Разделы презентаций


Методы научного познания

Содержание

МетодМетод – это совокупность способов, с помощью которых достигается цель.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методы научного познания

Методы научного познания

Слайд 2Метод
Метод – это совокупность способов, с помощью которых достигается цель.

МетодМетод – это совокупность способов, с помощью которых достигается цель.

Слайд 3Методы научного познания
Проблема методов научного познания возникает уже в древности,

но особенно остро ставится в Новое время, в период поиска

оптимальных способов научного познания.
Методы научного познанияПроблема методов научного познания возникает уже в древности, но особенно остро ставится в Новое время,

Слайд 4Научные методы
Принято выделять общенаучные и конкретно-научные методы; эмпирические и теоретические.


В одном и том же исследовании может использоваться целая группа

методов.

Научные методыПринято выделять общенаучные и конкретно-научные методы; эмпирические и теоретические. В одном и том же исследовании может

Слайд 5Общенаучные методы
анализ и синтез;
индукция и дедукция;
абстрагирование;
обобщение;
сравнение;
исторический метод;
моделирование;
классификация.

Общенаучные методыанализ и синтез;индукция и дедукция;абстрагирование;обобщение;сравнение;исторический метод;моделирование;классификация.

Слайд 6Анализ и синтез
Анализ – это метод познания, позволяющий разделить предмет

на части с целью его детального изучения.
Синтез, наоборот, является

следствием соединения отдельных частей или рис предмета в единое целое.
Анализ и синтезАнализ – это метод познания, позволяющий разделить предмет на части с целью его детального изучения.

Слайд 7Индукция и дедукция
Движение от частного к общему, от единичных фактов

к общим положениям (индукция) или, напротив, движение от общего к

частному, от одних утверждений к другим на основе законов логики (дедукция).
Индукция и дедукцияДвижение от частного к общему, от единичных фактов к общим положениям (индукция) или, напротив, движение

Слайд 8Абстрагирование
Отвлечение от неких несущественных в данном контексте свойств и отношений

изучаемого явления. Процесс абстрагирования является необходимым условием образования самых различных

понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами абстрагирования. Без них невозможны раскрытие сущности,
логическое
проникновение
в глубь предмета.
АбстрагированиеОтвлечение от неких несущественных в данном контексте свойств и отношений изучаемого явления. Процесс абстрагирования является необходимым условием

Слайд 9Обобщение
Логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего

к более общему знанию. Получение обобщенного знания означает более глубокое

отражение действительности, проникновение в её сущность.
ОбобщениеЛогический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию. Получение обобщенного знания

Слайд 10Сравнение
метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований

и т. п.), выделение в них общего и различного с целью классификации

и типологии.
Сравнениеметод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований и т. п.), выделение в них общего и различного

Слайд 11Исторический метод
Исторический метод – метод исследования, основанный на изучении возникновения,

формирования и развития объектов в хронологической последовательности.

Исторический методИсторический метод – метод исследования, основанный на изучении возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.

Слайд 12Моделирование
Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для

его изучения (модели). Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование

непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т.п. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие.
МоделированиеВоспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения (модели). Потребность в моделировании возникает

Слайд 13Классификация
Разделение всех изучаемых предметов на какие-то группы в соответствии со

значимыми для данного исследования признаками. Классификация предназначена для постоянного использования

в какой-либо науке или области практической деятельности. Обычно в качестве оснований деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов, объектов.
КлассификацияРазделение всех изучаемых предметов на какие-то группы в соответствии со значимыми для данного исследования признаками. Классификация предназначена

Слайд 14Эмпирические методы (методы чувственного познания)
наблюдение;
эксперимент;
описание;
измерение.

Эмпирические методы (методы чувственного познания)наблюдение;эксперимент;описание;измерение.

Слайд 15Наблюдение
Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для

научного исследования. Предполагает возможность использования приборов и инструментов, компенсируя таким

образом естественную ограниченность
человеческих
органов чувств.
НаблюдениеЦеленаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования. Предполагает возможность использования приборов и

Слайд 16Эксперимент
Изучение каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи

создания новых условий, соответствующих целям исследования. С развитием науки и

техники сфера эксперимента неуклонно расширяется.
ЭкспериментИзучение каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования. С

Слайд 17Эксперимент проводят:
- при необходимости отыскать у объекта ранее неизвестные свойства;
-

при проверке правильности теоретических построений;
- при демонстрации явления.

Эксперимент проводят:- при необходимости отыскать у объекта ранее неизвестные свойства;- при проверке правильности теоретических построений;- при демонстрации

Слайд 18Преимущества экспериментального изучения объекта по сравнении с наблюдением состоят в

том, что:
во время эксперимента является возможность изучать явление «в чистому

виде», устранив побочные факторы, скрывающие основной процесс;
в экспериментальных условиях можно исследовать свойства объектов;
существует возможность повторяемости эксперимента, то есть проведения испытания столько раз, сколько в этом есть необходимость.
Преимущества экспериментального изучения объекта по сравнении с наблюдением состоят в том, что:во время эксперимента является возможность изучать

Слайд 19Опрос
На первом этапе сбора информации может использоваться метод опроса.
Опрос (анкетирование,

интервьюирование, тестирование) – это метод сбора информации об изучаемом объекте

в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) общения исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вытекающие из цели и задач исследования вопросы, заданные исследователем.

ОпросНа первом этапе сбора информации может использоваться метод опроса.Опрос (анкетирование, интервьюирование, тестирование) – это метод сбора информации

Слайд 20Опрос – это ведущий метод в изучении сознания (установок, ориентаций,

мотивов, интересов, ожиданий) людей.
Его значение важно в исследовании социальных

явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когда исследуемая проблема или явление слабо изучены,
отсутствует
или крайне
ограничена
документальная
информация о них.
Опрос – это ведущий метод в изучении сознания (установок, ориентаций, мотивов, интересов, ожиданий) людей. Его значение важно

Слайд 21Описание
Фиксирование данных наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначений.

Описание производится как путем обычного языка, так и специальными средствами,

составляющими язык науки (символы, матрицы, графики и т.д.).
ОписаниеФиксирование данных наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначений. Описание производится как путем обычного языка, так

Слайд 22Измерение
Определение основных характеристик объектов с помощью соответствующих измерительных приборов. Чаще

всего это определение веса, длины, координат, скорости и т.п. материальных

объектов. В конечном счете измерение сводится к сравнению измеряемой величины с некоторой однородной с ней величиной, принятой в качестве единицы или эталона.
ИзмерениеОпределение основных характеристик объектов с помощью соответствующих измерительных приборов. Чаще всего это определение веса, длины, координат, скорости

Слайд 23Используя эмпирические методы научного исследования ученые накапливают первичный эмпирический материал,

который требует дальнейшей обработки и обобщения, что осуществляется уже на

теоретическом уровне анализа.
Используя эмпирические методы научного исследования ученые накапливают первичный эмпирический материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения, что

Слайд 24Теоретические методы
формализация;
аксиоматизация;
гипотетико-дедуктивный метод.

Теоретические методыформализация;аксиоматизация;гипотетико-дедуктивный метод.

Слайд 25Формализация
Отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. Она обычно

осуществляется посредством того, что с изучаемыми объектами, явлениями, процессами данной

области действительности определенным образом сопоставляются некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие в силу этого выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
ФормализацияОтображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. Она обычно осуществляется посредством того, что с изучаемыми объектами,

Слайд 26Аксиоматизация
Построение теорий на основе неких аксиом. Этот метод имеет давнюю

историю, восходящую ещё к Древней Греции. В современных условиях аксиоматизация

производится путём целого ряда последовательных логических операций.
АксиоматизацияПостроение теорий на основе неких аксиом. Этот метод имеет давнюю историю, восходящую ещё к Древней Греции. В

Слайд 27Гипотетико-дедуктивный метод
Выдвижение некоторых утверждений в качестве гипотез и проверка этих

гипотез с помощью фактов. Оценка исходной гипотезы на основе такой

процедуры носит достаточно сложный и многоступенчатый характер, так как только длительный процесс испытания гипотезы может привести к обоснованному её принятию и обоснованному неприятию или опровержению.
Гипотетико-дедуктивный методВыдвижение некоторых утверждений в качестве гипотез и проверка этих гипотез с помощью фактов. Оценка исходной гипотезы

Слайд 28Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика