Разделы презентаций


Методология и методы науки Лекция 1 Введение в научное исследование

Содержание

Вопросы:Что такое научное исследование?Основные компоненты психолого-педагогических исследованийПсихолого-педагогический эксперимент

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методология и методы науки Лекция 1 Введение в научное исследование
Еремкина Ольга

Васильевна
доктор педагогических наук, профессор
кафедра педагогики и менеджмента в образовании

Методология и методы науки Лекция 1  Введение в научное исследованиеЕремкина Ольга Васильевнадоктор педагогических наук, профессоркафедра педагогики

Слайд 2Вопросы:
Что такое научное исследование?
Основные компоненты психолого-педагогических исследований
Психолого-педагогический эксперимент

Вопросы:Что такое научное исследование?Основные компоненты психолого-педагогических исследованийПсихолого-педагогический эксперимент

Слайд 3Что такое научное исследование?
Цель науки – установление истины, а способом

ее постижения является научное исследование.
Исследование в отличие от стихийных

форм познания окружающего мира основано на методологии (или системе принципов), методе (способе организации) и методике (технике исследования).
Его осуществление предполагает ряд обязательных этапов (постановку цели исследования, выбор средств исследования, фиксацию и представление результата и т. д.).
Что такое научное исследование?Цель науки – установление истины, а способом ее постижения является научное исследование. Исследование в

Слайд 4Что такое методология?
1) система принципов и способов организации и построения

теоретической и практической деятельности;
2) учение о научном методе познания;


3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Что такое методология?1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о

Слайд 5Научные исследования
Научные исследования по характеру связей с производством и степени

важности для народного хозяйства, целевому назначению, источникам финансирования и длительности

выполнения классифицируются на следующие основные виды: фундаментальные, прикладные и разработки
Научные исследованияНаучные исследования по характеру связей с производством и степени важности для народного хозяйства, целевому назначению, источникам

Слайд 6Четыре уровня методологического знания
В структуре методологического знания выделяют четыре уровня

(Э.Г. Юдин):
философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический
Все уровни методологии образуют

сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение.
Четыре уровня методологического знанияВ структуре методологического знания выделяют четыре уровня (Э.Г. Юдин):философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический Все

Слайд 8Научное психолого-педагогическое исследование
Это процесс формирования новых знаний, вид познавательной деятельности,

направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Научное психолого-педагогическое исследованиеЭто процесс формирования новых знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания

Слайд 9 Методология психолого-педагогического исследования
Это система знаний об отправных положениях психологической

и педагогической теорий, о принципах подхода к рассмотрению психологических и

педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
Учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.
Методология психолого-педагогического исследованияЭто система знаний об отправных положениях психологической и педагогической теорий, о принципах подхода к

Слайд 10Сложность психолого-педагогических исследований
Научные исследования в образовании представляют определенные сложности, так

как психологические и педагогические процессы отличаются своей неповторимостью, неоднозначностью протекания:
любой

образовательный процесс при повторном воспроизведении уже далеко не тот же самый, что в предыдущий раз.

Сложность психолого-педагогических исследованийНаучные исследования в образовании представляют определенные сложности, так как психологические и педагогические процессы отличаются своей

Слайд 11Педагогический опыт и психолого-педагогическое исследование
"...Житейские знания хотя и играют большую

роль в деятельности людей, но имеют существенные недостатки.
Эти знания поверхностны.

Они отражают то, что бросается в глаза, но не проникают в глубину, не раскрывают сущности явлений, диалектического процесса развития, его закономерностей и движущих сил.
Житейские знания недостаточно достоверны, недостаточно доказательны, часто ошибочны. Поэтому они во многих случаях не обеспечивают достижения намеченной педагогической цели».
М. Н. Скаткин
Педагогический опыт и психолого-педагогическое исследование

Слайд 12Уровни психолого-педагогического исследования
Методологический — на базе эмпирических и теоретических исследований

формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории.
Исследования

этого уровня называют фундаментальными. Они представляют собой крупный научный вклад в исследуемую область.
Уровни психолого-педагогического исследованияМетодологический — на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических

Слайд 13Прикладные психолого-педагогические исследования
Прикладные психолого-педагогические исследования — это работы, направленные на

углубленное изучение отдельных сторон психологии ребенка, педагогического процесса, раскрытие закономерностей

многосторонней психолого-педагогической практики
Прикладные психолого-педагогические исследованияПрикладные психолого-педагогические исследования — это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон психологии ребенка, педагогического

Слайд 14Сущность системного подхода
Сущность системного подхода заключается в том, что относительно

самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в

развитии и движении.
Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.
Сущность системного подходаСущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в

Слайд 15Основные компоненты научного исследования
Базовые структурные компопненты процесса исследования
Параметры исследования, характеризующие

базовые компоненты
Результаты исследования
Параметры-характеристики научного исследования

Основные компоненты научного исследованияБазовые структурные компопненты процесса исследованияПараметры исследования, характеризующие базовые компонентыРезультаты исследованияПараметры-характеристики научного исследования

Слайд 16Базовые структурные компоненты
Проблема
Гипотеза
Методы исследования, как способы проверки гипотезы

Базовые структурные компонентыПроблемаГипотезаМетоды исследования, как способы проверки гипотезы

Слайд 17 Проблема исследования
Научная проблема – это осознанное противоречие

между запросами к теории и ограниченными возможностями теории (в силу

ее неполноты) в ответе на эти запросы.
Проблема свидетельствует об осознании исследователем запросов практики, представленных в проблемной ситуации, понимание того, что в науке нет необходимых ответов и научное знание неполно.
Проблемная ситуация порождает проблему.
Любое педагогическое исследование в основе имеет исходную позицию - научную проблему.

Проблема исследованияНаучная проблема – это осознанное противоречие между запросами к теории и ограниченными возможностями

Слайд 18 Проблемный вопрос:
Всегда ли практическое противоречие

порождает проблему?
В каких случаях практические противоречия не стимулируют научный поиск?

Проблемный вопрос:Всегда ли практическое противоречие порождает проблему?В каких случаях практические противоречия не

Слайд 19Практические проблемы не стимулируют научный поиск если:
для их разрешения не

требуется научного поиска, а противоречие лежит в плоскости недостатка реальных

действий со стороны каких-либо участников педагогического процесса;
проблема может быть разрешена при соответствующем финансировании;
проблема решается за счет организационных преобразований и т.д.
Практические проблемы не стимулируют научный поиск если: для их разрешения не требуется научного поиска, а противоречие лежит

Слайд 20Проблема
Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения.
Формулируя

проблему, исследователь отвечает на вопросы: "Что надо изучить из того,

что раньше не было изучено?« «Какие действия следует предпринять, чтобы проблема могла быть разрешена?
Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования, ответ на вопрос: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
ПроблемаИсследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения.Формулируя проблему, исследователь отвечает на вопросы:

Слайд 21Проблема, проблемная ситуация, противоречия
Противоречия характеризуют и раскрывают сущность проблемной ситуации.
В

проблеме отражаются пути выхода из проблемной ситуации.
Проблемная ситуация – это

осознанное затруднение, которое не может быть разрешено без дополнительного научного исследования
Проблема, проблемная ситуация, противоречияПротиворечия характеризуют и раскрывают сущность проблемной ситуации.В проблеме отражаются пути выхода из проблемной ситуации.Проблемная

Слайд 22 Гипотеза исследования
Гипотеза – это предположение о

путях решения проблемы и ожидаемых результатах. Это гипотетическая теория исследуемого

объекта.
Гипотез может быть несколько. Эта аналитическая конструкция называется «полем возможных гипотез».
Создание гипотетической теории - трудоемкая работа, требующая напряжения всех сил и возможностей исследователя. Это процесс творческого поиска!
Гипотеза может изменяться и совершенствоваться в процессе всего исследования.
Гипотеза исследованияГипотеза – это предположение о путях решения проблемы и ожидаемых результатах. Это

Слайд 23Гипотеза
Вопросы, которые помогают сформулировать гипотезу:
Что необходимо выяснить, какие предположения следует

проверить, чтобы проблема превратилась в задачу?
Что необходимо доказать, чтобы проблемная

ситуация разрешилась?
Какого рода экспериментальная работа поможет проверить предположение?

ГипотезаВопросы, которые помогают сформулировать гипотезу:Что необходимо выяснить, какие предположения следует проверить, чтобы проблема превратилась в задачу?Что необходимо

Слайд 24Методы исследования
Решение поставленных задач и проверка выдвинутых предположений обеспечивается комплексом

взаимодополняющих методов исследования:
методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, системный, моделирования, проектирования,

аналитико-синтетический);
эмпирические (наблюдение, эксперимент, анкетирование); диагностические (стандартизированные методики, тесты);
качественные и количественные методы обработки эмпирических данных, методы статистической обработки.
Методы исследованияРешение поставленных задач и проверка выдвинутых предположений обеспечивается комплексом взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный,

Слайд 25Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования

Слайд 26 Параметры исследования, характеризующие базовые компоненты
Цель исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет

исследования

Параметры исследования,  характеризующие базовые компонентыЦель исследованияЗадачи исследованияОбъект исследованияПредмет исследования

Слайд 27 Цель исследования:
Это представление о

результате исследования. Что исследователь сделает для того, чтобы гипотезу проверить
Цель

состоит в решении проблемы исследования.
В цели кратко излагается искомый результат, искомое решение проблемы.
Цель исследования:Это представление о результате исследования. Что исследователь сделает для

Слайд 28Формулируем цель исследования, отвечая на вопрос:
Цель - это представление о

результате. Ставя перед собой цель, человек представляет себе: какой результат

он намерен получить, каким будет этот результат?
Формулируем цель исследования, отвечая на вопрос:Цель - это представление о результате. Ставя перед собой цель, человек представляет

Слайд 29

Задачи исследования:
это детализированная, «привязанная» к конкретным условиям цель

исследования с ориентацией на его гипотезу.

Два представления о задачах исследования:

это структурно-временные компоненты исследования, отражающие его этапы, выступают планом действия исследователя для достижения результатов исследования;

это структурно-логические компоненты исследования, в точности соответствующие логике исследования, отраженной в проблеме и гипотезе.

Задачи исследования:это детализированная, «привязанная» к

Слайд 30Формулируем задачи исследования, отвечая на вопрос:
Намечая логику своего исследования, ученый

формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в своей совокупности должны

дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
Что конкретно необходимо сделать, чтобы разрешить проблему, проверить гипотезу и достигнуть поставленную цель?
Формулируем задачи исследования, отвечая на вопрос:Намечая логику своего исследования, ученый формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в

Слайд 31Объект и предмет исследования
Объект –это некоторая сфера реальности, представляющая собой

целостную систему.
Предмет – сфера реальности, представляющая собой

часть исследуемого объекта, в отношении которой нет теории или теория не полна
Объект и предмет исследованияОбъект –это некоторая сфера реальности, представляющая собой целостную систему. Предмет – сфера реальности, представляющая

Слайд 32Предмет всегда как узкая часть педагогического знания находится внутри более

широкой сферы знаний (объекта) и понимание и исследование предмета невозможно

без понимания объекта.
Предмет всегда как узкая часть педагогического знания находится внутри более широкой сферы знаний (объекта) и понимание и

Слайд 33Объект и предмет исследования
Определяя объект исследования, следует дать ответ на

вопрос: какая область педагогического знания рассматривается?
А предмет обозначает аспект рассмотрения,

дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование?
Объект и предмет исследованияОпределяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: какая область педагогического знания рассматривается?А предмет

Слайд 34Чем отличаются эмпирические исследования от эксперимента?
Эмпирическое исследование не предполагает создания

искусственной, экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов.
В исследовании

подобного типа ученый или практик просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в жизни без их личного вмешательства.
В этом отличие эмпирического исследования от экспериментального.
Чем отличаются эмпирические исследования от эксперимента?Эмпирическое исследование не предполагает создания искусственной, экспериментальной ситуации для выявления и сбора

Слайд 35Ж. Пиаже писал: «Экспериментальный метод — это форма подхода разума,

имеющая свою логику и свои технические требования. Он не терпит

спешки, но взамен медлительности и даже некоторой громоздкости дарует радость уверенности, частичной, может быть, но зато окончательной»
Пиаже Ж. Эксперимен-
тальная психология.
Вып. 1. М., 1966. С. 155

Ж. Пиаже писал: «Экспериментальный метод — это форма подхода разума, имеющая свою логику и свои технические требования.

Слайд 36Проведение психолого-педагогического эксперимента
В эксперименте всегда создается некоторая искусственная, или экспериментальная,

ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия

действия этих причин, выясняются статистические связи между исследуемым и другими явлениями.
Проведение психолого-педагогического экспериментаВ эксперименте всегда создается некоторая искусственная, или экспериментальная, ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются

Слайд 37Обязательные составляющие полноценного психолого-педагогического эксперимента
1. Четкая формулировка проблемы, целей и

задач исследования, проверяемых в нем гипотез.
2. Установление критериев и признаков,

по которым можно судить о том, насколько успешно прошел эксперимент, подтвердились или не подтвердились предложенные в нем гипотезы.
3. Точное определение объекта и предмета исследования.
Обязательные составляющие полноценного психолого-педагогического эксперимента1. Четкая формулировка проблемы, целей и задач исследования, проверяемых в нем гипотез.2. Установление

Слайд 38Обязательные составляющие полноценного психолого-педагогического эксперимента
4. Выбор и разработка валидных и

надежных методов психодиагностики состояний исследуемого объекта и предмета исследования до

и после проведения эксперимента.
5. Использование непротиворечивой и убедительной логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно.
Обязательные составляющие полноценного психолого-педагогического эксперимента4. Выбор и разработка валидных и надежных методов психодиагностики состояний исследуемого объекта и

Слайд 39Обязательные составляющие полноценного психолого-педагогического эксперимента
6. Определение подходящей формы представления результатов

проведенного эксперимента.
7. Характеристика области научного и практического применения результатов эксперимента,

формулировка практических выводов и рекомендаций, вытекающих из проведенного экспе­римента.

Обязательные составляющие полноценного психолого-педагогического эксперимента6. Определение подходящей формы представления результатов проведенного эксперимента.7. Характеристика области научного и практического

Слайд 40Критерии и показатели мониторинга
Критерием называют существенный, отличительный признак, по которому

производится оценка, определение или классификация чего-либо.
Выявление критериев позволяет охарактеризовать уровни,

степень развития (сформированности) процесса или явления (качества).
Показатель – конкретное проявление сущности качеств процесса или явления.
Критерии и показатели мониторингаКритерием называют существенный, отличительный признак, по которому производится оценка, определение или классификация чего-либо.Выявление критериев

Слайд 42Тема: Психологические аспекты профессионально-личностного роста сотрудников

Тема: Психологические аспекты профессионально-личностного роста сотрудников

Слайд 43Последовательность действий исследователя
Выявление проблемной ситуации (невозможность разрешения противоречий без научного

обоснования, технологических разработок)
Формулировка проблемы исследования (на основе анализа противоречий)
Определение темы

исследования
Изучение состояния проблемы в науке и практике
Последовательность действий исследователяВыявление проблемной ситуации (невозможность разрешения противоречий без научного обоснования, технологических разработок)Формулировка проблемы исследования (на основе

Слайд 44Последовательность действий исследователя
Конкретизация проблемы исследования
Определение объекта и предмета исследования
Выдвижение гипотезы

исследования
Определение цели и задач исследования
Выбор методов исследования

Последовательность действий исследователяКонкретизация проблемы исследованияОпределение объекта и предмета исследованияВыдвижение гипотезы исследованияОпределение цели и задач исследованияВыбор методов исследования

Слайд 45Последовательность действий исследователя
Разработка научной концепции предмета исследования на основе изучения

результатов других исследований
Планирование экспериментальной работы
Создание необходимых условий для исследовательской работы

Последовательность действий исследователяРазработка научной концепции предмета исследования на основе изучения результатов других исследованийПланирование экспериментальной работыСоздание необходимых условий

Слайд 46Последовательность действий исследователя
Проведение эксперимента
Обработка полученных данных исследования
Оформление результатов исследования
Внедрение в

практику

Последовательность действий исследователяПроведение экспериментаОбработка полученных данных исследованияОформление результатов исследованияВнедрение в практику

Слайд 47Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте
Основная логическая схема, позволяющая проверить

и доказать правильность, выдвинутого предположения (гипотезы) довольно простая.
Она включает в

себя проведение исследования не на одной, а на двух или нескольких группах, одна из которых является экспериментальной, а другие — контрольными.
Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте Основная логическая схема, позволяющая проверить и доказать правильность, выдвинутого предположения (гипотезы) довольно

Слайд 48Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте
В простейшем случае реализации этой схемы

берутся одна экспериментальная и одна контрольная группы.
В экспериментальной группе выделяется

и целенаправленно изменяется переменная, которая рассматривается как вероятная причина объясняемого явления, а в контрольной группе ничего этого не происходит.
Логика доказательства в психолого-педагогическом экспериментеВ простейшем случае реализации этой схемы берутся одна экспериментальная и одна контрольная группы.В

Слайд 49Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте
По завершении эксперимента оцениваются и сравниваются

между собой изменения, которые в экспериментальной и контрольной группах произошли

в другой переменной — зависимой, и если окажется, что в экспериментальной группе эти изменения больше, чем в контрольной, то делается вывод о том, что подлинной их причиной являются именно те вариации независимой переменной, которые имели место в экспериментальной группе.
Логика доказательства в психолого-педагогическом экспериментеПо завершении эксперимента оцениваются и сравниваются между собой изменения, которые в экспериментальной и

Слайд 50Экспериментальная и контрольная группа
Для того, чтобы получаемые в экспериментальной и

контрольной группах результаты были сопоставимыми, необходимо, чтобы эти группы по

существенным признакам были эквивалентными, т.е. такими, в которых уравнено влияние всех других релевантных переменных, кроме предполагаемой причины.
Экспериментальная и контрольная группаДля того, чтобы получаемые в экспериментальной и контрольной группах результаты были сопоставимыми, необходимо, чтобы

Слайд 51Эксперимент, организованный по плану типа «до и после»
Предполагаемые причины

и следствия оцениваются и до, и после эксперимента и делается

это как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Тем самым заранее отбрасывается альтернативная гипотеза о том, что обнаруженные по окончании эксперимента различия между экспериментальной и контрольной группами были вызваны теми различиями между ними, которые имелись еще до начала проведения эксперимента.
Эксперимент, организованный по плану типа «до и после» Предполагаемые причины и следствия оцениваются и до, и после

Слайд 52Сопоставительный анализ методологического аппарата исследования

Сопоставительный анализ методологического аппарата исследования

Слайд 53Вопросы для самопроверки
1. Выпишите ключевые слова для данного исследования

(категориальный аппарат).
2. Сопоставьте и установите соответствие (или не соответствие) основных

категорий в теме и объекте и предмете, в формулировке цели.
3. Выявите, не потерялись ли или не возникли новые ключевые слова (категории) во введении в целом: в предмете, объекте, гипотезе, задачах, новизне, теоретической и практической значимости и т.п.
Вопросы для самопроверки 1. Выпишите ключевые слова для данного исследования (категориальный аппарат).2. Сопоставьте и установите соответствие (или

Слайд 54Вопросы для самопроверки (продолжение)
4. Как представлен, раскрыт, насколько полно охарактеризован (чрезмерно

или недостаточно) понятийный (категориальный) аппарат в тексте теоретической главы диссертации?
5.

Соотнесите содержание разделов теоретической главы (оглавление) и содержание выводов по этой главе. Насколько ясно в выводах представлены определения основных категорий исследования, критерии и показатели, уровни и др.
6. То же сделайте по второй главе.
Вопросы для самопроверки (продолжение)4. Как представлен, раскрыт, насколько полно охарактеризован (чрезмерно или недостаточно) понятийный (категориальный) аппарат в

Слайд 55Вопросы для самопроверки (продолжение)
7. Проанализируйте содержание выводов по главам, заключения

и основных положений, выносимых на защиту. Соответствуют ли их содержание?

Насколько согласуется?
8. Выясните, согласуется ли содержание выводов по главам и заключения с новизной, теоретической и практической значимостью.
Вопросы для самопроверки  (продолжение)7. Проанализируйте содержание выводов по главам, заключения и основных положений, выносимых на защиту.

Слайд 56Вопросы для самопроверки (продолжение)
9. Насколько четко изложена сущность экспериментальной работы?

Подтверждены ли положения гипотезы в процессе экспериментальной работы?
И так

далее.
Один из вопросов предполагает анализ «Заключения» с точки зрения представления в нем достижений на методологическом, теоретическом, технологическом и экспериментальном уровнях.
Вопросы для самопроверки  (продолжение)9. Насколько четко изложена сущность экспериментальной работы? Подтверждены ли положения гипотезы в процессе

Слайд 57Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика