Слайд 1МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Слайд 2Методы научного исследования
Метод научного исследования – это способ познания объективной
действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.
В зависимости
от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.
Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д.
Слайд 3Методы научного исследования
В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического
и теоретического уровней.
В зависимости от сферы применения и степени общности
различают методы:
1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;
2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;
3) частные - для родственных наук;
4) специальные - для конкретной науки, области научного познания.
Слайд 4Методы научного исследования
От понятия метода отграничивается понятие техники, процедуры и
методики научного исследования.
Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для
использования того или иного метода, а под процедурой исследования - определенную последовательность действий, способ организации исследования.
Методика - это совокупность способов и приемов познания.
Слайд 5Методы научного исследования
Общие методы научных исследований делят на 3 группы:
1. Методы эмпирического исследования.
2. Методы, используемые как на эмпирическом,
так и на теоретическом уровне исследования.
3. Методы теоретического исследования.
Слайд 6Методы научного исследования
На теоретическом уровне научного познания используются следующие научные
методы:
идеализация – создание мысленных предметов и их изменений в соответствии
с требуемыми целями проводимого исследования
индукция – способ переход знаний от отдельных элементов процесса к знанию общего процесса
дедукция – стремление познания от абстрактного к конкретному, т.е. переход от общих закономерностей к фактическому их проявлению
абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.)
классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т. д.)
Слайд 7Методы научного исследования
И на теоретическом и на эмпирическом уровнях используются
методы:
- анализ – разложение единой системы на составные части и
изучение их по отдельности;
- синтез – объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое;
- аналогия - это заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;
- моделирование - это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал.
Слайд 8Методы научного исследования
Моделирование
Предметное моделирование — создание моделей уменьшенных копий с
определённым дублирующими оригинальными свойствами.
Мысленное моделирование — с использованием мысленных
образов.
Знаковое или символическое — представляет собой использование формул, чертежей.
Компьютерное моделирование — моделью является компьютерная программа.
Слайд 9Методы научного исследования
Методы эмпирического исследования:
наблюдение
беседа
анкетный опрос
тестирование
эксперимент
моделирование и т. д.
Слайд 10Методы научного исследования
Наблюдение – способ познания, основанный на непосредственном восприятии
свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате
наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.
Слайд 11Методы научного исследования
Наблюдение может быть простым и включенным в зависимости
от положения исследователя по отношению к объекту изучения.
Простое наблюдение
состоит в наблюдении со стороны, когда исследователь - постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых.
Включенное наблюдение - характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в группу, её деятельность в качестве участника.
Слайд 12Методы научного исследования
Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его
называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально
созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на видео и другими способами.
Слайд 13Методы научного исследования
Этапы наблюдения:
- определение задач и цели (для
чего, с какой целью ведется наблюдение);
- выбор объекта,
предмета и ситуации (что наблюдать);
- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);
- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
Слайд 14Методы научного исследования
Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый
с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не
было достаточно ясным при наблюдении.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
Слайд 15Методы научного исследования
Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью
анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.
Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование - заочным опросом.
Слайд 16Методы научного исследования
Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит
от содержания и структуры задаваемых вопросов.
План беседы, интервью и
анкета — это перечень вопросов (вопросник).
Разработка вопросника включает: 1)определение характера информации, которую необходимо получить; 2) формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; 3)составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; 4) исправление вопросника и окончательное его редактирование
Слайд 17Методы научного исследования
Метод тестирования - выполнение испытуемым заданий определенного рода
с точными способами оценки результатов и их числового выражения.
Этот метод
позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами.
Слайд 18Методы научного исследования
Тест – стандартизированное задание или особым образом связанные
между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности изучаемого
свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношения к тем или иным объектам.
В результате тестирования обычно получают некоторую характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. Она должна быть соотносима с установленными для данной категории испытуемых нормами.
Слайд 19Методы научного исследования
Эксперимент - специально организованная проверка того или иного
метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности.
Педагогический эксперимент -
исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает:
- опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;
- активное воздействие исследователя на педагогическое явление;
- измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия;
- неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.
Слайд 20Методы научного исследования
Сущность эксперимента - в активном вмешательстве исследователя в
психолого-педагогический процесс с целью его изучения в заранее запланированных параметрах
и условиях. В эксперименте в совокупности используются методы наблюдения, беседы, опросов и т. д.
Слайд 21Методы научного исследования
Проведение психолого-педагогического эксперимента предполагает три основных этапа работы.
Первый
этап - подготовительный, на котором решаются следующие задачи:
- формулирование гипотезы,
т. е. того положения, выводы о правильности которого следует проверить;
- выбор необходимого числа экспериментальных объектов (числа испытуемых, учебных групп, учебных заведений и др.);
Слайд 22Методы научного исследования
- определение необходимой длительности проведения эксперимента;
- разработка методики
его проведения; выбор конкретных научных методов для изучения начального состояния
экспериментального объекта;
- проверка доступности и эффективности разработанной методики эксперимента на небольшом числе испытуемых; определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий.
Слайд 23Методы научного исследования
Второй этап - непосредственное проведение эксперимента. Этот этап
должен дать ответ на вопросы об эффективности новых путей, средств
и методов, вводимых экспериментатором в психолого-педагогическую практику.
На этапе создается экспериментальная ситуация (формирование таких внутренних и внешних условий эксперимента, в которых изучаемая зависимость, закономерность проявляется наиболее чисто, без воздействия случайных, неконтролируемых факторов).
Слайд 24Методы научного исследования
На втором этапе решаются следующие задачи:
- изучить начальное
состояние условий, в которых проводится эксперимент;
- оценить состояние участников педагогических
воздействий;
- сформулировать критерии эффективности предложенной системы мер;
- проинструктировать участников эксперимента о порядке и условиях его эффективного проведения;
Слайд 25Методы научного исследования
- осуществить предлагаемую автором систему мер по решению
определенной экспериментальной задачи (формирование знаний, умений или воспитание определенных качеств
личности, коллектива и др.);
- зафиксировать полученные на основе промежуточных срезов данные о ходе эксперимента, которые характеризуют изменения, происходящие в объекте под влиянием экспериментальной системы мер;
- указать затруднения и возможные типичные недостатки, которые могут возникнуть в ходе проведения эксперимента;
- оценить текущие затраты времени, средств и усилий.
Слайд 26Методы научного исследования
Третий этап - завершающий, когда подводятся итоги эксперимента:
-
описываются результаты осуществления экспериментальной системы мер (конечное состояние уровня знаний,
умений, уровня воспитанности и др.);
характеризуются условия, при которых эксперимент дал благоприятные результаты (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и др.);
Слайд 27Методы научного исследования
- описываются особенности субъектов экспериментального воздействия (педагогов и
др.);
- предоставляются данные о затратах времени, усилий и средств;
- указываются
границы применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.
Слайд 29Методы научного исследования
Общие задачи психолого-педагогического эксперимента:
- установить неслучайные взаимосвязи между
воздействием исследователя и достигаемыми при этом результатами; между определенными условиями
и полученной эффективностью в решении педагогических задач;
- сравнить продуктивность двух или нескольких вариантов психолого-педагогического воздействия и выбрать оптимальный из них по критериям результативности, времени, приложенным усилиям, используемым средствам и методам;
- обнаружить причинно-следственные, закономерные связи между явлениями, представить их в качественной и количественной формах.
Слайд 30Методы научного исследования
Условия эффективности проведения педагогического эксперимента:
- предварительный тщательный теоретический
анализ исследуемого явления для максимального сужения поля эксперимента и его
задач;
- конкретизация гипотезы с точки зрения ее новизны, противоречивости по сравнению с привычными взглядами;
- четкое формулирование задач эксперимента, разработка критериев, по которым будут оцениваться результаты;
Слайд 31Методы научного исследования
Условия эффективности проведения педагогического эксперимента:
- корректное определение минимально
необходимого, но достаточного числа экспериментальных объектов с учетом целей и
задач эксперимента;
- умение организовать в ходе эксперимента непрерывную циркуляцию информации между исследователем и объектом экспериментирования;
- доказательство доступности сделанных из материалов эксперимента выводов и рекомендаций, их преимущества перед традиционными, привычными решениями.
Слайд 32Методы научного исследования
Математические и статистические методы применяются для обработки полученных
данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных
зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.
Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование.