Слайд 1Методы
социально-психологического исследования
ВВ
Слайд 2Три уровня исследования
Эмпирический уровень: сбор первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты,
и описание полученных данных в рамках определенных теоретических концепций.
Слайд 3Три уровня исследования
Теоретический уровень: объяснение эмпирических данных путем соотнесения их
с результатами других работ; построение моделей социально-психологических процессов и явлений.
Слайд 4Три уровня исследования
Методологический уровень: рассматривает многоуровневую, системную организацию социально-психологических явлений
и составляющих их элементов, соотношение принципов и категорий, определяет исходные
принципы изучения этих явлений (определяет операции, при помощи которых происходит сбор и анализ эмпирических данных).
Слайд 5Программа исследования
определение проблемы, объекта и предмета исследования;
предварительный теоретический анализ
объекта исследования;
характеристикацелей и задач исследования;
интерпретация и операционализация основных
понятий;
формулирование рабочих гипотез;
определение плана исследования;
составление плана выборки;
описание методов сбора и обработки данных, схемы их анализа и интерпретации.
Слайд 6Основные тенденции развития методов исследования
повышение надежности методов, применяемых для сбора
эмпирической информации, за счет формализации процедуры измерения (повышение качества операционализации
понятий, использование процедур шкалирования признаков объекта, стандартизация правил сбора первичной информации и ее обработки), а также путем алгоритмизации самого исследования;
комплексное использование методов сбора эмпирической информации, сочетание разнообразных приемов измерения, а также источников информации (тесты, опросники, экспертные оценки и т.п.);
Слайд 7Основные тенденции развития методов исследования
компьютеризация методов, в том числе создание
сетевых вариантов;
минимизация субъективного влияния исследователя и исследуемого;
разработка «провоцирующих методов» сбора
информации, «активной стратегии» исследования, т е. целенаправленное создание в естественных условиях ситуаций социального взаимодействия с целью вызвать (актуализировать) определенное социально-психологическое явление (например. ситуации конфликта, социальной взаимопомощи и т.п.).
Слайд 8Метод наблюдения
Непосредственное, целенаправленное и систематическое восприятие и регистрация социально-психологических явлений
(фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях.
Классические
примеры:
изучение жизни бродяг (Н. Андерсон),
изучение жизни эмигрантов (У. Уайт),
исследование ценностных ориентации у молодых рабочих (Б. Ольшанский).
Слайд 9Метод наблюдения
В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения принято выделять:
Стандартизированное
наблюдение предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение
условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателя, единообразных кодификаторов для регистрации наблюдаемых явлений.
Нестандартизированное наблюдение определяет лишь общие направления наблюдения, где результат фиксируют в свободной форме, непосредственно в момент восприятия или по памяти.
Слайд 10Метод наблюдения
В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации:
Включенное наблюдение
предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как полноправного ее члена.
Исследователь имитирует свое вхождение в социальную среду, адаптируется к ней и наблюдает события изнутри.
Невключенное наблюдение регистрирует события без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Наблюдение может проводиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия.
Слайд 11Способы регистрация результатов наблюдения
дескриптивный (фактологический) – фиксация всех случаев проявления
единиц наблюдения;
оценочный – проявление признаков не только фиксируется, но и
оценивается с использованием шкалы интенсивности и шкалы времени (например, длительность акта поведения).
Слайд 12Недостатки метода наблюдения
высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты
ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия
наблюдателя);
преимущественно качественный характер выводов наблюдения;
относительная ограниченность в обобщении результатов исследования.
Слайд 13Пути повышения надежности результатов наблюдения
использование надежных схем наблюдения,
применение технических
средств фиксации данных,
тренировки наблюдателя,
минимизацией эффекта присутствия наблюдателя.
Слайд 14Метод анализа документов
Является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности.
Документ
– любая информация, фиксированная на каких-либо носителях.
Виды документов:
по способу фиксации
информации (рукописные, печатные, кино-, фото-, видеодокументы),
по целевому назначению (целевые, естественные),
по степени персонификации (личные и безличные),
в зависимости от статуса (официальные и неофициальные).
Слайд 15Контент-анализ (К-А)
Это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с
последующей статистической ее обработкой .
Количественные характеристики текста дают возможность сделать
выводы о качественном, в том числе латентном (не явном) содержании текста.
Основные процедуры были разработаны X. Лассуэллом, Б Берельсоном, Ч. Стоуном, Ч. Осгудом и др.
Слайд 161-й этап К-А: Определение совокупности изучаемых источников
заданный тип источника (пресса,
телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)
один тип сообщений (статьи, заметки,
плакаты)
заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации
сопоставимый размер сообщений (минимальный объём или длина)
частота появления сообщений
способ распространения сообщений
место распространения сообщений
время появления сообщений.
Слайд 172-й этап К-А: Формирование выборки
В некоторых случаях можно изучать всю
определённую на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи
(сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны.
Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.
Слайд 183-й этап К-А: Выявление единиц анализа
Слово – простейший элемент сообщения.
Тема
– отдельное высказывание о каком-либо предмете.
Требования к выбору возможной
единицы анализа:
она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
она должна легко идентифицироваться;
число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.
Слайд 194-й этап К-А: Выделение единиц счёта
физическая протяженность текстов;
площадь текста, заполненная
смысловыми единицами;
число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
длительность трансляции по радио
или ТВ;
метраж плёнки при аудио- и видеозаписях,
количество рисунков с определённым содержанием, сюжетом и проч.
Слайд 205-й этап К-А: Процедура подсчёта
составление специальных таблиц,
применение компьютерных программ,
применение
специальных формул,
применение статистических расчётов.
Слайд 216-й этап К-А: Интерпретация полученных результатов
Выявляются и оцениваются такие характеристики
текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел
подчеркнуть или скрыть его автор.
Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления.
Слайд 22Метод опроса
Получение информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах,
отношениях и т. д.) фактах со слов опрашиваемых.
Два основные
типа:
опрос «липом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом);
заочный опрос — анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.
Слайд 23Область применения опроса в социальной психологии
на ранних стадиях исследования, для
сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария;
опрос как
средство уточнения, расширения и контроля данных;
как основной метод сбора эмпирической информации.
Слайд 24Основные виды интервью
Стандартизированное – предполагает наличие стандартных формулировок вопросов
и их последовательности, определенных заранее. Исследователь не имеет возможности их
изменения.
Нестандартизированное – характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента. Требует от интервьюера умения устанавливать тесный контакт с респондентом, заинтересовать его в искренней беседе, «активно» слушать, владения навыками постановки и регистрации ответов, преодоления «сопротивления» опрашиваемого.
Слайд 25Приемы стимулирования активности при интервью
выражение согласия (внимательный взгляд, кивок, улыбка,
поддакивание),
использование коротких пауз,
частичное несогласие,
уточнение путем неправильного повторения
сказанного,
указание на противоречия в ответах,
повторение последних слов,
требование пояснений, добавочной информации и др.
Слайд 26Виды анкетирования
по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое),
по месту проведения,
по
способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое).
Предпочтение типа опроса определяется целями
исследования, его программой, уровнем изученности проблематики.
Слайд 27Метод социометрии
Относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а
также личности как члена группы.
Область измерения социометрической техникой — диагностика
межличностных и внутригрупповых отношений.
Разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы (Дж. Морено, 1958).
Слайд 28Процедура метода социометрии
Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с
целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы,
или не захотел участвовать в определенном виде деятельности или ситуации.
Элементы процедуры:
определение числа выборов;
выбор критериев (вопросов) опроса;
организация и проведение опроса;
обработка и интерпретация результатов.
Слайд 29Две формы процедуры социометрии
Непараметрическая процедура предполагает ответы на вопросы опроса
без ограничения числа выборов или отклонений. Их максимальное число равно
N — 1 (социометрическая константа), где N — число членов группы.
Параметрическая процедура ограничивает число выборов. Испытуемым предлагается выбрать строго фиксированное число лиц из всех членов группы (вводится так называемое социометрическое ограничение).
Слайд 30Виды социометрических критериев
коммуникативные (выявляют реальные отношения),
гностические (определяют степень осознанности
реальных отношений),
двойные и одинарные,
ролевые
и др.
Рекомендуется производить
специализацию и выбор критериев исходя из предварительного анализа жизнедеятельности группы, выделяя ситуации, особо значимые для группы.
Слайд 31Метод групповой оценки личности
Способ получения характеристики человека в конкретной
группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге.
Разработка
метода связана с прикладными исследованиями в промышленной и организационной психологии, где на его основе пытаются решать вопросы отбора и расстановки кадров.
Процедура метода ГОЛ предполагает оценку человека по определенному перечню характеристик (качеств) с использованием приемов прямого балльного оценивания, ранжирования, попарного сравнения и др.
Для получения надежных результатов рекомендуется число субъектов оценивания в пределах 7—12 человек.
Слайд 32Тест
Краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание.
С помощью тестов
в социальной психологии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия.
Области применения тестов
в социальной психологии: диагностика групп, изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции, социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.).
Слайд 33Метод аппаратурный (модель)
В основе конструирования и классификации лежат следующие принципы:
технический (особенности конструкции, функциональные возможности модели, способность регистрации различных компонентов
деятельности),
общепсихологический (включенность различных психических процессов в моделируемую деятельность),
социально-психологический (характер, тип, уровень взаимосвязанности действий при выполнении заданий).
Слайд 34Группы аппаратурных моделей
модели сравнительной оценки индивидуальных вкладов (Арка, Лабиринт, Эстакада);
модели суммарного воздействия (Ритмограф, Волюнтограф);
модели многосвязанного управления равновесием в
системе (Гомеостат);
модели многосвязанного управления движущимся объектом (Кибернометр, Групповой сенсомоторныи интегратор).
Слайд 35Эксперимент
Организованное взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с
целью установления закономерностей этого взаимодействия.
Специфические признаки эксперимента:
моделирование явлений
и условий исследования (экспериментальная ситуация);
активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных);
измерение реакций испытуемых на это воздействие;
воспроизводимость результатов.
Слайд 36Этапы проведения эксперимента
Теоретический – определение исходной концептуальной схемы анализа изучаемого
явления (определение предмета и объекта исследования, формулирование гипотезы исследования). Следует
отметить важность этого этапа, т. к. эксперимент имеет самую высокую опосредованность теорией. Методический – выбор общего плана эксперимента, выбор объекта и методов исследования, определение независимых и зависимых переменных, определение процедуры опыта, а также приемов обработки результатов.
Слайд 37Этапы проведения эксперимента
Экспериментальный – проведение эксперимента: создание экспериментальной ситуации, управление
ходом эксперимента, измерение реакций испытуемых, контроль переменных, входящих в число
изучаемых факторов.
Аналитический – количественная обработка и интерпретация полученных фактов в соответствии с исходными теоретическими положениями.
Слайд 38Типы эксперимента
по специфике задачи – научные и практические;
по характеру
экспериментального плана — параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и
последовательные (эксперимент "до и после");
по характеру экспериментальной ситуации – полевые и лабораторные;
по числу изучаемых переменных — однофакторные и многофакторные.