Слайд 2Метод
Метод – это совокупность способов, с помощью которых достигается цель.
Слайд 3Методы научного познания
Проблема методов научного познания возникает уже в древности,
но особенно остро ставится в Новое время, в период поиска
оптимальных способов научного познания.
Слайд 4Научные методы
Принято выделять общенаучные и конкретно-научные методы; эмпирические и теоретические.
В одном и том же исследовании может использоваться целая группа
методов.
Слайд 5Общенаучные методы
анализ и синтез;
индукция и дедукция;
абстрагирование;
обобщение;
сравнение;
исторический метод;
моделирование;
классификация.
Слайд 6Анализ и синтез
Анализ – это метод познания, позволяющий разделить предмет
на части с целью его детального изучения.
Синтез, наоборот, является
следствием соединения отдельных частей или рис предмета в единое целое.
Слайд 7Индукция и дедукция
Движение от частного к общему, от единичных фактов
к общим положениям (индукция) или, напротив, движение от общего к
частному, от одних утверждений к другим на основе законов логики (дедукция).
Слайд 8Абстрагирование
Отвлечение от неких несущественных в данном контексте свойств и отношений
изучаемого явления. Процесс абстрагирования является необходимым условием образования самых различных
понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами абстрагирования. Без них невозможны раскрытие сущности,
логическое
проникновение
в глубь предмета.
Слайд 9Обобщение
Логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего
к более общему знанию. Получение обобщенного знания означает более глубокое
отражение действительности, проникновение в её сущность.
Слайд 10Сравнение
метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований
и т. п.), выделение в них общего и различного с целью классификации
и типологии.
Слайд 11Исторический метод
Исторический метод – метод исследования, основанный на изучении возникновения,
формирования и развития объектов в хронологической последовательности.
Слайд 12Моделирование
Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для
его изучения (модели). Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование
непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т.п. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие.
Слайд 13Классификация
Разделение всех изучаемых предметов на какие-то группы в соответствии со
значимыми для данного исследования признаками. Классификация предназначена для постоянного использования
в какой-либо науке или области практической деятельности. Обычно в качестве оснований деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов, объектов.
Слайд 14Эмпирические методы
(методы чувственного познания)
наблюдение;
эксперимент;
описание;
измерение.
Слайд 15Наблюдение
Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для
научного исследования. Предполагает возможность использования приборов и инструментов, компенсируя таким
образом естественную ограниченность
человеческих
органов чувств.
Слайд 16Эксперимент
Изучение каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи
создания новых условий, соответствующих целям исследования. С развитием науки и
техники сфера эксперимента неуклонно расширяется.
Слайд 17Эксперимент проводят:
- при необходимости отыскать у объекта ранее неизвестные свойства;
-
при проверке правильности теоретических построений;
- при демонстрации явления.
Слайд 18Преимущества экспериментального изучения объекта по сравнении с наблюдением состоят в
том, что:
во время эксперимента является возможность изучать явление «в чистому
виде», устранив побочные факторы, скрывающие основной процесс;
в экспериментальных условиях можно исследовать свойства объектов;
существует возможность повторяемости эксперимента, то есть проведения испытания столько раз, сколько в этом есть необходимость.
Слайд 19Опрос
На первом этапе сбора информации может использоваться метод опроса.
Опрос (анкетирование,
интервьюирование, тестирование) – это метод сбора информации об изучаемом объекте
в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) общения исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вытекающие из цели и задач исследования вопросы, заданные исследователем.
Слайд 20Опрос – это ведущий метод в изучении сознания (установок, ориентаций,
мотивов, интересов, ожиданий) людей.
Его значение важно в исследовании социальных
явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когда исследуемая проблема или явление слабо изучены,
отсутствует
или крайне
ограничена
документальная
информация о них.
Слайд 21Описание
Фиксирование данных наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначений.
Описание производится как путем обычного языка, так и специальными средствами,
составляющими язык науки (символы, матрицы, графики и т.д.).
Слайд 22Измерение
Определение основных характеристик объектов с помощью соответствующих измерительных приборов. Чаще
всего это определение веса, длины, координат, скорости и т.п. материальных
объектов. В конечном счете измерение сводится к сравнению измеряемой величины с некоторой однородной с ней величиной, принятой в качестве единицы или эталона.
Слайд 23Используя эмпирические методы научного исследования ученые накапливают первичный эмпирический материал,
который требует дальнейшей обработки и обобщения, что осуществляется уже на
теоретическом уровне анализа.
Слайд 24Теоретические методы
формализация;
аксиоматизация;
гипотетико-дедуктивный метод.
Слайд 25Формализация
Отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. Она обычно
осуществляется посредством того, что с изучаемыми объектами, явлениями, процессами данной
области действительности определенным образом сопоставляются некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие в силу этого выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Слайд 26Аксиоматизация
Построение теорий на основе неких аксиом. Этот метод имеет давнюю
историю, восходящую ещё к Древней Греции. В современных условиях аксиоматизация
производится путём целого ряда последовательных логических операций.
Слайд 27Гипотетико-дедуктивный метод
Выдвижение некоторых утверждений в качестве гипотез и проверка этих
гипотез с помощью фактов. Оценка исходной гипотезы на основе такой
процедуры носит достаточно сложный и многоступенчатый характер, так как только длительный процесс испытания гипотезы может привести к обоснованному её принятию и обоснованному неприятию или опровержению.