Слайд 1Методы формирования физической культуры личности
План:
Методы, направленные на приобретение знаний
Методы,
направленные на овладение двигательными умениями и навыками
Методы, направленные на совершенствование
двигательных навыков и развитие двигательных способностей
Слайд 2 Термин «Метод»
Метод (в теории физической культуры) - способ выполнения
или применения конкретного упражнения или применение других средств, обеспечивающих достижения
поставленной цели
Слайд 3 Методический прием
Методический прием – способ реализации того или
иного метода в конкретной педагогической ситуации.
Слайд 4Классификация методов
Направленные
на овладение
знаниями
Направленные
на овладение
двигательными
умениями
и
навыками
Направленные
на развитие
двигательных
способностей
Слайд 5Методы, направленные
на овладение знаниями
Методы
устной
Передачи
и усвоения
информации
Методы
передачи
и усвоения
печатной
информации
Методы
обеспечения
наглядности
Слайд 6Методы устной передачи и усвоения информации
Рассказ – повествовательные формы изложения
чаще используется при организации игровой деятельности.
Описание – это способ
создания у обучаемого представления о двигательном действии.
Объяснение – представляет собой последовательное, логическое изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д.
Слайд 7Методы устной передачи и усвоения информации
Беседа – вопросно-ответная форма взаимного
обмена информацией между преподавателем и учащимися.
Разбор – отличается от
беседы тем, что проводится после выполнения какого-либо задания.
Лекция – представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы (проблемы).
Задание – предусматривает постановку задачи перед уроком или частных задач по ходу урока.
Слайд 8Методы устной передачи и усвоения информации
Указание – отличается краткостью и
требует безоговорочного исполнения. Через указание обучаемые получают точную ориентацию в
способах решения задачи, в приемах исправления ошибки, но без обоснования.
Оценка – является результатом анализа выполнения действия. Оценивать следует успехи или неудачи в освоении учебного материала, отношение к работе, но ни в коем случае не личность человека.
Слайд 9Методы устной передачи и усвоения информации
Команда –имеет форму приказа к
немедленному исполнению действия, к его окончанию или к изменению темпа
движений.
Подсчет – позволяет задавать необходимый темп выполнения движений.
Самопроговаривание – перед выполнением упражнения ученик преднамеренно мысленно воссоздает технику исполнения этих упражнений, сопровождая мысленное выполнение действий проговариванием выполняемых элементов, движений вслух, а затем «про себя» - во внутренней речи.
Слайд 10Методы устной передачи и усвоения информации
Идеомоторная тренировка – мысленное выполнение
действий.
Словесная саморегуляция – метод основан на применении внутренней речи
при выполнении действий. Регуляция двигательной деятельности может осуществляться с помощью самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др.
Слайд 11Методы передачи и усвоения печатной информации
включают методы работы с
учебниками, книгами, учебными карточками, программированными пособиями.
Применяются для стимулирования познавательного интереса
и активности занимающихся, углубления их знаний в сфере физической культуры и спорта.
Слайд 12Методы обеспечения наглядности
Способствуют усвоению и использованию знаний на основе
передачи и восприятия информации посредством органов чувств (перцептивные методы). К
ним относятся:
1 . Методы непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);
Слайд 13Методы обеспечения наглядности
Методы опосредованной наглядности;
Методы направленного прочувствования двигательного действия;
Методы
срочной информации.
Слайд 14Методы непосредственной наглядности
Предназначены для создания у занимающихся правильного представления
о технике выполнения двигательного действия (физического упражнения). Непосредственный показ (демонстрация)
движений преподавателем или одним из занимающихся всегда рекомендуется сочетать с методами устной информации
Слайд 15Методы непосредственной наглядности
При показе необходимо обеспечить удобные условия для
наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений,
повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.
Слайд 16 Методы опосредованной наглядности
создают дополнительные возможности для
восприятия двигательных действий с помощью предметного изображения.
К ним относятся:
демонстрация наглядных пособий, учебных видео и кинофильмов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др.
Слайд 17Методы направленного прочувствования двигательного действия
Направлены на организацию восприятия сигналов от
работающих мышц, связок или отдельных частей тела.
К ним относятся:
Направляющая
помощь преподавателя при выполнении двигательного действия;
Выполнение упражнений в замедленном темпе;
Слайд 18Методы направленного прочувствования двигательного действия
Фиксация положений тела и его частей
в отдельные моменты двигательного действия;
Использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать
положение тела в различные моменты выполнения движения.
Слайд 19Методы срочной информации
Предназначены для получения с помощью различных технических устройств
(тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето– и звуколидеры, электромишени и др.)
срочной информации после или по ходу выполнения двигательных действий с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.).
Слайд 20Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками
Слайд 21Метод расчлененного упражнения
Предполагает разделение упражнения по частям с последовательным их
объединением по мере освоения в целостное действие.
Этот метод применяется в
следующих случаях:
При обучении сложно-координационным двигательным действиям, когда нет возможности изучить их целостно;
Если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало взаимосвязанных между собой;
Слайд 22Метод расчлененного упражнения
Этот метод применяется в следующих случаях:
Если упражнение выполняется
так быстро, что нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;
Когда
целостное выполнение упражнения может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы.
Слайд 23Рекомендации по применению метода расчлененного упражнения
расчленение не должно вызывать принципиального
изменения структуры данного действия;
изучать выделенные элементы в сжатые сроки и
при первой же возможности объединять их;
выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.
Слайд 24Метод целостного упражнения
С самого начала движения осваиваются в составе той
целостной структуры, которая типична для данного действия.
Он преимущественно используются при:
разучивании
более простых упражнений;
изучении некоторых сложных действий, которые, с методической точки зрения, нецелесообразно изучать по частям;
закреплении и совершенствовании двигательных умений и навыков.
Слайд 25Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие двигательных способностей
Равномерный
Переменный
Повторный
Интервальный
Круговой
Игровой
Соревновательный
Слайд 26Равномерный метод
Характеризуется тем, что физическое упражнение выполняют непрерывно с относительно
постоянной интенсивностью.
Интенсивность можно считать постоянной если её колебания не
превышают 3 % от средней.
Слайд 27Переменный метод
Характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения,
путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, ритма, амплитуды движений, величины
усилий, смены техники движений и т.д.
Слайд 28Повторный метод
Характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение
которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности
Слайд 29Интервальный метод
Характеризуется многократным повторением упражнения через определенные интервалы отдыха.
Слайд 30Круговой метод
Представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих
на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной
или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз.
Слайд 31Игровой метод
Основу данного метода составляет сюжетно организованная двигательная деятельность, в
основу которой положен свободный выбор способов достижения цели и получаемое
человеком удовлетворение.
Слайд 32Соревновательный метод
Это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Соревновательный метод
применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических
умений и навыков.