Разделы презентаций


МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Содержание

Методы научного исследованияМетод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.Методы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Слайд 2Методы научного исследования
Метод научного исследования – это способ познания объективной

действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.
В зависимости

от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.
Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д.


Методы научного исследованияМетод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий,

Слайд 3Методы научного исследования
В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического

и теоретического уровней.
В зависимости от сферы применения и степени общности

различают методы:
1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;
2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;
3) частные - для родственных наук;
4) специальные - для конкретной науки, области научного познания.
Методы научного исследованияВ зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического и теоретического уровней.В зависимости от сферы применения

Слайд 4Методы научного исследования
От понятия метода отграничивается понятие техники, процедуры и

методики научного исследования.
Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для

использования того или иного метода, а под процедурой исследования - определенную последовательность действий, способ организации исследования.
Методика - это совокупность способов и приемов познания.
Методы научного исследованияОт понятия метода отграничивается понятие техники, процедуры и методики научного исследования.Под техникой исследования понимают совокупность

Слайд 5Методы научного исследования
Общие методы научных исследований делят на 3 группы:


1. Методы эмпирического исследования.
2. Методы, используемые как на эмпирическом,

так и на теоретическом уровне исследования.
3. Методы теоретического исследования.
Методы научного исследованияОбщие методы научных исследований делят на 3 группы: 1. Методы эмпирического исследования. 2. Методы, используемые

Слайд 6Методы научного исследования
На теоретическом уровне научного познания используются следующие научные

методы:
идеализация – создание мысленных предметов и их изменений в соответствии

с требуемыми целями проводимого исследования
индукция – способ переход знаний от отдельных элементов процесса к знанию общего процесса
дедукция – стремление познания от абстрактного к конкретному, т.е. переход от общих закономерностей к фактическому их проявлению
абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.)
классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т. д.)
Методы научного исследованияНа теоретическом уровне научного познания используются следующие научные методы:идеализация – создание мысленных предметов и их

Слайд 7Методы научного исследования
И на теоретическом и на эмпирическом уровнях используются

методы:
- анализ – разложение единой системы на составные части и

изучение их по отдельности;
- синтез – объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое;
- аналогия - это заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;
- моделирование - это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал.
Методы научного исследованияИ на теоретическом и на эмпирическом уровнях используются методы:- анализ – разложение единой системы на

Слайд 8Методы научного исследования
Моделирование
Предметное моделирование — создание моделей уменьшенных копий с

определённым дублирующими оригинальными свойствами.
Мысленное моделирование — с использованием мысленных

образов.
Знаковое или символическое — представляет собой использование формул, чертежей.
Компьютерное моделирование — моделью является компьютерная программа.

Методы научного исследованияМоделированиеПредметное моделирование — создание моделей уменьшенных копий с определённым дублирующими оригинальными свойствами. Мысленное моделирование —

Слайд 9Методы научного исследования
Методы эмпирического исследования:
наблюдение
беседа
анкетный опрос
тестирование


эксперимент
моделирование и т. д.

Методы научного исследованияМетоды эмпирического исследования: наблюдение беседа анкетный опрос тестирование эксперимент моделирование и т. д.

Слайд 10Методы научного исследования
Наблюдение – способ познания, основанный на непосредственном восприятии

свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате

наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

Методы научного исследованияНаблюдение – способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов

Слайд 11Методы научного исследования
Наблюдение может быть простым и включенным в зависимости

от положения исследователя по отношению к объекту изучения.
Простое наблюдение

состоит в наблюдении со стороны, когда исследователь - постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых.
Включенное наблюдение - характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в группу, её деятельность в качестве участника.
Методы научного исследованияНаблюдение может быть простым и включенным в зависимости от положения исследователя по отношению к объекту

Слайд 12Методы научного исследования
Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его

называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально

созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на видео и другими способами.

Методы научного исследованияЕсли наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды,

Слайд 13Методы научного исследования
Этапы наблюдения:
- определение задач и цели (для

чего, с какой целью ведется наблюдение);
- выбор объекта,

предмета и ситуации (что наблюдать);
- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);
- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
Методы научного исследованияЭтапы наблюдения:-  определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение); -

Слайд 14Методы научного исследования
Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый

с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не

было достаточно ясным при наблюдении.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Методы научного исследованияБеседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения

Слайд 15Методы научного исследования
Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью

анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование - заочным опросом.

Методы научного исследованияАнкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные

Слайд 16Методы научного исследования
Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит

от содержания и структуры задаваемых вопросов.
План беседы, интервью и

анкета — это перечень вопросов (вопросник).
Разработка вопросника включает: 1)определение характера информации, которую необходимо получить; 2) формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; 3)составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; 4) исправление вопросника и окончательное его редактирование
Методы научного исследованияРезультативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План

Слайд 17Методы научного исследования
Метод тестирования - выполнение испытуемым заданий определенного рода

с точными способами оценки результатов и их числового выражения.
Этот метод

позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами.

Методы научного исследованияМетод тестирования - выполнение испытуемым заданий определенного рода с точными способами оценки результатов и их

Слайд 18Методы научного исследования
Тест – стандартизированное задание или особым образом связанные

между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности изучаемого

свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношения к тем или иным объектам.
В результате тестирования обычно получают некоторую характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. Она должна быть соотносима с установленными для данной категории испытуемых нормами.
Методы научного исследованияТест – стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать

Слайд 19Методы научного исследования
Эксперимент - специально организованная проверка того или иного

метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности.
Педагогический эксперимент -

исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает:
- опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;
- активное воздействие исследователя на педагогическое явление;
- измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия;
- неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.
Методы научного исследованияЭксперимент - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической

Слайд 20Методы научного исследования
Сущность эксперимента - в активном вмешательстве исследователя в

психолого-педагогический процесс с целью его изучения в заранее запланированных параметрах

и условиях. В эксперименте в совокупности используются методы наблюдения, беседы, опросов и т. д.

Методы научного исследованияСущность эксперимента - в активном вмешательстве исследователя в психолого-педагогический процесс с целью его изучения в

Слайд 21Методы научного исследования
Проведение психолого-педагогического эксперимента предполагает три основных этапа работы.
Первый

этап - подготовительный, на котором решаются следующие задачи:
- формулирование гипотезы,

т. е. того положения, выводы о правильности которого следует проверить;
- выбор необходимого числа экспериментальных объектов (числа испытуемых, учебных групп, учебных заведений и др.);
Методы научного исследованияПроведение психолого-педагогического эксперимента предполагает три основных этапа работы.Первый этап - подготовительный, на котором решаются следующие

Слайд 22Методы научного исследования
- определение необходимой длительности проведения эксперимента;
- разработка методики

его проведения; выбор конкретных научных методов для изучения начального состояния

экспериментального объекта;
- проверка доступности и эффективности разработанной методики эксперимента на небольшом числе испытуемых; определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий.


Методы научного исследования- определение необходимой длительности проведения эксперимента;- разработка методики его проведения; выбор конкретных научных методов для

Слайд 23Методы научного исследования
Второй этап - непосредственное проведение эксперимента. Этот этап

должен дать ответ на вопросы об эффективности новых путей, средств

и методов, вводимых экспериментатором в психолого-педагогическую практику.
На этапе создается экспериментальная ситуация (формирование таких внутренних и внешних условий эксперимента, в которых изучаемая зависимость, закономерность проявляется наиболее чисто, без воздействия случайных, неконтролируемых факторов).

Методы научного исследованияВторой этап - непосредственное проведение эксперимента. Этот этап должен дать ответ на вопросы об эффективности

Слайд 24Методы научного исследования
На втором этапе решаются следующие задачи:
- изучить начальное

состояние условий, в которых проводится эксперимент;
- оценить состояние участников педагогических

воздействий;
- сформулировать критерии эффективности предложенной системы мер;
- проинструктировать участников эксперимента о порядке и условиях его эффективного проведения;

Методы научного исследованияНа втором этапе решаются следующие задачи:- изучить начальное состояние условий, в которых проводится эксперимент;- оценить

Слайд 25Методы научного исследования
- осуществить предлагаемую автором систему мер по решению

определенной экспериментальной задачи (формирование знаний, умений или воспитание определенных качеств

личности, коллектива и др.);
- зафиксировать полученные на основе промежуточных срезов данные о ходе эксперимента, которые характеризуют изменения, происходящие в объекте под влиянием экспериментальной системы мер;
- указать затруднения и возможные типичные недостатки, которые могут возникнуть в ходе проведения эксперимента;
- оценить текущие затраты времени, средств и усилий.
Методы научного исследования- осуществить предлагаемую автором систему мер по решению определенной экспериментальной задачи (формирование знаний, умений или

Слайд 26Методы научного исследования
Третий этап - завершающий, когда подводятся итоги эксперимента:
-

описываются результаты осуществления экспериментальной системы мер (конечное состояние уровня знаний,

умений, уровня воспитанности и др.);
характеризуются условия, при которых эксперимент дал благоприятные результаты (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и др.);

Методы научного исследованияТретий этап - завершающий, когда подводятся итоги эксперимента:- описываются результаты осуществления экспериментальной системы мер (конечное

Слайд 27Методы научного исследования
- описываются особенности субъектов экспериментального воздействия (педагогов и

др.);
- предоставляются данные о затратах времени, усилий и средств;
- указываются

границы применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.

Методы научного исследования- описываются особенности субъектов экспериментального воздействия (педагогов и др.);- предоставляются данные о затратах времени, усилий

Слайд 28Методы научного исследования

Методы научного исследования

Слайд 29Методы научного исследования
Общие задачи психолого-педагогического эксперимента:
- установить неслучайные взаимосвязи между

воздействием исследователя и достигаемыми при этом результатами; между определенными условиями

и полученной эффективностью в решении педагогических задач;
- сравнить продуктивность двух или нескольких вариантов психолого-педагогического воздействия и выбрать оптимальный из них по критериям результативности, времени, приложенным усилиям, используемым средствам и методам;
- обнаружить причинно-следственные, закономерные связи между явлениями, представить их в качественной и количественной формах.

Методы научного исследованияОбщие задачи психолого-педагогического эксперимента:- установить неслучайные взаимосвязи между воздействием исследователя и достигаемыми при этом результатами;

Слайд 30Методы научного исследования
Условия эффективности проведения педагогического эксперимента:
- предварительный тщательный теоретический

анализ исследуемого явления для максимального сужения поля эксперимента и его

задач;
- конкретизация гипотезы с точки зрения ее новизны, противоречивости по сравнению с привычными взглядами;
- четкое формулирование задач эксперимента, разработка критериев, по которым будут оцениваться результаты;

Методы научного исследованияУсловия эффективности проведения педагогического эксперимента:- предварительный тщательный теоретический анализ исследуемого явления для максимального сужения поля

Слайд 31Методы научного исследования
Условия эффективности проведения педагогического эксперимента:
- корректное определение минимально

необходимого, но достаточного числа экспериментальных объектов с учетом целей и

задач эксперимента;
- умение организовать в ходе эксперимента непрерывную циркуляцию информации между исследователем и объектом экспериментирования;
- доказательство доступности сделанных из материалов эксперимента выводов и рекомендаций, их преимущества перед традиционными, привычными решениями.


Методы научного исследованияУсловия эффективности проведения педагогического эксперимента:- корректное определение минимально необходимого, но достаточного числа экспериментальных объектов с

Слайд 32Методы научного исследования
Математические и статистические методы применяются для обработки полученных

данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных

зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.
Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

Методы научного исследованияМатематические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика