Слайд 1
МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
К.э.н., доцент Орловская Виктория Петровна
Кафедра сервисной и конгрессно-выставочной
деятельности, Кр-202
Направление подготовки
43.03.01 Сервис
Направленность (профиль) программы «Конгрессно- выставочная деятельность»
Код учебной дисциплины Б1.Б18
Слайд 2Контакты:
Тел.раб.: 4589730, доб. 3818, 3841
Тел моб.: (+7-921) 944-4610 (WhatsApp)
e-mail: ovictoria@mail.ru
Facebook:
Виктория Орловская
Вконтакте: Виктория Орловская (id1518084)
https://unecon.ru/sites/default/files/778-3.pdf
Слайд 3Расписание
5 сентября
12 сентября
Слайд 5Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов
Зачет – от 55 баллов
Технологическая карта
дисциплины
Слайд 6Контрольная точка 1. Реферат
Реферат – краткое письменное изложение содержания книги,
научной работы, результатов изучения научной проблемы; - доклад на определённую
тему, включающий обзор соответствующей литературы и других источников.
Реферат – активная самостоятельная творческая работа, свидетельствующая о знании литературы по данной теме, её основной проблематики. В нём должна быть отображена точка зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний. Реферат должен содержать задачи, решённые его автором самостоятельно. Такая работа приобщает к культуре научного труда и облегчает дальнейшее обучение в вузе.
Целями выполнения реферата являются:
- овладение навыками определения проблемы, её актуальности,
- развитие умения формулировать конкретную тему, определяя рамки рассмотрения проблемы, определять цели, задачи,
- овладение начальными навыками поиска, отбора, переработки информации на определенную тему,
- развитие умений анализировать изученный материал, обобщать и систематизировать научный текст,
- повышение самооценки своего интеллектуального труда,
- выработка уверенности в достижении поставленных задач.
По типу реферат может быть:
· классификационным, позволяющим его автору обобщить материал, изучаемый в различных разделах какого-либо предмета и в различное время;
· познавательным, позволяющим его автору изучить внепрограммный теоретический материал и показать его применение к решению задач основного курса;
· исследовательским, где основным содержанием реферата является цепочка задач, решаемых автором самостоятельно (это уже не вполне реферат, это более широкая работа).
По виду рефераты делятся на: монографические (результат переработки одного источника) и обзорные (результат переработки нескольких источников).
Слайд 7 Условно процесс написания работы можно разделить на пять взаимосвязанных
этапов:
1. Выбор темы (данный этап может отсутствовать, если
тема назначается преподавателем). На данном этапе студент должен самостоятельно выбрать интересную для него тему. Тема должна быть также актуальной, понятной студенту и соответствовать содержанию учебной дисциплины. Поскольку студент, как правило, не ограничен в выборе темы (если она не назначена заранее), то выбирать ее следует по своим собственным интересам, однако, если работа пишется в первый раз, то выбирать рекомендуется конкретные, не расплывчатые в формулировке и научном материале темы. Это убережет от простого описания материала и даст возможность подробно вникнуть в конкретную проблему, и основательно описать ее. Данную тему можно развить и в последующих работах и даже, доработав ее, превратить в дипломную работу. Если выбор темы вызывает затруднение, то можно обратиться за помощью к преподавателю.
2. Разработка рабочего плана. Перед написанием работы очень полезно составить план. Для этого необходимо представлять структуру работы, поэтому перед составлением плана необходимо ознакомиться с литературой по выбранной теме. Как правило, в плане в произвольной форме излагаются этапы написания работы и сроки их выполнения. План также должен включать в себя введение, содержание по главам и параграфам, заключение. Составленный план показывается преподавателю и уже в соответствии с ним согласуются дальнейшие действия.
3. Сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме. После выбора темы логично начать сбор научной и иной информации по данной теме. Это самый важный и ответственный этап работы. От количества и качества найденных материалов во многом будет зависеть и содержание работы. Список литературы по конкретной теме можно узнать у преподавателя, найти в списке обязательной и рекомендованной литературы по изучаемой учебной дисциплине, в библиотечном каталоге, либо в интернете. Список должен состоять не менее чем из пяти наименований. После получения необходимой литературы студент делает нужные выписки из нее. Особенно следует обратить внимание на цитаты разных авторов. Следует заранее выписать цитаты автора, полное наименование книги (включая дату, город издания), страницу, откуда она взята – это пригодится при оформлении ссылок. Далее начинается анализ собранного материала, в ходе которого отбрасывается все лишнее, а из оставшегося составляется логически систематизированное содержание работы, раскрывающее поставленную проблему. Впоследствии данное содержание может быть дополнено какими-то новыми фактами, идеями, мыслями.
4. Оформление работы. Данный этап является заключительной стадией подготовки научной работы. На данном этапе автор сводит весь материал в единую работу, оформляет его в соответствии с установленными требованиями. Приступать к чистовому оформлению работы можно лишь после окончательного обобщения и структурирования материала, после учета замечаний и дополнений руководителя научной работы, после внесения всех дополнений и уточнений. Правильно оформить проект также важно, поскольку отклонение от установленных требований влечет незачет работы. Работа должна обязательно включать титульный лист, оглавление работы, введение, основную часть, заключение (выводы), список литературы (библиографический список). Чистовое оформление работы должно начинаться только после тщательной проверки материала на отсутствие ошибок, опечаток, после проверки на логичность и последовательность изложения. Также следует проверить точность цитат и ссылок, устранить стилистические ошибки.
https://unecon.ru/sites/default/files/polozhenie_o_strukture_i_oformlenii_pismennyh_rabot_obuchayushchimisya.pdf
5. Защита работы. Не менее важный этап – защита своей работы. От того, как вы защитите ее, будет, в конечном итоге, зависеть окончательная оценка. Защита работы, как правило, состоит из доклада, время которого меняется в зависимости от вида работы, и ответов на задаваемые вопросы. Доклад должен быть четким, конкретным, раскрывающим основные положения работы, студент должен перечислить и описать основные задачи, поставленные перед ним, объяснить причины выбора темы и ее актуальность, далее следует обоснование тех или иных положений работы (кратко и недвусмысленно), и, наконец, сделать соответствующие выводы.
Слайд 8Итоговая оценка будет выставлена в зависимости от следующих факторов:
1) глубины
разработки проблемы;
2) основательности использования научной литературы;
3) самостоятельности и творческого подхода
к осмыслению темы;
4) достоверности и научной обоснованности выводов;
5) правильности оформления;
6) других факторов.
Слайд 9Примеры тем для реферата:
Наука как вид человеческой деятельности
Функции и задачи
науки
История науки и научные революции
Тенденции развития науки.
Особенности коллективной научной деятельности.
Особенности
индивидуальной научной деятельности.
Законодательные основы научных исследований.
Знание и креативность – основные черты нового социума.
Переход от модели homo economicus к модели homo creator.
Особенности новой и традиционной образовательных парадигм.
Планирование целей и установление приоритетов научной деятельности в процессе обучения в целях совершенствования профессиональной деятельности.
Роль научных исследований в развитии навыков самообразования и достижении целей совершенствования профессиональной деятельности
Содержание процесса самообразования, особенности и технологии его реализации.
Процесс самообразования в сравнении с традиционным образованием.
Цели, задачи и принципы самообразования
Место научных исследований в процессе самообразования.
Учебная мотивация, самоорганизация, тайм-менеджмент.
Слайд 10Контрольная точка 2. Подготовка критического анализа статьи
Критический анализ статьи
– это средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть
поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме, аргументированно дискутировать с авторами других точек зрения.
Для выполнения критического анализа статьи студент самостоятельно выбирает статью (статьи) в периодическом издании (в т.ч. профильном) или Интернет-ресурсе, который имеет характер аналитического издания, который должен содержать более или менее развернутое изложение той или иной актуальной проблемы развития сферы сервиса и конгрессно-выставочной деятельности, а также вопросов продвижения сервисных и конгрессно-выставочных услуг.
Структура критического анализа статьи включает в себя вводную, основную части и заключение.
Во вводной части работы:
1. рассматриваются условия и причины возникновения проблемы, которая рассматривается в статье;
2. доказывается актуальность темы статьи
В основной части работы:
1. раскрываются цели и задачи статьи;
2. дается общая характеристика основных положений статьи.
В заключении:
1. дается мотивированная оценка освещения проблемы автором статьи;
2. излагается мнение студента на рассматриваемую проблему, выражается согласие/несогласие с позицией автора;
3. формулируются выводы.
Работа оформляется в соответствии с актуальными требованиями к оформлению письменных работ, действующими в СПбГЭУ.
https://unecon.ru/sites/default/files/polozhenie_o_strukture_i_oformlenii_pismennyh_rabot_obuchayushchimisya.pdf
Объем работы составляет 3-5 печатных листов. Обязательно наличие титульного листа и копии анализируемой статьи. При несоответствии вышеназванным требованиям количество баллов, присуждаемых за данный вид работы, может быть уменьшено.
Слайд 11Вводная часть должна включать в себя:
- обоснование актуальности темы работы с
позиции научной значимости (малая изученность вопроса, его спорность, дискуссионность и
прочее), либо современной востребованности;
- постановку целей и формирование задач, которые требуется решить для выполнения цели;
- краткий обзор и анализ источников базы, изучения литературы и прочих источников информации (при этом ограничение их только учебной и справочной литературой недопустимо).
Основная часть аналитической работы структурируется по главам, параграфам. Подбор её должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы. Основная часть аналитической работы, помимо почерпнутого из разных источников содержания, должна включать в себя собственное мнение автора и сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты. Обязательным являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в аналитической работе. Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора аналитической работы. Излишняя высокопарность, злоупотребления терминологией, объемные отступления от темы, несоразмерная растянутость отдельных глав, разделов, параграфов рассматриваются в качестве недостатков основной части аналитической работы.
Заключительная часть аналитической работы состоит из подведения итогов выполненной работы, краткого и четкого изложения выводов, анализа степени выполнения поставленных во введении задач.
Список литературы к аналитической работе оформляется согласно требованиям.
После списка литературы могут быть помещены различные приложения (таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации и пр.) Каждое приложение нумеруется и оформляется с нового листа.
Критерии оценки аналитической работы:
- Соответствие теме.
- Глубина и полнота раскрытия темы.
- Адекватность передачи первоисточника.
- Логичность, связность.
- Доказательность.
- Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение).
- Оформление (соответствие требованиям.).
Процедура защиты аналитической работы состоит из этапов:
выступление с мультимедийной презентацией доклада в течение 5-7 мин.
ответы автора на вопросы аудитории, поставленные в пределах темы работы;
обсуждение выступления и постановка баллов (согласно БРС), складывающихся из: оценки аналитической работы на основе ответов автора на вопросы, поставленные в ходе защиты.
Слайд 12Контрольная точка 3. Подготовка научной статьи
Подготовка научной статьи, готовой к
публикации, является комплексным средством, демонстрирующем освоение студентом компетенций дисциплины.
Статья
может быть подготовлена к публикации в соответствии с текущими мероприятиями студенческой научной деятельности в СПбГЭУ в соответствующий момент времени, ориентированный на сроки сдачи данной контрольной точки. Тема статьи и сроки ее представления, а также требования к оформлению в индивидуальном порядке согласовываются с преподавателем.
Слайд 13Сроки выполнения контрольных точек
(представление готовой работы):
Контрольная точка 1 –
октябрь
Контрольная точка 2 – ноябрь
Контрольная точка 3 – декабрь
Слайд 14Показатели сформированности компетенции по дисциплине
Слайд 15Доклады к практическому занятию 1
Подготовка докладов с презентациями по заданным
темам. Самостоятельный поиск информации, систематизация данных, аналитическая работа.
Темы докладов:
1. Классификация
научно-исследовательских работ
2. Особенности и организация коллективной научной деятельности
3. Особенности и организация индивидуальной научной деятельности
4. Законодательные основы научных исследований.
При неготовности доклада, при невозможности присутствовать в день занятия, когда предусмотрено выступление с докладом, необходимо заблаговременно поставить преподавателя в известность!
Слайд 16Цель дисциплины:
Сформировать в сознании обучающихся представления о доминирующей роли науки
и образования в развитии современного человека, общества и государства, а
также способствовать формированию научного мышления, направленного на применение методов и приёмов научных исследований для решения практических проблем в сфере услуг.
Задачи:
ознакомить обучающихся с концепцией «человек - не только субъект, но и объект исследования», и на её основе рассмотреть важнейшие проявления личности (эмоции, творчество, работоспособность, мотивация и др.) в связи с работой в сфере услуг;
ознакомить обучающихся с содержанием процесса самообразования, особенностями и технологией его реализации;
сформировать в обучающихся способность к самоорганизации и самообразованию;
на примерах из истории развития науки и образования сформировать у обучающихся системное представление об их плодотворном взаимодействии;
рассматривая человека не только как субъект, но и как объект исследования, систематизировать базовые знания обучающихся о физиологии и высшей нервной деятельности, с ориентацией на практические проблемы здоровья и работоспособности, творчества и его эмоциональной мотивации;
развить у обучающихся умения планировать цели и устанавливать приоритеты научной деятельности в процессе обучения в целях совершенствования профессиональной деятельности;
развить у обучающихся умения применять в будущей профессиональной деятельности разнообразные эмпирические методы научных исследований, прежде всего, такие как наблюдение и эксперимент, сопровождая их анализом и синтезом собранной информации и сопоставлением полученных результатов с известными гипотезами, теориями и прогнозами;
выработать у обучающихся навыки выбора и принятия решений на основе фактов, а также навыки применения различных методов измерения количественных параметров, характеризующих эти факты;
выработать у обучающихся навыки определения технологий реализации процессов самоорганизации и самообразования;
рассмотреть содержание и структуру научного исследования, порядок его планирования и организации проведения, изучить теоретические и эмпирические методы проведения научных исследований;
ознакомить обучающихся с источниками информации и основными информационные ресурсы, необходимые для проведения научного исследования;
сформировать у обучающихся навыки проведения и представления результатов самостоятельных научных исследований с применением информационно-коммуникационных технологий;
развить у обучающихся умения самостоятельно планировать основные параметры научного исследования, выбирать методы его проведения, обобщать и оформлять результаты, самостоятельно строить процесс овладения научной и аналитической информацией, отобранной и структурированной для выполнения задач профессиональной деятельности;
развить у обучающихся умения использовать информационно-коммуникационные технологии для сбора, обработки и анализа научной и аналитической информации, представления результатов.
Слайд 18Вопросы для разминки:
Что такое наука?
Что такое научная деятельность?
Как Вы
понимаете сущность научного исследования?
Что такое метод?
Метод – путь исследования, способ
достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности
Как Вы видите итоги своего изучения дисциплины?