Слайд 2План
Понятие и сущность методов воспитания
Классификации методов воспитания
Методы и способы влияния
Формы
и средства воспитания
Внеурочная деятельность
Слайд 3Методы воспитания: понятие и классификация
Методы воспитания - это конкретные пути
влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач
в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны.
Слайд 4Классификация методов по источникам передачи содержания
Словесные методы (рассказ, беседа,
инструктаж и др.)
Практические методы (упражнения, тренировка, самоуправление и др.)
Наглядные методы
(иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.)
Слайд 5Другая классификация методов:
методы формирования сознания;
методы формирования поведения;
методы формирования
чувств и отношений;
методы контроля, самоконтроля и самооценки.
Слайд 6Методы формирования сознания
Предназначены для того, чтобы передавать информацию от
учителя к учащемуся и обратно.
Они обращены к сознанию личности, К
интеллектуальной, потребностно-мотивационной, эмоционально-словестной сферам личности. Основной инструмент – слово, сообщение, информация, её обсуждение.
Слайд 7Методы организации деятельности и формирования поведения
Это практические методы. Они
используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся.
Положительный опыт поведения
создается путем педагогически правильно ориентированной деятельности воспитуемых.
Слайд 8Педагогическое требование-
предъявление требований к выполнению определённых норм поведения, правил, законов,
традиций, принятых в обществе и его группах.
Требование выражается:
как совокупность правил
общественного поведения;
как конкретное указание о выполнении какого – либо действия;
как просьба, совет.
Слайд 9Формы требований
Прямые (имеют вид, приказания, указания, инструкции, отмечаются решительным тоном,
особенно на начальном этапе).
Косвенные (предъявляются в виде просьбы, совета, намека,
они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам воспитанников).
Слайд 10 Требования заключены в правилах поведения учащегося, уставе школы, распорядке, режиме
дня образовательного учреждения.
В наличии требований нет никакого насилия, авторитаризма. Все
подчиняются требованиям.
Слайд 11Общественное мнение-
выражение группового требования. Используются в развитых коллективах при оценке
поступков и выражается в нормах, ценностях, взглядов на жизнь всех
членов группы.
Слайд 12Методы формирования чувств и отношений
Стимулируют познание и деятельность, используются
в единстве с методами формирования сознания и деятельности.
К таким
стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.
Слайд 13Методы контроля, самоконтроля и самооценки
Они направлены на анализ и оценку
результатов воспитания.
Основная функция - оценка степени достижения целей воспитания,
т. е. его эффективности и оценка профессионализма учителя.
Их относят к методам самовоспитания.
Слайд 14Методы самовоспитания и самообразования
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта
предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.
Самовоспитание -
это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
Слайд 15 Самообразование - это система внутренней самоорганизации не усвоению опыта поколений,
направленной на собственное развитие.
Самообучение - это процесс непосредственного получения
человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
В понятиях "самовоспитание", "самообразование", "самообучение " педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться.
Слайд 16Основные методы самовоспитания
Самопознание, которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.
Самообладание,
которое опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулирование, которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение
Слайд 17Методы влияния
Влияние в воспитании - деятельность воспитателя в едином процессе
социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его
поведения и сознания, форма осуществления функций педагога.
Слайд 18Основные способы влияния
убеждение;
внушение;
заражение;
подражание.
Слайд 19Убеждение
Включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелание, предложение
и т.п. Обычно убеждение ведет к определенной трансформации взглядов воспитуемого,
а значит, и мотивационной основы его поведения.
Наиболее легко поддаются убеждению люди, имеющие заниженную самооценку и ориентирующиеся на адаптацию к социальной среде.
Слайд 20Внушение
Как и убеждение, направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на
пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и
ошибок. Внушающий вызывает у воспитуемого те представления, которые требуют действий с той же необходимостью, как если бы эти представления были получены непосредственно самим воспитуемым. Внушение, носящее эмоционально-волевой характер, основывается на доверии.
Слайд 21Заражение
Чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в
своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без
должного анализа, либо повторяют действия других людей. Однако в отличие от внушения, оно основывается на общем переживании группой людей одних и тех же эмоций.
Слайд 22Подражание
Это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним
человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных
черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным и непроизвольным. С возрастом роль подражания снижается. Меняется и содержание подражания, т.е. перенимаются не внешние привычки любимого и уважаемого человека, а присущее ему отношение к другим людям.
Слайд 23Формы воспитания
Это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной
и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины "воспитательное мероприятие, организационные
формы воспитания". Мероприятие - организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.
Слайд 24Средства воспитания
Виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт)
Предметы,
вещи, устройства (игрушки, технические средства)
Процессы произведения и явления духовной и
материальной культуры (искусство, общественная жизнь, природа)
Конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания, праздники)
Слайд 25 Средствами воспитания могут являться различные виды деятельности. Кроме учения и
труда, занятия с детьми в более свободной форме и обстановке
помогают:
сблизиться с детьми, лучше узнать и установить хорошие отношения;
показать неожиданные и привлекательные стороны личности учителя;
пережить счастливые минуты единения;
дать учителю ощущение необходимости его работы, значимость, признания.
Слайд 26Внеурочная деятельность
Познавательная
Ценностно-ориентационная
Общественная
Эстетическая
Досуговая
Слайд 27Познавательная деятельность
Служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей.
Формы:
экскурсии, обзоры литературы, олимпиады, конкурсы, конференции, аукционы знаний.
Слайд 28Ценностно-ориентационная деятельность
Скорее психологическое формирование отношений к миру, формирование убеждений, взглядов,
усвоение нравственных норм жизни людей.
Формы: беседы по социальной-нравственной проблематике, классные
собрания, дискуссии.
Слайд 29Общественная деятельность
Предполагает участие в органах управления школой, в работе ученического
самоуправления, ученических и молодежных объединениях, участие в трудовых акциях.
Формы: работа
по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, вечера, праздники.
Слайд 30Эстетическая деятельность
Развивает художественные вкусы, интересы, культуру и способности.
Формы: инсцеровки, конкурсы,
школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии, музеи, посещение театра и др.
Слайд 31Досуговая деятельность
Содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна
принадлежать ученикам, а учитель-взрослый, но не сторонний наблюдатель.
Формы: игры, праздники,
дни рождения, соревнования, прогулки, походы.