, то лучше нам к ним возить готовые
полотна
Слайд 48Оценка проводимых реформ в области здравоохранения
Результаты опроса 80 тыс.
врачей всех специальностей во всех субъектах РФ, проведенном Российской медицинской
ассоциацией
Оглашен на 7-м Пироговском съезде врачей (Москва, ноябрь 2010 г.)
Слайд 49 Основатель компании Grid Dinamics (Кремниевая долина, US) Виктория Лившиц
«Есть
статистика, что из десяти хороших инициатив
одна станет очень успешной.
Две выживут,
а семь разоряться.
…Причем десять проектов не просто так с улицы пришли, они были лучшими из лучших»
Слайд 51В.Путин: «Нам нужна новая экономика»
«Ведомости» 30.01.12.
Издержки для бизнеса могут
колебаться — ты можешь заплатить больше или меньше в зависимости
от степени «расположения» к тебе определенных людей внутри государственного механизма.
Рациональное поведение для предпринимателя в этом случае — не соблюдать закон, а найти покровителей, договориться. Но такой «договорившийся» бизнес в свою очередь будет пытаться подавлять конкурентов, расчищать себе место на рынке, используя возможности аффилированных чиновников… вместо того, чтобы повышать экономическую эффективность своих предприятий.
Слайд 52В. В. Розанов
(1856 – 1919 гг.)
«В России вся собственность выросла
из «выпросил», или «подарил» или кого-нибудь «обобрал». Труда собственности очень
мало. И от этого она не крепка и не уважается»
Слайд 53Николо Макиавелли
Государь
(1512 г.)
«Люди скорее простят смерть отца, чем потерю
имущества»
Маркс К. Капитал. Т.I.
Предисловие к первому изданию
(1861
г.)
«…Высокая англиканская церковь скорее простит нападки на 38 из 39 статей ее символа веры, чем на 1/39 ее денежного дохода»
Слайд 54 Эггерсон Т.
Экономическое поведение и институты
«Экономическая теория институтов занимается изучением
конечной загадки экономики:
почему некоторые страны способны организовать свою экономическую
жизнь эффективно, в то время как другие страны не могут обеспечить свой экономический рост и даже страдают от нищеты посреди изобилия»
Слайд 55Производство металлорежущих станков, штук
Слайд 56Возрастные характеристики технологического оборудования
Слайд 57В.В. ПУТИН
(Государственная Дума Федерального собрания РФ)
11.04.2012.
Мы всё ещё уступаем самым
развитым экономикам мира по производительности труда, а это значит, другими
словами, по качеству экономики в 3–4 раза
Слайд 58Производительность труда в российской экономике в % от зарубежных конкурентов
Слайд 59Динамика восстановления реального сектора экономики России, % к 1991 г.
Слайд 60Прирост / снижение среднемировых цен
и ВВП России, %
Слайд 62Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета, %