Слайд 1Постановка диагноза
Кафедра внутренних болезней и ОВП (семейной
медицины) ИПОВ ЯГУ
к.м.н. Портнягина У.С.
Слайд 2 Эффективность врачебной деятельности определяет
точный, достоверный
диагноз.
Правильная диагностика определяет качество лечение
Слайд 3Постановка диагноза
Общая методология диагноза.
Определение диагноза.
Диагноз болезни и диагноз больного.
Вероятный и определенный диагнозы.
Клинический диагноз.
Предварительный диагноз.
Дифференциальный диагноз.
Симптомы и синдромы в диагнозе.
Врачебные диагностические ошибки.
Этика и диагноз.
Слайд 4ДИАГНОЗ
медицинское заключение о конкретной болезни пациента,
выраженное в терминах или коде, предусмотренном принятыми классификациями и/или номенклатурой
болезней, на основе точной терминологии, трактуемой однозначно, например, в Международном классификаторе болезней (МКБ-10 = ICD-10). Такой классификатор выпускается в мире с 1911 года один раз в пять лет. В настоящее время в большинстве стран пользуются МКБ-10 (= ICD-10).
Слайд 5Диагностика
1. Изучение методов исследования и
наблюдения больного
– врачебная
диагностическая техника.
2. Изучение диагностического значения
симптомов (признаков) болезней –
семиология.
3. Изучение особенностей клинического
мышления в процессе распознания
заболевания – врачебная
диагностическая логика, с помощью
которой строится диагноз.
Слайд 6Задачи диагностики
Основательный уровень владения методами
и техникой врачебного исследования;
внедрение в
клиническую медицину новых современных методов исследования;
совершенствование и углубление знаний о
признаках болезни и их диагностической ценности;
совершенствование мыслительных операций с выявленными признаками болезни научно -обоснованными способами диагностики;
5. совершенствование и разработка методов диагностических решений (создание диагностического алгоритма и тестов).
Слайд 7Методы исследования больного
Субъективный – расспрос (анамнез): общие сведения, жалобы, история
настоящего заболевания и жизни больного;
Объективные (физикальные) : осмотр, пальпация, перкуссия,
аускультация;
Дополнительные (специальные) : лабораторно- инструментальные.
Формируется первичная (рабочая) диагностическая гипотеза
Предварительный клинический диагноз.
Клинический развернутый диагноз.
Окончательный диагноз (высокоинформативные методы)
Слайд 8Клинические методы исследования
Расспрос (Interrogatio) – необходимый метод исследования
больного, основывается на восприятиях больного – анамнеза (anamnesis – воспоминания).
1.
паспортная часть (возраст, пол, профессия)
2. жалобы больного
3. история настоящего заболевания
4. история жизни больного
Слайд 9Жалобы больного
1. Субъективные ощущения болезни на
момент
осмотра;
2. Проявления болезни, которые на момент беседы
отсутствуют,
но периодически возникают в
течение определенного времени и при
определенных обстоятельствах;
3. Не констатирующий, а всесторонний
анализирующий характер;
4. Главные (основные) и второстепенные
(дополнительные жалобы).
Слайд 10Главные жалобы
Первый критерий: относятся те ощущения больного, которые беспокоят его
больше всего и заставляют обратиться к врачу.
Второй критерий: определяет круг
ощущений больного, которые свойственны определенной патологии , конкретной системе и характеризуют нарушения основных ее функций.
Третий критерий: отражает причинно- следственную связь этиопатогенеза определенной патологии. Жалобы должны логично вытекать из этиопатогенеза данного заболевания.
Слайд 11Общие принципы сбора анамнеза и диалога с пациентом.
Некоторые советы по правилам
общения с пациентом:
Говорите доступным больному языком.
Не злоупотребляйте терминами.
Давайте ясные инструкции и вопросы.
Избегайте двусмысленных вопросов.
Не обещайте невозможного.
Проверяйте, правильно ли понял Вас больной.
Не стесняйтесь повторять важные вопросы, если
видите, что больной Вас не понял.
Вы должны быть уверены, что у больного не
осталось неразрешенных вопросов.
Слайд 12Общие принципы сбора анамнеза и диалога с пациентом (2)
Некоторые советы по
правилам общения с пациентом:
Разрешайте членам семьи и друзьям участвовать в обсуждении вопросов.
Опишите схему диагностических и лечебных проблем больного.
Предложите пациенту несколько вариантов обследования и лечения.
Побуждайте пациента к самопомощи, в том числе видам терапии, дополняющих традиционные.
Слайд 13Затрудняют общение:
1. Языковой барьер и нарушения речи.
2. Вопросы о половой жизни пациента.
3. Злокачественные
заболевания.
4. Психические ограничения общения и
психические заболевания.
5. Бесплодие.
6. Нежелательная беременность.
7. Сложные медицинские вопросы и др..
Избегать сложных вопросов - не включать в
вопросы понятия "норма" и медицинские и/или
специальные термины, слова, так как больным
они часто непонятны.
Слайд 14 Главные жалобы больных для системы органов дыхания
Одышка
Кашель сухой или
влажный
Кровохарканье
Боли в грудной клетке
лихорадка
Слайд 15Главные жалобы для системы кровообращения
Боли в грудной клетке ( за
грудиной или в области сердца)
Одышка (удушье)
Сердцебиение
Ощущение перебоев в работе сердца
Кашель
и кровохарканье
Отеки
Обмороки (синкопальные состояния)
Повышенная утомляемость
Слайд 16Главные жалобы для заболеваний пищевода
Дисфагия (органическая и функциональная)
Боли по ходу
пищевода
Пищеводная рвота
Срыгивание
Слюнотечение
Изжога
Кровотечение (кровавая рвота)
Гнилостный запах изо рта
Слайд 17Главные жалобы при заболеваниях желудка
Боли в эпигастральной области
Диспепсические расстройства –
нарушение аппетита, изменение вкуса, отрыжка, изжога, тошнота, рвота.
Чувство переполнения
желудка после еды, нарушение стула, метеоризм
Желудочное кровотечение (кровавая рвота или кофейной гущей, дегтеобразный стул)
Слайд 18Главные жалобы при заболеваниях кишечника
Боли в животе с локализацией в
зависимости от пораженного отдела кишечника
Метеоризм
Поносы (бродильная и гнилостная диспепсия)
Запоры (органические
и функциональные)
Кишечное кровотечения( кровь в каловых массах неизмененная, алая или измененная, темная)
Слайд 19Главные жалобы для заболеваний печени и желчных путей
Боли с локализацией
в правом подреберье и в эпигастральной области
Диспепсические расстройства – понижение
аппетита, изменения вкуса во рту (горечь), сухость в ротовой полости, отрыжка, тошнота, рвота, метеоризм, нарушение стула
Желтуха
Кожный зуд
Геморрагические явления
лихорадка
Слайд 20Главные жалобы для заболеваний системы мочеотделения
Боли в поясничной области и
надлобковой области, по ходу мочеточников
Нарушение мочеотделения – изменение суточного диуреза
и ритма отделения мочи
Отеки
Симптомы, обусловленные развитием изменений со стороны ССС
лихорадка
Слайд 21Основные жалобы при патологии желез внутренней секреции
Повышение нервной возбудимости
Нарушение сна
Нарушение
памяти
Сердцебиение
Головные боли
Потливость
Похудание
Жажда
Изменение аппетита
Ощущение зябкости
Раздражительность
Нарушение мочеиспускание, кожный зуд
Слайд 22Основные жалобы при заболеваниях крови
Слабость, утомляемость
Головокружение
Одышка
Сердцебиение
Боли в костях
Потливость
Боли в
горле
Кожный зуд
Потеря аппетита, похудание
Извращение вкуса
Боли в эпигастрии, подреберьях
Признаки кровотечений из
внутренних органов
лихорадка
Слайд 23Основные жалобы при заболеваниях костно-мышечной системы
Боли в суставах, позвоночнике
Боли в
мышцах
Утренней скованностью в движение
Мышечная слабость
Лихорадка
Появлением судорог
Плохой переносимости холода
Снижение тактильной, болевой
и температурной чувствительности
Слайд 24Уточнить:
Локализацию
Характер
Интенсивность
Продолжительность
Периодичность
Иррадиацию
Выяснить провоцирующие факторы
Слайд 25Построение первичной диагностической гипотезы на основании расспроса
Анамнестические Больной
ощущения,
сведения вызываемые болезнью
Жалобы
Описание Врач личный опыт
болезни
сопоставление
жалоб с эталоном болезни
и данными опыта
первичная диагностическая гипотеза
Слайд 26История настоящего заболевания
Начало болезни (когда, где началась, внезапно или постепенно,
первые проявления)
Условия возникновения заболевания (физические, нервно-эмоциональные напряжения, простуда, перенесенные инфекции,
профессиональные вредности, нарушение ритма питания)
Течение заболевания, динамику патологического процесса, наличие рецидивов или обострений, периодов ремиссии и ее продолжительности
Возможные причины, вызвавшие по мнению больного, заболевание или его обострения
Наличие инвалидности и ее давность
Слайд 27История настоящего заболевания (2)
Проведенные исследования, их результаты. В хронологическом порядке
установить полноту обследования больного в начале заболевания и в дальнейшем
по мере его развития, трактовка предыдущих результатов проведенных исследований.
Проведенное лечение, его эффективность. Результаты лечения традиционными и нетрадиционными методами, проведенными раньше, определяют выбор дальнейшей тактики лечения.
Слайд 28История жизни больного
Место рождение
Мест проживания больного
Условий развития в детском, юношеском
возрасте
Перенесенных заболеваний в детском, юношеском, зрелом возрасте
Гинекологический анамнез
Сведений о венерических
болезней
Жилищно-бытовые условия
Режим труда и отдыха
Условий труда производственной вредностей
Вредных привычек
Наследственность
Аллергических реакций, непереносимость лекарственных препаратов
Эпидемиологической обстановки
Слайд 29Физикальные методы исследования
Осмотр (инспекция)
Ощупывание (пальпация)
Выстукивание ( перкуссия)
4. Выслушивание (аускультация)
Слайд 30Схема объективного обследования
Общий осмотр
Определение сознания
Телосложения
Питания
Положения
Состояние кожи
Местный осмотр ( головы, лицо,
слизистые, шеи, щ.ж, л/у, молочные железы, опорно-двигательный аппарат)
Проведение осмотра по
органам и системам (дыхание, кровообращения, брюшной полости и мочеполовой системы)
Слайд 31Достоверность и точность получаемых результатов при физикальном исследовании больного зависит
от врачебной диагностической техники
Правильный диагноз на основании расспроса устанавливается в
50 %
На основании объективного обследования в 30 %
На основании дополнительных методов исследования в 20 %.
Слайд 32Симптомы – выявленные при обследовании больного
Субъективные – при расспросе больного
Объективные
– при физикальном методе
Ранние и поздние
Специфичные (высокая степень вероятности)
Высокоспецифичные (характерны
для узкого круга болезни)
Патогмоничные (для конкретного заболевания)
Симптомокомплекс – синдром (анатомические и функциональные), сложные, большие и комбинированные
Динамичность и изменчивость
Ранняя диагностика
Слайд 33Клиническое мышление
Профессиональное, творческое решение вопроса диагностики, лечения и определения прогноза
болезни, сформированное на основе знаний, опыта и врачебной интуиции
Клиническое мышление
вытекает из логического мышления: формирование понятий, сравнение, аналогию, гипотезу и доказательство
Слайд 34Диагноз (diagnosis) - распознавание
Краткое, сжатое врачебное заключение о сущности заболевания,
отражающее его нозологию, этиологию, патогенез и морфофункциональные проявления, сформулированные в
терминах, предусмотренных принятыми классификациями и номенклатурой болезни.
Быть правильным и точным (достоверным)
Своевременным (ранним)
Полным (завершенным)
Слайд 35Диагноз по методу построения
Диагноз по аналогии (прямой)
Синтетический диагноз (патогенетический)
Дифференциальный диагноз
Диагноз
путем наблюдения
Диагноз по лечебному эффекту
Слайд 36Этапы диагностического процесса в дифференциальной диагностике
1. Обнаружение и установление симптомов
2.
Определение ведущего (определяющего) синдрома или симптома
3. Сравнение и исключение заболеваний,
не совпадающих по основному, ведущему синдрому или симптому
4. Сравнение и исключение заболеваний, которые совпадают по ведущему признаку, но имеют различия по другим.
5. Установление максимального сходства по всем признакам данного заболевания с известным и верификация диагноза методом обследования.
Слайд 37Основные правила выбора методов исследования и оценки результатов
Из множества
методов следует выбирать наиболее информативный, специфичный,
отвечающий поставленной цели.
Строго соблюдать этапность лечебных и диагностических мероприятий на протяжении всей болезни.
Никакие исследования и анализы не должны быть опаснее болезни.
Каждый выявленный синдром с точки зрения логики должен удовлетворять следующим условиям:
- Однозначность (происхождения, трактовки и др.).
- Последовательность подтверждающих признаков
- Доказательность разными способами (перкуссия +
рентген).
Слайд 38Определение диагноза
Диагноз - заключение о существе объекта обследования, выраженное
в терминах, регламентированных номенклатурами и классификациями отрасли деятельности, к
которой обследуемый объект относится
Слайд 39Диагноз предварительный
Диагноз при первой встрече
Основывается на данных интервьюирования, физикального
исследования и ограниченном наборе необходимых инструментальных, клинико-лабораторных, биохимических и иных
методов исследования
Есть первый в цепи клинических диагнозов
С ним определяется круг заболеваний, с которыми необходимо дифференцировать имеющее место у пациента заболевание
Слайд 40Клинический диагноз
выраженное в терминах медицинских терминологий и классификаций
внутренне непротиворечивое формализованное
заключение о состоянии здоровья пациента, данное на момент его обследования
Слайд 41Нозологический диагноз
определяет название заболевания
является частью клинического диагноза
сфера применения
ограничивается задачами статистической отчетности
И.В. Давыдовский "Нозологические заключения лишь в
общей форме отражают реальную действительность; они правдоподобны, но не отражают всей правды, т.е. всей полноты события индивидуального значения".
Слайд 42Виды медицинского диагноза
популяционный (относящийся к некоторой исследуемой популяции): эпидемия
гриппа, холеры, др.
индивидуальный (относящийся к конкретному индивиду)
клинический,
патологоанатомический,
судебно-медицинский
Слайд 43Диагноз по времени установления
Ранний диагноз
Поздний диагноз
Ретроспективный диагноз
Посмертный диагноз
Слайд 44Окончательный диагноз
Определение:
Основного заболевания
Конкурирующего
Сочетанного
Фоновых
Сопутствующих заболеваний
осложнений
Слайд 45Диагноз по степени обоснованности
Диагноз предварительный
Диагноз клинический
Диагноз окончательный
Диагноз по профессиональному применению
Клинический
(прижизненный)
Патолого – анатомический
Судебно – медицинский
4. Эпидемиологический
Слайд 46Оформление диагноза
Клинический диагноз определяет:
- основное заболевание
- осложнения основного
заболевания
- сопутствующие заболевания
Пример формулировки диагноза:
Основное заболевание: ИБС. Стенокардия
напряжения ФК III. Атеросклероз коронарных артерий.
Осложнение: Синдром слабости синусового узла. ХСН I (ФК II) I 20.8
Сопутствующий диагноз: Язвенная болезнь 12 п к в стадии обострения.
Слайд 47Синонимы диагнозов
Клинического - диагноз больного
Нозологического - диагноз болезни
Два
уровня клинического диагноза
Синдромный - оценка состояния здоровья пациента дается
на уровне синдромов
Нозологический - формула диагноза начинается с нозологического определения заболевания
Синдромный уровень более низкий, но это не означает, что он всегда признак недостаточной компетенции врача или не до конца понятого у пациента заболевания
часто врач необоснованно прибегает к нозологическому уровню диагноза, не имея на то достаточных оснований, и избегает синдромного уровня
Сила врача в постановке клинического диагноза на синдромном уровне, если на момент обследования пациента у него нет достаточных оснований для нозологического
Слайд 48Симптом и синдром
Симптом - признак заболевания
Синдром - множество взаимосвязанных
симптомов, характеризующих в совокупности одну конкретную сторону заболевания независимо от
того, каким методом они получены
Мощность синдрома - количество симптомов в синдроме
Слайд 49Синдромы
Синдромы появляются, усиливаются, ослабевают, модифицируются, исчезают,
Для каждого заболевания, каждого
варианта течения заболевания существует своя логика изменения каждого из синдромов
и она должна быть учтена врачом
Для одной фазы в течении заболевания один и тот же синдром должен иметь одно качество и для другой - совершенно другое
Клиника заболевания в его течении отражается через изменения клинических симптомов и синдромов и эти их изменения должны быть отражены в диагнозе
Слайд 50Синдромы системного и местного уровня
Системного (организменного) уровня
Психосоматический
Астеновегетативный
Гипертермический
Интоксикационный
Нарушений обмена веществ
Состояния неспецифической и специфической иммунологической реактивности,
др.
Местного ("органов мишеней") уровня
Отражающие патогенетические механизмы заболевания, реализующиеся и проявляющиеся через маркеры типовых патологических процессов
Обусловленные вторичными нарушениями функций "органов-мишеней"
Слайд 51
Дифференциальный диагноз
Два понимания - процедура дифференцирования и сам диагноз,
полученный в результате дифференцирования
Р. Хегглин
"Каждый диагноз, который
ставит врач, является в конечном счете дифференциальным диагнозом, т.е. взвешиванием каждого отдельного симптома, оценкой и дифференцированием его".
Слайд 52Диагноз по подобию и по индукции
По подобию - сравнение признаков
болезни у данного пациента с признаками известных болезней
Индуктивный -
предположение о заболевании делается только по некоторой первоначально полученной совокупности признаков и потом уже сравниваются ожидаемые для предполагаемого заболевания признаки с действительно обнаруживаемыми - способы дифференциального диагноза
Слайд 53Diagnosis ex juvantibus
Диагноз по лечебному эффекту
по реакциям больного на
проводимое лечение ставится или уточняется диагноз
подводит к понятию времени
постановки его по отношению ко времени развития заболевания
может быть поставлен своевременно и с опозданием и в таких случаях говорят о раннем и позднем диагнозе
диагноз ставится ретроспективно - по результатам наблюдения течения заболевания, заканчивая даже его исходами
Иногда диагноз ставится ясным после смерти больного, и говорят тогда о посмертном диагнозе
Слайд 54Клинический диагноз в лечебно-диагностическом процессе
Диагноз направившего учреждения
Диагноз при поступлении
Клинический диагноз
Этапный диагноз
Диагноз при выписке и/или смерти больного
Слайд 55Схема клинического диагноза (1)
Наименование заболевания (в терминах Международной Классификации Болезней)
Давность заболевания: для острых по возможности точная дата ( инфаркт
миокарда, инсульт и др.), значение имеет даже указание времени;
для хронических указывают давность в годах, а также дату последнего обострения, частота обострений, положена в основу определения тяжести
Слайд 56Схема клинического диагноза (2)
Этиология (отмечается если установлена; при хронических в
некоторых случаях может не иметь принципиального значения);
рекомендуется перечислять комплекс
факторов риска, так как они способствуют ориентации логики врача на выбор соответствующих лечебных назначений
Стадия (фаза) развития заболевания: для острых и подострых стадии развития - максимальных клинических проявлений и обратного развития;
при некоторых болезнях стадии развития может предшествовать продромальная (предвестников болезни);
при хронических выделяют стадии обострения и ремиссии;
наиболее тяжелым случаем хронического заболевания является - непрерывно рецидивирующее течение, когда имеет место непрерывная последовательность стадий обострения
Слайд 57Схема клинического диагноза (3)
Стадия течения :
стадия обострения - наличие развернутой
клинической картины,
стадия неполной ремиссии - характеризуется затуханием клинической симптоматики,
стадия ремиссии - отсутствием клинических синдромов, связанных с обострением патогенетического процесса
Степень тяжести заболевания (легкая, среднетяжелая и тяжелая, в некоторых случаях также крайне тяжелая) оценивается по совокупности данных анамнеза, объективного обследования, результатам лабораторных и инструментальных методов
Критерии
выраженность и полиморфизм клинических синдромов
функциональное и морфологическое состояние вовлеченного в процесс органа (системы органов)
эффективность терапии
наличие осложнений
частота рецидивов (для хронического заболевания) в течении года.
Слайд 58Схема клинического диагноза (4)
При хроническом заболевании учитывать число рецидивов, которые
должны возникать не чаще одного раза в год
Основные клинические
синдромы
Указываются по порядку организменные и местные (отвечающие месту заболевания, "органам-мишеням")
Степень компенсации нарушенных функций органа или системы (компенсации, субкомпенсации, декомпенсации - раскрывается через оценку клинических синдромов)
Важно оценивать не только сами синдромы, их соответствие этапу в развитии заболевания, но и степень согласия между этими синдромами
Слайд 59Схема клинического диагноза (5)
Синдромы заболевания отражают логику механизмов и должны
согласовываться между собой, как согласуются сами механизмы
Не может быть
такого, чтобы синдромы, отражающие деструктивные процессы нарастали, а синдромы, отражающие восстановительные процессы находились в редуцированном виде
Осложнения (перечисляются в порядке их значимости, т.е. влияния на клиническое течение заболевания)
Прогноз. Прогноз дается для жизни, выздоровления, степени сохранения и/или утраты трудоспособности
Слайд 60Клинический диагноз через последовательность диагнозов
Наблюдая за больным в фазе ремиссии
хронических заболевания без вмешательства в функции организма, осуществляя лечебный процесс
при острых и хронических заболеваниях, мы отмечаем изменения в состоянии его здоровья, которые должны отражаться в изменениях диагноза
Любое изменение проявлений заболевания влечет за собой требование изменения и самого диагноза и получаемая при этом последовательность диагнозов является едва ли не самым важным заключением о развитии заболевания во времени, эффективности проводимых профилактических, лечебных мероприятий
Слайд 61Предназначение диагноза
Структура диагноза важна не только для формализации логики врача,
протоколирования состояния пациента, истории заболевания, выраженной через последовательность диагнозов, сколько
в обосновании выбора, контроля полноты и качества проводимой терапии
Терапия должна соотноситься с заболеванием или со всеми элементами структуры диагноза
Чем полнее диагноз, тем больше возможностей для врача соотнести выбранную им терапию с заболеванием и обеспечить ее соответствие
Слайд 62Варианты сложного диагноза
Если наблюдается не одно, а несколько заболеваний, структура
диагноза последовательно применяется к каждому из них
На первом месте
выставляется диагноз заболевания, которое оказывает наиболее существенное влияние на здоровье пациента - комбинированный диагноз
Когда определить заболевание, играющее наиболее важную роль в изменениях состояния здоровья больного, не удается, говорят о комбинированном заболевании и формулу диагноза начинают с указанного термина, приоритет при этом не отдается ни одному, ни другому заболеванию
Слайд 63Причина неправильного диагноза
Ошибки диагностики, обусловленные незнанием.
2. Ошибки диагностики, обусловленные
недостаточным обследованием.
Ошибки диагностики, обусловленные нелогичностью умозаключений.
Ошибки диагностики в результате переоценки
специальных методов лечения.
5. Ошибки диагностики стратегического плана
Слайд 64Причина неправильного диагноза
Неполно собранного анамнеза и неправильной интерпретации жалоб больных;
Неудовлетворительного
объективного обследования больного в связи с плохой врачебной техникой и
неполным обследованием больного;
Недостаточного знания симптомов болезни и их диагностической ценности;
Переоценка данных дополнительных методов исследования или некритического отношения к этим заключениям;
Неосведомленности о возможностях специальных методов исследования;
Неумения конструктивно мыслить, обобщать данные результатов обследования больного;
7. Редкие заболевания или атипичного характера течении болезни;
8. Тяжелого состояния больного, затрудняющего обследование.
Слайд 65Диагностические ошибки
Врачебные ошибки: объективные и субъективные
Ошибки объективные - несовершенство
медицинских знаний, сложность дифференциации заболевания, недостаток средств дополнительной диагностики, др.
Объективные не зависят от врача и не могут быть причислены к врачебным
Субъективные связаны с субъектом, осуществляющим диагностику, и их естественно квалифицировать как врачебные
Субъективные являются результатом недостаточных профессиональных знаний, малого опыта, преувеличения значимости дополнительных методов, узкой специализации, др.
Ошибки вскрываются и подвергаются анализу на клинических конференциях
Во избежание ошибок в трудных случаях следует прибегать к врачебному консилиуму
Слайд 66
Врач и пациент
Диагностический процесс есть, прежде всего, взаимодействие пациента
и его врача
Это взаимодействие может способствовать делу, но может
нанести непоправимый вред больному
М. Харди
"Диагноз, то, насколько глубоко распознана болезнь,
играет важную роль в деле последующего сотрудничества с больным, в ходе реабилитации больного.
Множество связанных с этим наблюдений подтверждают, что, например, выздоровление многих больных, их реабилитация весьма затруднена или даже почти невозможна из-за реакции отрицания.
Конечно, помочь этому можно, но для этого нужны терпеливые занятия с больным, воздействие на его психику".
Слайд 67Опережая события
Ближе к пациенту
Внимание пациенту
Сотрудничество с пациентом
Прикроватная
диагностика
Есть пациент, у которого болезнь
Слайд 68Условия построение правильного диагноза
Теоретическое знание: лекционный материал, семинары, конференции, симпозиумы,
изучение монографий, периодической литературы
Опыт практической деятельности и способствует формированию интуиции
и клинического мышления
Строгая система обследования
Клиническое мышление
5. Самостоятельного суждения
Слайд 69Д.Д. Плетнев
"Представляющийся больной есть предмет вашего научного исследования, обогащенного всеми
современными методами; собравши сумму анатомических, физиологических и патологических фактов данного
субъекта, группируя эти факты на основании ваших теоретических знаний, вы делаете заключение, представляющее уже не диагностику заболевания, а диагностику больного, ибо, собирая факты, представляющиеся в исследуемом субъекте, путем естествоиспытателя, вы получите не только патологические явления того или другого органа, на основании которых дадите название заболевания, но вместе с этим вы увидите состояние всех остальных органов, находящихся в большей или меньшей связи с заболеванием и видоизменяющихся у каждого субъекта.
Слайд 70Д.Д. Плетнев
Вот эта-то индивидуализация каждого случая, основанная на осязательных научных
данных, и составляет задачу клинической медицины и вместе с тем
самое твердое основание лечения, направленного не против заболевания, а против страдания больного".
Слайд 71В.Х. Василенко
"Диагноз не только должен быть выражен в терминах принятой
классификации болезней, но и содержание этих понятий должно соответствовать современному
научному уровню, т.е. диагноз должен быть правильным не только по форме, но и по существу".
Слайд 72Что такое диагноз
Наука и искусство
Основания врачевания