Слайд 1МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Слайд 2Особенности, учитываемые при оценке инвестиционных проектов
значительные объемы затрат и ожидаемых
выгод;
соответствующие затраты/выгоды, «растянуты» во времени, т. е. они охватывают
продолжительный период, и потому при их оценке должен учитываться фактор времени;
в крупном инвестиционном проекте должны приниматься во внимание выгоды не только экономические, но и социальные и экологические;
любой инвестиционный проект должен вписываться в рамки глобальной стратегии фирмы;
необходим учет риска.
Слайд 3ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ОЦЕНКИ ПРОЕКТА –
ПРИНЦИП ГЕНЕРИРОВАНИЯ ДОСТАТОЧНОЙ ПРИБЫЛИ В
ДОЛГОСРОЧНОМ АСПЕКТЕ. ДРУГИМИ СЛОВАМИ, ВАЖНА НЕ СИЮМИНУТНАЯ ВЫГОДА, ХОТЯ БЫ
И СУЩЕСТВЕННАЯ, А УСТОЙЧИВОЕ ГЕНЕРИРОВАНИЕ ДОХОДА В БУДУЩЕМ С УСТРАИВАЮЩЕЙ ИНВЕСТОРА НОРМОЙ ПРИБЫЛИ.
Слайд 4Критические моменты оценки бюджета капиталовложений инвестиционного проекта
прогнозирование объемов реализации с
учетом возможного спроса на продукцию (поскольку большинство проектов связано с
дополнительным выпуском продукции);
оценка притока денежных средств по годам;
оценка доступности требуемых источников финансирования;
оценка приемлемого значения показателя «стоимость капитала», который может использоваться в качестве ставки дисконтирования.
Слайд 5Основные принципы оценки инвестиционных проектов (Методические рекомендации по оценке эффективности
инвестиционных проектов №ВК 477)
Рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного
цикла;
Моделирование денежных потоков за расчетный период;
Учет инфляции, условий неопределенности и риска;
Принцип положительности и максимума эффекта;
Многоэтапность оценки;
И т.п.
Слайд 6Последовательность анализа инвестиционного проекта
Слайд 7Анализ коммерческой выполнимости проекта
Принципиально суть маркетингового анализа заключается в ответе
на вопросы:
Возможно ли продать продукт, являющийся результатом реализации проекта?
Возможно ли получить от этого достаточный объем прибыли, оправдывающий инвестиционный проект?
Слайд 8Маркетинговый анализ
Маркетинговый анализ включает в себя прогнозирование спроса. При разработке
инвестиционного проекта необходимо определиться с точностью прогноза, сопоставив ее с
издержками достижения желаемой точности. Хотя процесс принятия решений осуществляется в условиях неопределенности, правильный прогноз может уменьшить степень этой неопределенности
Слайд 9Блоки маркетингового анализа
анализ рынка
анализ конкурентной среды
разработка маркетингового плана продукта
обеспечение достоверности информации, используемой для предыдущих разделов.
Слайд 10Технический анализ
Задачи технического анализа инвестиционного проекта:
определение технологий, наиболее
подходящих с точки зрения целей проекта
анализ местных условий, в
том числе доступности и стоимости сырья, энергии, рабочей силы
проверка наличия потенциальных возможностей планирования и осуществления проекта.
Слайд 11Технический анализ
Технический анализ обычно производится группой собственных экспертов предприятия с
возможным привлечением узких специалистов.
Стандартная процедура технического анализа начинается с
анализа собственных существующих технологий.
При этом необходимо руководствоваться следующими критериями:
1. технология должна быть стандартной
2. технология не должна быть ориентирована на импортное оборудование и сырье.
Слайд 12Технический анализ
Если оказывается невозможным использовать собственную технологию, то проводится анализ
возможности привлечения зарубежной технологии и оборудования по одной из возможных
схем:
совместное предприятие с иностранной фирмой — частичное инвестирование и полное обеспечение всеми технологиями;
покупка оборудования, которое реализует технологическое know-how;
"turn-key" — покупка оборудования, постройка завода, наладка технологического процесса;
"product-in-hand" — "turn-key" плюс обучение персонала до тех пор, пока предприятие не произведет необходимый готовый продукт;
покупка лицензий на производство;
техническая помощь со стороны зарубежного технолога.
Слайд 13Основные аспекты оценки
Финансовый - анализируется ликвидность проекта в ходе
его реализации. Это установление достаточности финансовых ресурсов для его реализации,
выполнения всех финансовых обязательств, т.е. финансовая состоятельность предприятия. В тоже время данные представлены агрегировано, это не позволяет получить детальной информации, но в тоже время повышает её качество и наглядность.
Экономический - проводится оценка потенциальной способности проекта сохранить покупательную ценность вложенных средств и возможность их прироста. Анализ проводится на основании различных показателей эффективности инвестиционных проектов, которые являются интегральными , динамичными показателями.
Слайд 14Основные вопросы финансового и экономического анализа
каков необходимый объем финансовых ресурсов?
где
найти источники в требуемом объеме и какова их стоимость?
окупятся ли
сделанные вложения, т. е. достаточен ли объем прогнозируемых поступлений по сравнению со сделанными инвестициями?
как корректно учесть временную стоимость денежных средств?
Слайд 15Показатели эффективности ИП(Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов №ВК
477)
Чистый доход
Чистый дисконтированный доход
Внутренняя норма доходности
Потребность в дополнительном финансировании
Индекс доходности
затрат
Индекс доходности инвестиций
Срок окупаемости
Дисконтированный срок окупаемости
Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия- участника проекта.
Слайд 16ПРОСТЫЕ МЕТОДЫ
P – чистая прибыль
n – количество лет расчетного периода
I
– размер инвестиций
- среднегодовая чистая
прибыль
Слайд 17ПРОСТЫЕ МЕТОДЫ
PP – срок окупаемости
ƩPp – сумма чистой прибыли и
амортизации (сумма чистых денежных поступлений)
- среднегодовая сумма чистых денежных поступлений
Слайд 18Методы, основанные на дисконтировании
Дисконтирование – процесс приведения будущей стоимости денег
к их текущей приведенной стоимости. Процесс, обратный дисконтированию – наращение,
т.е. определение будущей стоимости есть начисление сложных процентов, или компаундирование.
FV=PV(1+r)n,
FV=ƩPV(1+r)n,
FV=[ƩPV(1+r)n]/(1+i)n,
Ставка дисконта – это минимально допустимая норма прибыли, которую инвестор согласен получить от инвестиций аналогичного содержания и степени риска. Это минимальный уровень доходности инвестиций, равный фактической ставке процента, уплачиваемого получателем ссуды. За ставку дисконта можно принять стоимость инвестируемого капитала, а при отсутствии данных принимают норму прибыли по аналогичному проекту или уровень доходности по безрисковым финансовым активам.
PV=FV/(1+r)n
PV=Ʃ[FV/(1+r)n]
Слайд 19Сложные методы
Чистая приведенная стоимость (абсолютный показатель):
NPV=Ʃ(Pn /(1+r)n )- I
NPV=Ʃ(Pn ×
Kд ) – I= ƩPVPn – I
NPV= Ʃ(Pn /(1+r)n )-
Ʃ(Ik /(1+i)k )
NPV> 0 - принимаем
NPV=0 – любое решение
NPV< 0 – не принимаем
Слайд 20Сложные методы
Индекс рентабельности (относительный показатель):
PI=Ʃ(Pn /(1+r)n )/ I
PI=Ʃ(Pn × Kд
) / I = ƩPVPn / I
PI= Ʃ(Pn /(1+r)n )/
Ʃ(Ik /(1+i)k )
PI> 1 – принимаем
PI=1 – любое решение
PI< 1 – не принимаем
Слайд 21Сложные методы
Дисконтированный срок окупаемости:
DPP= nmin ,
или последовательное вычитание
1) I-PVP1 =X1
2)
X1 – PVP2=X2
…………………………….
n) Xn-1 - PVPn=0 или «-» - проект
окупился
Слайд 22Сложные методы
Внутренняя норма доходности:
Формула справедлива, если выполняются условия ra
IRR < rb и NPVra > 0 > NPVrb.
IRR (MIRR)
– своеобразная барьерная ставка, уровень ставки дисконта при которой NPV =0, т.е. проект достигает критической точки. При этом соблюдается зависимость:
IRR > r, NPV> 0, PI> 1 – принимаем проект
IRR = r, NPV=0, PI= 1 – любое решение
IRR < r, NPV< 0, PI< 1– не принимаем проект
Слайд 23Институциональный анализ
Его главная задача — оценить совокупность внутренних и
внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект.
Оценка внутренних факторов обычно производится
по следующей схеме:
Анализ трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы, которые планируется привлечь для реализации проекта должны соответствовать уровню используемых в проекте технологий. Может иметь место ситуация, когда культура производства на предприятии попросту не соответствует разрабатываемому проекту, и тогда необходимо либо обучать рабочих, либо нанимать новых.
Анализ организационной структуры. Необходимо проанализировать, как происходит на предприятии процесс принятия решений и как осуществляется распределение ответственности за их выполнение.
Слайд 24Анализ риска
Большая часть данных, необходимых, например, для финансового анализа
(элементы затрат, цены, объем продаж продукции и т. п.) являются
неопределенными.
В будущем возможны изменения прогноза как в худшую сторону (снижение прибыли), так и в лучшую.
Анализ риска предлагает учет всех изменений, способных генерировать отклонения от ожидаемого уровня доходов (прибыли).