Разделы презентаций


Методы теоретического этапа психолого-педагогического исследования

Содержание

Анализ (греч. – разложение, расчленение) – разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. В педагогической энциклопедии дается следующее определение анализа: analesis – изучение каждого элемента или стороны явления

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Методы теоретического этапа психолого-педагогического исследования

Методы теоретического этапа психолого-педагогического исследования

Слайд 2Анализ (греч. – разложение, расчленение) – разделение объекта на составные

части с целью их самостоятельного изучения.
В педагогической энциклопедии дается

следующее определение анализа: analesis – изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон.
В словаре русского языка С.И. Ожегова под анализом понимается – метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь.

Методы теоретического исследования

Анализ (греч. – разложение, расчленение) – разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. В

Слайд 3В.П. Давыдовым условно выделяются группы эмпирических и теоретических методов психолого-педагогического

исследования.
К группе теоретических методов исследования ученый относит:
теоретический анализ и

синтез, абстрагирование и конкретизацию, индукцию и дедукцию, метод моделирования.
К группе эмпирических методов ученый относит: наблюдение, беседу, опросные методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование, социометрия), эксперимент и другие.

Методы исследования

В.П. Давыдовым условно выделяются группы эмпирических и теоретических методов психолого-педагогического исследования.К группе теоретических методов исследования ученый относит:

Слайд 4Обращение к философской литературе дает нам еще несколько смысловых значений,

в которых с разных сторон раскрывается сущность понятия ― анализ

(Б.А. Бирюков, И.Г. Герасимов, М.К. Мордашвили и др):
употребляется в логике и теории познания в смысле основного логического приема, основной логической операции получения знаний путем чисто логической обработки данных;
как метод исследования вообще, составляющий основу научного диалектического метода познания;
как метод исследования и описания формальных правил и структур, используемых наукой;
как способ выработки знания о предмете в процессе его исследования, как специальный прием исследования явлений.
Обращение к философской литературе дает нам еще несколько смысловых значений, в которых с разных сторон раскрывается сущность

Слайд 5В педагогике анализ выступает как метод или способ познания педагогической

действительности.
Анализ применяется как в реальной (практика), так и в мыслительной

деятельности. Принято различать следующие виды анализа: механическое расчленение; определение динамического состава; выявление форм взаимодействия элементов целого; нахождение причин явлений; выявление уровней знания и его структуры и т. п. Разновидностью анализа является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы – классификация и периодизация.

В педагогике анализ выступает как метод или способ познания педагогической действительности.Анализ применяется как в реальной (практика), так

Слайд 6реальное или мысленное объединение различных сторон, частей предмета в единое

целое.
В словаре русского языка С.И. Ожегова синтез трактуется как

метод исследования какого-нибудь явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом.
Таким образом, синтез следует рассматривать как процесс практического или мысленного воссоединение целого из частей или соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое, необходимый этап познания

Синтез (греч. – соединение, сочетание, составление)

реальное или мысленное объединение различных сторон, частей предмета в единое целое. В словаре русского языка С.И. Ожегова

Слайд 7Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны. Они играют важную роль в

познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях

Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны. Они играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его

Слайд 8как метод научного познания рассматривают с нескольких позиций:
сторона, момент, часть

целого, фрагмент действительности, нечто одностороннее, фрагментарное (абстрактное);
процесс мысленного отвлечения от

ряда свойств и отношений изучаемого предмета или явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств;
мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков.

Абстрагирование (лат. – отвлечение)

как метод научного познания рассматривают с нескольких позиций:сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто одностороннее, фрагментарное (абстрактное);процесс

Слайд 9Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие

второстепенными, – главный вопрос абстрагирования.

Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие второстепенными, – главный вопрос абстрагирования.

Слайд 10логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего

к более общему знанию, установления общих свойств и признаков предметов,

результатом которого выступает обобщенное понятие, суждение, закон, теория.
Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности проникновение в ее сущность.
По мнению С.И. Ожегова, обобщить – сделать вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-либо.

Обобщение

логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, установления общих свойств

Слайд 11Обобщение тесно связано с абстрагированием.
Принято различать два вида научных обобщений:

выделение любых признаков (абстрактно-общее) или существенных (конкретно-общее, т. е. закон).
По

другому основанию можно выделить обобщения: а) от отдельных фактов, событий к их выражению в мыслях (индуктивное обобщение);
б) от одной мысли к другой, более общей мысли (логическое обобщение).


Обобщение тесно связано с абстрагированием.Принято различать два вида научных обобщений: выделение любых признаков (абстрактно-общее) или существенных (конкретно-общее,

Слайд 12логический метод (прием) исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и

экспериментов и движением мысли от единичного к общему.
Поскольку опыт всегда

бесконечен, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) характер. В словаре русского языка под индукцией понимается способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.

Индукция (лат. – наведение)

логический метод (прием) исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к

Слайд 13В любом научном исследовании часто бывает важно установить причинно следственные

связи между различными предметами и явлениями.
Для этого применяются соответствующие методы,

базирующиеся на индуктивных умозаключениях.
Рассмотрим основные индуктивные методы установления причинных связей (правила индуктивного исследования Бэкона–Милля).
Метод единственного сходства: если наблюдаемые случаи какого-либо явления имеют общим лишь одно обстоятельство, то, очевидно (вероятно), оно и есть причина данного явления.
В любом научном исследовании часто бывает важно установить причинно следственные связи между различными предметами и явлениями.Для этого

Слайд 14Метод единственного различия: если случаи, при которых явление наступает или

не наступает, различаются только в одном предшествующем обстоятельстве, а все

другие обстоятельства тождественны.
Объединенный метод сходства и различия образуется как подтверждение результата, полученного с помощью метода единственного сходства, применением к нему метода единственного различия: это комбинация первых двух методов.
Метод сопутствующих изменений: если изменение одного обстоятельства всегда вызывает изменение другого, то первое обстоятельство есть причина второго. При этом остальные предшествующие явления остаются неизменными.
Метод единственного различия: если случаи, при которых явление наступает или не наступает, различаются только в одном предшествующем

Слайд 15переход в процессе познания от общего к единичному (частному), выведение

единичного из общего;
процесс логического вывода, т. е. перехода по тем

или иным правилам логики от некоторых данных предложений – посылок к их следствиям (заключениям).
Как один из методов (приемов) научного познания тесно связан с индукцией. Это, как бы, диалектически взаимосвязанные способы движения мысли. В.П. Кохановский считает, что великие открытия, скачки научной мысли вперед создаются индукцией, рискованным, но истинно творческим методом.

Дедукция (лат. – выведение)

переход в процессе познания от общего к единичному (частному), выведение единичного из общего;процесс логического вывода, т. е.

Слайд 16метод научного познания при котором устанавливается сходство в некоторых сторонах,

качествах и отношениях между нетождественными объектами.
Умозаключение по аналогии – выводы,

которые делаются на основании такого сходства. Таким образом, при выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта (модели) переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект.

Аналогия (греч. – соответствие, сходство)

метод научного познания при котором устанавливается сходство в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами.Умозаключение по

Слайд 17Заключения по аналогии являются правдоподобными:
когда на основе сходства двух объектов

по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по

другим параметрам.
Аналогия не дает достоверного знания: если посылки рассуждения по аналогии истинны, это еще не значит, что и его заключение будет истинным.
Заключения по аналогии являются правдоподобными:когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об

Слайд 18как метод научного познания представляет собой воспроизведение характеристик некоторого объекта

на другом объекте, специально созданном для их изучения.
Под моделью следует

понимать – объект, который имеет сходство в некоторых отношениях с прототипом и служит средством описания и/или объяснения, и/или прогнозирования поведения прототипа.
Между моделью и оригиналом должно существовать известное сходство (отношение подобия): физических характеристик, функций; поведения изучаемого объекта и его математического описания; структуры и др.

Моделирование

как метод научного познания представляет собой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их

Слайд 19Именно это сходство и позволяет переносить информацию, полученную в результате

исследования модели, на оригинал.

Именно это сходство и позволяет переносить информацию, полученную в результате исследования модели, на оригинал.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика