Слайд 1Методы и методические приемы развития познавательной активности
учащихся
Слайд 2Реализация системы развития познавательной активности учащихся предполагает использование различных методов.
В
функции учителя входит «научение», предполагающее помощь и поддержку учителя в
усвоении учебного материала, организация и стимулирование, оценивание и контроль.
Слайд 3Система методов развития познавательной активности учащихся подросткового возраста в учебном
процессе
Слайд 4Функции в деятельности учителя, реализуемые в процессе развития познавательной активности
учащихся
Научающая
Организационная
Стимулирующая
Контролирующая
Слайд 5Научающая
Выбор наиболее оптимальных методов, приемов, средств обучения с целью знакомства
учащихся с наиболее рациональными способами усвоения учебной информации.
Предложение наиболее
рациональных способов деятельности в виде приемов для усвоения всеми учащимися.
При введении знаний о приемах выполнения учебных действий выделять общелогические и специфические (предметные) приемы учебной работы.
Слайд 6Организационная
Четкая формулировка образовательных задач, где нужно отметить не только
знания, которые необходимо усвоить на уроке, но, главным образом, виды
деятельности (чем дети будут заниматься); наметить результаты, которых нужно достигнуть, отметить их важность для процесса учения в школе и в жизни.
Слайд 7Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть
способы учебной деятельности учащихся.
Проектирование процесса учения, направленного на развитие
познавательной активности учащихся согласно идее учить учиться.
Слайд 8Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить
инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного
самовыражения ученика.
Слайд 9Стимулирующая
Подбор приемов стимулирования и контроля для создания условий успешного
учения школьников на уроке.
Стимулирование учащихся к использованию различных способов
выполнения заданий, к самостоятельному выбору и использованию значимых для них способов проработки учебного материала.
Поощрение стремления ученика находить свой способ работы.
Слайд 10Контролирующая
Обеспечение контроля и оценки не только результата, но и,
главным образом, процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик,
усваивая учебный материал.
Анализ способов работы учеников в ходе урока, выбор и освоение наиболее рациональных.
Слайд 11Методические приемы развития познавательной активности
Приемы, направленные на работу с учебным
материалом:
– способствующие развитию воображения, творческих способностей (написание сочинения-фантазии, сказки,
небылицы; составление шарад, кроссвордов, стихов на заданную тему и т.п.);
Слайд 12повышающие интенсивность умственной деятельности (использование проблемных ситуаций, вопросов, задач; редактирование
– исправление преднамеренно сделанных ошибок, восстановление частично стертых записей; группировки
и классификации языковых явлений, слов и т.п.; составление моделей, схем; географический диктант);
Слайд 13способствующие самостоятельному овладению учащимися учебным материалом (работа с дополнительной литературой,
энциклопедиями, справочниками; самостоятельная работа с использованием аналогий; анализ текста с
элементами исследования; планирование самостоятельной деятельности и др.);
Слайд 14облегчающие усвоение учебного материала, способствующие формированию и совершенствованию учебных умений
по переработке информации (работа по плану-схеме; составление опорных схем, алгоритмов
для дальнейшей работы или в процессе деятельности учащимися и др.);
Слайд 15позволяющие развить волевую сферу по достижению учебно-познавательных целей (домашние контрольные
работы повышенной трудности; поэтапное предложение учащимся сложных заданий; игра «Проверь
себя»; создание целевых установок учителем, либо учащимися и их разрешение и т.д.).
Слайд 16Приемы, направленные на организацию деятельности.
мобилизующие внимание учащихся и желание
действовать (использование проблемных ситуаций, вопросов или задач, исправление преднамеренно сделанных
ошибок с выходом на тему урока, прием «калейдоскоп заданий» и т.п.);
Слайд 17направленные на организацию самостоятельной работы учащихся (разработка системы самостоятельных работ;
самостоятельная работа по аналогии и т.п.);
способствующие организации различных форм
деятельности (работа в парах взаимопомощи; групповое решение заданий);
Слайд 18способствующие формированию и совершенствованию умения планировать самостоятельную деятельность, самоорганизации практической
деятельности (совместное составление алгоритма действий; составление отчета о предстоящей работе;
«верна ли последовательность действий при работе над упражнением?»; «правильно ли составлен план работы учащимся?», самостоятельное составление плана работы над заданием и т.п.);
Слайд 19способствующие организации нетрадиционных форм проведения урока (экскурс в прошлое, урок-путешествие,
урок-сказка, репетиция фрагментов урока, ролевая игра и т.п.);
предоставляющие возможность проявить
самостоятельность и инициативу в организации своей деятельности («чей проект лучше»; составление алгоритма действий; работа по собственному плану; самостоятельный выбор учащимися заданий, варианта контрольной работы).
Слайд 20Приемы, направленные на оценивание деятельности:
способствующие повышению самооценки учащихся (открытая
благодарность; озвучивание даже незначительных достижений перед всем классом; вручение жетонов,
удостоверений; акцент на достоинствах, положительных результатах; « вам, и только вам поручаю…», возложение полномочий и т.п.; проведение урока – разговора о себе);
Слайд 21способствующие созданию душевного комфорта (встать на позицию ученика; обсуждение на
равных и т.п.);
способствующие самостоятельной оценке своих достижений (фиксация своих
достижений; «поставь себе оценку и аргументируй»; «назови достижения и недостатки в своей работе», отчет «Чему я научился в этой четвери» и т.п.).
Слайд 22Критерии оценки развития познавательной активности
учащихся
Мотивационный (мотивация):
направленность интереса;
характер
(содержание) мотивов;
наличие в деятельности целеполагания;
наличие познавательной потребности.
Слайд 23Операционально-познавательный (сформированность учебной деятельности):
характер учебной деятельности;
степень сформированности учебной деятельности;
степень самостоятельности в деятельности.
Слайд 24Волевой (волевые качества):
наличие волевых усилий в деятельности;
степень проявления волевых
качеств.
Слайд 25Критерии развития познавательной активности учащихся
Низкий (подражательно-исполнительский)
отсутствует или проявляется
эпизодично интерес к углублению знаний, к способам их добывания; интерес
школьника замыкается на отметке у учащихся; отсутствует направленность на содержание самой учебной деятельности;
Слайд 26преобладают мотивы избегания неудобств, дискомфорта (учится, потому что требуют родители,
учителя); нет мотивов учения;
не осознает целей своей деятельности и
не умеет их ставить;
познавательная потребность отсутствует;
преобладает деятельность копирующего, воспроизводящего характера (чаще всего предпочитает работать по образцу, выбирает задания воспроизводящего характера);
Слайд 27редко самостоятелен в учении, т.к. испытывает трудности в применении знаний
на практике;
отсутствие или недостаточность, неустойчивость волевых усилий для достижения поставленной
цели; отсутствие инициативы, самостоятельности, организованности и других волевых качеств.
Слайд 28Средний (частично-инициативный):
отмечается заметное стремление к познанию, но все положительные мотивы
связаны лишь с результативной стороной процесса обучения, ориентированы на успех,
достижение результата;
учащийся ожидает нацеливания извне от преподавателя, подчиняется указанному пути;
Слайд 29недостаточно сформирована учебная деятельность – при определении цели не может
подобрать необходимые средства ее достижения и т.п.;
временами способен усовершенствовать
познавательную деятельность, осознать сущность своих действий; иногда способен выбрать рациональный способ переработки информации, организации работы и оценивания ее результатов;
Слайд 30Эпизодическая устойчивость волевых усилий, временами ученик проявляет настойчивость в достижении
цели; иногда самостоятелен, организован, выдержан, решителен, исполнителен, дисциплинирован.
Слайд 31Высокий (инициативно-творческий):
проявляется стремление глубоко изучить материал по предмету, овладеть и
совершенствовать способы учебной деятельности; четко выражена направленность не на результат,
а на процесс деятельности;
учащийся четко выделяет то, что для него важно и интересно, сознательно стремится достичь высоких показателей;
Слайд 32ярко выражена познавательная потребность;
деятельность характеризуется постоянной инициативой;
сформирована учебная деятельность
от целеполагания до оценки своих действий и результатов;
максимальная степень
самостоятельности в выборе способов переработки информации, в организации своей деятельности, в оценке достигнутого;
Слайд 33ярко выражена способность к выбору нешаблонных, оригинальных путей решения учебной
задачи;
устойчивое стремление к познанию характеризуется высокими волевыми качествами: целеустремленность, самостоятельность,
организованность, выдержанность, инициативность.