Слайд 1КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО
Автор: Тихонова Татьяна Васильевна – старший
вожатый
Новомуратской средней общеобразовательной школы
Комсомольского района Чувашской республики
КТД- общественно важное дело!
Выступление на районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых.
05.04.2011г.
Слайд 2 Иванов
Игорь Петрович(1923-1992)
Изобретателем методики
КТД (организации коллективных творческих дел) педагоги считают И.П.Иванова – доктора
педагогических наук, академика Российской академии образования, профессора ЛГПИ им. А.И.Герцена, лауреата премии имени Антона Макаренко.
В 1989 году выпустил книгу «Энциклопедия КТД»
Слайд 3
Понятие «Коллективно-творческое дело»
Аббревиатура КТД (коллективно-творческое дело) знакома практически всем
организаторам общественных объединений. Обычно понятие «коллективно-творческое дело» рассматривают в контексте
педагогики общей заботы (коммунарской педагогики). В педагогике общей заботы КТД — организационная форма, отражающая направленность деятельности — на пользу, радость людям. К сожалению, на практике эта направленность КТД или исчезает, или же заменяется другими устремленностями: на общение, на познавательную активность. Большие затруднения вызывает у организаторов КТД сам процесс диалога с участниками КТД.
Слайд 4КТД
1.Коллективное (совместная работа взрослых и детей).
2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое
в совместной творческой деятельности детей и взрослых).
3. Дело (занятие, действие,
мероприятие как забота об улучшении жизни).
Слайд 5Алгоритм проведения КТД
1. Кто? Участники, зрители, жюри
2. Почему? Определение
актуальности, необходимости
3. Когда? Определение временных рамок (сроки, продолжительность)
4.
Где? Определение возможного места проведения мероприятия (помещение, свежий воздух)
5. Зачем? Определение целей и задач
6. Что? План мероприятия, его краткое описание
7. Как? Подробное описание мероприятия
Слайд 6Условия проведения КТД
1.Нельзя нарушать последовательность действий при подготовке
и проведении любого КТД.
2.Нельзя допускать изменение позиции, роли, которая определена
взрослому.
3.Необходимо опираться на прошлый опыт, на опыт и знания ребят.
4.Главное, что КТД – это дела, в которых детей и взрослых объединяют общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строятся на принципах сотрудничества и сотворчества.
Слайд 7Схема КТД
ПЛАНИРОВАНИЕ!
ПОДГОТОВКА!
ПРОВЕДЕНИЕ!
АНАЛИЗ!
ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ
Слайд 8Результат КТД
Что же является результатом качественного осуществления коллективно-творческого дела? Прежде
всего, позитивная активность участников. Причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся
в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»), связанная с пониманием и необходимостью позитивных изменений в социальной практике участников детских общественных объединений.
Слайд 9ЭТАПЫ КТД
1 ЭТАП – подготовительный
Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели
и задач, доведение их до принятия каждым участником - взрослым
и школьником.
Этап начальной организации (коллективное планирование)
Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей
Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания)
2 ЭТАП – основной
Проведение самого дела
3 ЭТАП - заключительный
Этап подведения итогов
Слайд 10
Виды КТД (направления)
Общественно – политические(военно-патриотические)
Познавательные (интеллектуальные)
Экологические
Трудовые
Спортивные
Художественно-досуговые
Нравственно-эстетическое
Связь с
семьей
Слайд 11КТД в работе с активом
Все дети
должны находиться в "самочувствии актива". Будет ли он сменным или
постоянным, мы выбираем сами. И работать с ним надо: учить, консультировать, инструктировать, помогать осваивать сферу организаторской работы. Можно использовать КТД-тренинги.
Слайд 12
КТД дают возможность:
ученику
реализовать и развивать свои способности
расширить знания
об окружающем мире;
приобрести навыки проектирования;
проявить организаторские умения;
закрепить коммуникативные навыки
формировать
способности к рефлексии (анализу)
педагогу
развивать творческий потенциал;
совершенствовать организаторские возможности;
изучить детский коллектив;
объединить учащихся, педагогов, родителей;
управлять процессом развития личности школьника;
развивать рефлексивные возможности
Слайд 13Несколько правил организаторской работы вожатого при организации КТД.
Правило 1- Получив
задание, хорошо разберитесь в нем.
Правило 2 -Учитывайте возможности членов коллектива.
Правило
3 -Определите, что вам может понадобиться в работе.
Правило 4 -Работа должна быть понятна каждому.
Правило 5- Каждый несет персональную ответственность за свой
участок
Правило 6- Требуется отчетность о выполнении задания от всех,
кому давались поручения.
Правило 7- Итоговый анализ- залог успешной работы в дальнейшем.
Слайд 14Литература
Журнал «Воспитание школьников» №2 2003, №10,2002г
Интернет-ресурс
Лекция и мастер-класс директора Дома
детского творчества «Росток» г.Чебоксары