Слайд 1Методология и методы педагогического исследования
Ибрагимов Гусейн Ибрагимович, доктор педагогических наук,
профессор, член-корреспондент Российской академии образования
Слайд 2Структура курса
Л. 1. Методологические основы педагогического исследования
Л.2. Методологические характеристики педагогического
исследования
Л.3. Общая логика и структура педагогического исследования
Л.4. Методы педагогического
исследования
Слайд 3Л.1. Методологические основы педагогического исследования
1. Понятие «методология образования»
2. Уровни методологии
образования: философский,
общенаучный,
конкретно-научный,
технологический
3.Методологические принципы педагогического исследования
Слайд 4Новиков Александр Михайлович, (02.12.1941 – 10. 2013)
Академик РАО, доктор педагогических
наук, профессор, Лауреат Государственной премии
Слайд 7Понятие «методология»
Методология (от метод и логия) – учение о структуре,
логической организации, методах и средствах деятельности (Советский энциклопедический словарь)
Методология –
система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе (Философский энциклопедический словарь).
Методология – учение об организации деятельности (А.М.Новиков, 2002))
Слайд 8Методология образования
Методология образования– это:
системное изложение ведущих идей, которые становятся руководящими
принципами в научной и практической деятельности;
нормативное знание о способах организации
научного исследования в образовании, его программе, логике, основных характеристиках, методах оценки качества исследовательской работы.
Функции методологии образования: познавательная, критическая, рефлексивная
Слайд 9Уровни методологии образования: философский уровень
Это система философских идей, на основе
которых развивается педагогическая наука. Философский уровень определяет общие принципы познания
и категориальный строй педагогической науки.
Слайд 10Экзистенциализм (философия существования)
Основной тезис: «человек есть то, что он сам
из себя сделает».
Основное понятие – «существование» (экзистенция).
В человеке изначально заложены
основные способности – к познанию, творчеству, нравственному поведению.
То, насколько человек сумеет реализовать эти способности зависит исключительно от него самого.
Не внешние условия определяют характер жизни человека, а внутренняя духовная жизнь и интенсивная душевная работа.
Отсюда понимание воспитания не как внешнего воздействия, а как самовоспитания.
Слайд 11Прагматизм
Основной тезис – «Школа – инструмент жизни».
Основные понятия – «опыт»,
«дело».
Знание служит развитию способностей человека и приносит ему пользу тогда,
когда оно получено в процессе практической деятельности. Поэтому в образовании надо использовать не отвлеченные теоретические рассуждения, а практические методы, всевозможные упражнения, дающие ребенку возможность проявить свою активность.
Слайд 12Бихевиоризм
Основной тезис – основные проблемы мира могут быть решены при
условии улучшения человеческого поведения.
Поведение человека определяется не его личными эмоциями,
желаниями, целями, особенностями характера, а внешними стимулами.
Основные понятия – «стимул» и «реакция».
Стимулы заключены в окружающей человека социальной среде.
Цель образования – в приобщении человека к нормам общества. Идея общественного блага выдвигается на первый план.
Главное – организация внешних условий воспитания и обучения, а не внутренние факторы становления человека.
Слайд 13Диалектический материализм
Основной тезис – бытие определяет сознание.
Основное понятие – «формирование»
В
качестве объекта педагогического воздействия рассматривается не целостный человек. А лишь
его свойства как социального существа (личность).
Образование – феномен. Зависящий исключительно от конкретных исторических и социокультурных условий, а становление человека – процесс, определяемый условиями его жизни.
Цели образования задаются извне – обществом и государством; воспитание представляется как процесс формирования заданных качеств.
Слайд 14Общенаучный уровень методологии образования
Представляет собой систему подходов к пониманию действительности,
применяемых во всех или в большинстве научных дисциплин.
Если на философском
уровне определяются фундаментальные особенности исследования, имеющие мировоззренческое значение, то на общенаучном избираются общие способы изучения образовательных феноменов.
Выбор определенного научного подхода обусловливает целостность научной теории, ее оптимальность, практическую значимость.
В педагогической науке наиболее распространены системно-структурный и деятельностный подходы
Слайд 15Системно-структурный подход в образовании
Отражает всеобщую связь, взаимообусловленность объектов, явлений и
процессов педагогической реальности.
Системный подход ориентирует на рассмотрение педагогических явлений с
точки зрения таких категорий, как система, отношение, связь, взаимодействие.
С позиций системного подхода любой педагогический объект рассматривается в трех аспектах: как явление, как процесс и как деятельность.
Исследование объекта как явления позволяет определить функции системы, выявить ее элементы, проследить связи между ними и всей системы со средой.
Изучение объекта как процесса позволяет выявить стадии, которые проходит система в своем развитии, описать качественное своеобразие каждой стадии.
Исследование объекта как деятельности позволяет разработать модель работы педагога-практика с исследуемым объектом.
Слайд 16Деятельностный подход в образовании
Предполагает в самом общем виде изучение таких
составляющих деятельности, как: цель, средства, процесс и результат.
Основной постулат –
личность и индивидуальность человека формируются и проявляются в деятельности; педагогические явления и процессы необходимо изучать в логике целостного рассмотрения всех основных компонентов деятельности: ее потребностей, мотивов, целей, действий, операций, способов регулирования, контроля и анализа достигаемых результатов.
В образовании структура деятельности в полном виде может быть представлена в рамках педагогической ситуации, которая представляет собой своеобразную единицу деятельности.
Слайд 17Конкретно-научный уровень методологии образования
Представляет собой систему методов, принципов исследования и
исследовательских процедур, специфичных для педагогики или психологии, применяемых только в
данной отрасли научного знания.
Объединяет множество подходов :
культурологический подход основанный на понимании содержания образования как культурного опыта человечества;
аксиологический подход - образование есть процесс, направленный на присвоение человеком системы ценностей;
средовый подход - понимание образования как системы условий, необходимых для становления человека;
личностный подход- внешние педагогические влияния всегда действуют на человека опосредованно, преломляясь через его личностный опыт.
и др.
Слайд 18О множественности подходов
Множественность подходов при всем их различии имеет общие
основания:
1) в центре внимания каждого – проблемы становления целостного человека,
во всем многообразии его психофизических, социальных и духовных характеристик;
2) различные подходы раскрывают разные грани целого в соответствии с принципом дополнительности.
Слайд 19Технологический уровень методологии
Это уровень методов и техники исследования.
Он предполагает
набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную
обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.
Методологическое знание носит ярко выраженный нормативный характер, выступая как система рекомендаций по организации и проведению педагогического исследования.
В каждом отдельном исследовании должно соблюдаться требование целостности, непротиворечивости уровней методологии.
Слайд 20Методологические принципы педагогического исследования
Специфика методологического знания – в направленности на
принципы и методы научной и научно-практической деятельности.
Объект изучения –
сама педагогическая наука
Предмет – проблематика, структура, методы педагогического исследования, принципы и способы развития педагогической теории и внедрения ее достижений в практику.
Основополагающие методологические принципы:
Объективности;
Научности;
Единства логического и исторического
Выделения ведущих факторов
Концептуального единства исследования
Соотнесения сущего (существующего)и должного
Единства исследовательской и практической учебно-воспитательной работы
Слайд 21Рекомендуемая литература: основная
1.Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб.
Пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко,
И.А. Соловцова: под ред. Н.М. Борытко . – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
2. Новиков А.М.Методология образования. 2-е изд. М.: Эгвес, 2006. – 488 с.
3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. М.: Либроком, 2013. – 208 с.
4. Иванова Т.Б. Методология научного исследования: учебное пособие / Т.Б. Иванова, А.А. Козлов, Е.А. Журавлева. – М.: Российский университет дружбы народов, 2012. - 78 с. - ISBN 978-5-209-03657-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115.
Слайд 22Рекомендуемая литература: дополнительная
1. Саранцев Г.И. Современные методы исследования в предметных
методиках//Педагогика. 2015. № 6. – С. 25-33.
2. Сенько Ю.В. Педагогический
факт как форма знания в педагогике//Педагогика. 2017. №4. – С. 3-11.
3. Ибрагимов Г.И. Проблемы целеполагания в условиях реализации ФГОС ВО// Педагогика. 2017. №3. – С. 3-12.
4. Бозиев Р.С. О методологии исследования развития систем образования в национальных регионах России // Педагогика. 2017. №2. – С. 36-49.