Разделы презентаций


Конституционный контроль

Введение Конституционное правосудие в той или иной форме проявилось на протяжении всей истории человечества. XX век отличился тем, что зародились специализированные институты судебного конституционного контроля, которые к концу столетия утвердились более

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Конституционный контроль


План

Введение

1. Понятия конституционного контроля

2. Объекты и субъекты

конституционного контроля

3. Виды конституционного контроля

4. Органы конституционного контроля

Библиография
Выполнил: Картоев Ислам

(2 МИУ, 4 академическая группа)
Конституционный  контрольПланВведение 1. Понятия конституционного контроля 2. Объекты и субъекты конституционного контроля3. Виды конституционного контроля4. Органы

Слайд 2Введение
Конституционное правосудие в той или иной форме проявилось на

протяжении всей истории человечества. XX век
отличился тем, что зародились

специализированные институты судебного конституционного контроля, которые к концу
столетия утвердились более чем в ста странах мира. Данный феномен уже сам по себе представляет особый интерес, стал
объектом пристального внимания представителей различных областей науки.

Общепризнанным во всех странах является положение о том, что конституция имеет высшую юридическую силу. Поэтому
любой закон, административный или иной правовой акт, противоречащий конституции, является недействительным и не
должен применяться.

Отсюда вытекает и само понятие конституционного контроля как формы проверки на соответствии конституции актов и
действий органов публичной власти, а также общественных объединений, осуществляющих публичные функции.

В первом пункте настоящей работы «Понятие конституционного контроля» описываются три основных теории
(органическая, институциональная, естественно-правовая), а также рассматривается вопрос о том, что же собой
представляет конституционный контроль как схема.

Далее предоставляется круг субъектов конституционного контроля, а также конституционные, органические и ординарные
законы, которые являются объектами конституционного контроля.

С разных точек зрения конституционный контроль классифицируется по различным основаниям, а именно:
Предварительный и последующий, внутренний и внешний, консультативный и постановляющий, обязательный и
факультативный, абстрактный и конкретный, полный и частичный, формальный и материальный. В практике современных
зарубежных стран применяются две формы конституционного контроля - предварительный и последующий.
Введение Конституционное правосудие в той или иной форме проявилось на протяжении всей истории человечества. XX век отличился

Слайд 3Понятия конституционного контроля
Конституционный контроль — особый вид правоохранительной деятельности.

Заключается в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции

данной страны.

Конституционный контроль в современном понимании,
впервые появился в США: в деле У. Мэрбери против
Дж. Медисона в 1803 году. Верховный суд под
представительством Дж. Маршала объявил, что
федеральная Конституция - высший Закон страны
и любой Закон Конгресса, противоречащий
Конституции, может быть признан судом
неконституционным. Позднее латиноамериканские
государства заимствовали это (Бразилия в 1891 г., Уругвай в 1917 г. и др.)


Для обоснования конституционного контроля использовались три основные теории:

Органическая теория
Институциональная теория
Естественно-правовая теория

Все эти теории верны и дополняют друг друга. Конечно же, необходимость конституционного контроля обусловлена
прежде всего иерархичностью правовых норм, которая, в свою очередь, во многом есть следствие иерархичности в
системе органов власти, управомоченных на правотворчество. К тому же число правовых норм в ХХ веке, можно сказать,
обвально возросло, и риск их противоречивости и неконституционности многократно увеличился.

Естественно, что конституционный контроль возможен только там, где действует писаное право, в том числе писаные
конституции, положения которых обладают более высокой юридической силой по сравнению с любыми другими
национальными и местными правоположениями.

Особенность конституционного контроля в некоторых мусульманских странах (в частности в Иране) заключается в том,
что законы и иные акты проверяются на соответствие не только конституции, но и Корану.



Понятия конституционного контроля Конституционный контроль — особый вид правоохранительной деятельности. Заключается в проверке соответствия законов и иных

Слайд 4Объекты и субъекты конституционного контроля
Субъектами конституционного контроля могут быть физические

и юридические лица, а также государственные органы,
обладающие правом запроса

о конституционности того либо иного акта. Круг субъектов конституционного контроля
устанавливается законодательством и надзорной практикой соответствующей страны.

Система субъектов конституционного контроля включает в себя:

1) Органы публичной власти:

а) органы государственной власти или наделенные самостоятельными
правами их структурные подразделения или части их состава;
б) органы местного самоуправления.

2) Союзы физических лиц как субъекты права на обращение в Конституционный Суд:

а) политические партии;
б) общественные объединения.

3) Физические лица как субъекты права на обращение в Конституционный суд:

а) граждане;
б) иностранные граждане;
в)лица без гражданства.





Объекты и субъекты конституционного контроляСубъектами конституционного контроля могут быть физические и юридические лица, а также государственные органы,

Слайд 5Объекты и субъекты конституционного контроля
Объектами конституционного контроля могут быть

конституционные, органические и ординарные законы, поправки к
конституции, парламентские регламенты,

нормативные акты исполнительных органов государственной власти.

Конституционные законы могут обладать более высокой юридической силой, чем законы обыкновенные. Проверка
обыкновенных законов на непротиворечие конституционным входит в этом случае в понятие конституционного контроля.
В это же время законы, принятые путем референдума, проверке на конституционность обычно не подлежат, поскольку
представляют собой непосредственное проявление народного суверенитета. Но если для принятия или изменения
конституции путем референдума требуется особое большинство (например абсолютное),то законы принятые
референдумом при отсутствии такого требования, вполне могут проверяться на конституционность.

Среди законов выделяются кодифицированные законы: основы законодательства, кодексы.

К объектам конституционного контроля относятся так же проверка на соответствие конституции действий должностных
лиц. Как правило, это относится к президентам, премьер-министрам, их заместителям, другим членам правительства,
верховным, а нередко и вообще всем судьям и т.д. Следствием такого несоответствия обычно является лишение
должности посредством процедуры импичмента.

В качестве объектов конституционного контроля могут быть акты и действия общественных объединений, на которые
государство возложило определенные властные функции. Например, объединяющая производителей определенного
рода товаров или услуг палата может быть правомочна на их сертификацию и допускать при этом запрещенную
конституцией дискриминацию.

Конституционный контроль часто распространяется на создание и деятельность политических общественных
объединений.

Возможна и проверка конституционности частноправовых актов (завещаний, договоров и т.п.), которыми не
исключаются нарушения конституционных принципов - равноправия решений, запрещенные расовой дискриминацией
и т.д. равно как и судебных решений.
Объекты и субъекты конституционного контроля Объектами конституционного контроля могут быть конституционные, органические и ординарные законы, поправки к

Слайд 6Виды конституционного контроля
Они могут классифицироваться по различным основаниям:

а) по времени

существования конституционный контроль может быть предварительным или последующим. При предварительном

контроле акт
проверяется до его вступления в силу. Последующий контроль распространяется в принципе на действующие, по крайней мере официально
опубликованные акты;

б) по месту существования конституционный контроль может быть внутренним и внешним. Внутренний контроль проводится самим органом,
который издает акт, внешний - иным органом. Внутренний контроль как правило предварительный, однако есть примеры и последующего
внутреннего контроля. Нередко такой контроль носит консультативный характер и не исключает внешнего контроля. Внешний контроль в
большинстве случаев последующий. Во всяком случае не принятые еще проекты актов, как правило внешнему контролю не подвергаются;

с) с точки зрения правовых последствий конституционный контроль может быть: консультативным и постановляющим. Решения в порядке
консультативного контроля моральной, а не юридической системой. юридически оно никого не обязывает и не связывает. Напротив, решения
принимаемые в порядке постановляющего контроля, обязательно, даже общеобязательно: но если оно объявляет акт соответствующий
конституции, никакие претензии к нему в этом плане больше не принимаются; если же акт объявлен неконституционным, то теряет юридическую
силу. Чаще всего под конституционным контролем понимается именно постановляющий контроль;

г) по обязательности проведения конституционный контроль может быть: обязательным и факультативным. В первом случае акт обязательно
подвергается конституционному контролю, обычно предварительному. Факультативный контроль осуществляется только в случае заявленной
инициативы правомочного субъекта. Наиболее часто конституционный контроль бывает факультативным: проводится по требованию
правомочного органа или должностного лица, любого индивида, у которого возникли сомнения в конституционности акта;

д) по форме конституционный контроль может быть абстрактным и конкретным. Абстрактный контроль означает проверку конституционности
акта или нормы вне связи с каким-либо делом. Предварительный - может быть только абстрактным (но не наоборот). Конкретный контроль
осуществляется только в связи с какими-то, чаще всего судебным делом, при разрешении которого подлежат применению определенными
нормы или акты, оспариваемые с точки зрения конституционности. Он, стало быть,- всегда последующий. Абстрактный контроль имеет
определенные преимущества перед конкретными: позволяет шире взглянуть на проблему соотношений оспариваемого акта с Конституцией,
обеспечивает единство и непротиворечивость контроля и лучше отвечает идее разделения властей. Правда, конкретный контроль создает
лучше возможности для более или менее оперативной защиты прав человека;

е) по своему объему конституционный контроль может быть полным или частичным. Полный контроль охватывает всю систему общественных
отношений, урегулированных конституцией. Частичный же контроль распространяется лишь на определенные их сферы, например на права
человека и гражданина, на федеративные отношения и т.д.;

и) по содержанию конституционный контроль бывает формальным и материальным. При формальном контроле проверяется соблюдение
конституционных условий и требований, относящихся к изданию акта, то есть входило ли издание акта в компетенцию издаваемого органа,
соблюдены ли процедурные требования при этом, в надлежащей ли форме издан акт. Материальный же контроль имеет дело с содержанием
акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституции.
Виды конституционного контроля Они могут классифицироваться по различным основаниям:а) по времени существования конституционный контроль может быть предварительным

Слайд 7Органы конституционного контроля
Различаются несколько основных разновидностей органов конституционного контроля:

а)

обыкновенные суды общей юрисдикции всех инстанций (США, Норвегия. Япония, Мексика),

но
окончательно решение может быть принято только высшей судебной инстанцией (стадия с. процесса);

б) верховный суд (Швейцария, Ирландия, Колумбия);

в) специальные конституционные суды, обособленные от других судебных органов (Италия, Испания,
Австрия);

г) специальные органы несудебной юрисдикции. Например, во Франции и в других странах
конституционность законов проверяются конституционным советом, а конституционность актов
исполнительной власти, если речь идет о превышении своих полномочий - государственным советом,
который возглавляет систему административной юстиции;

д) своеобразный орган конституционного контроля учрежден конституцией исламской Республики
Иран 1979 года, действующий Нине в редакции 1989 года. Таким органом является Попечительный
Совет.

Насколько конституционный контроль находится в центре всей системы контроля за законностью,
настолько конституционное правосудие (или конституционная юстиция) находится в центре системы
органов конституционного контроля. Введение государством в свою правовую систему
конституционно-правовых вопросов специализированным учреждениям, стоящим над обычными
судами, так как решение таких вопросов может оказаться не под силу обычным судам.
Органы конституционного контроля  Различаются несколько основных разновидностей органов конституционного контроля:а) обыкновенные суды общей юрисдикции всех инстанций

Слайд 8Библиография


1. Арутюнян Г.Г. «Конституционный суд в системе государственной власти»
/сравнительный

анализ/, Ереван 1999 г.

2. Боботов С.В. «Конституционная юстиция» Москва, 1994

г.

3. Иванов В.Н. «Конституционное право РМ» Кишинэу, 2000 г.

4. Козлов А.И. «Конституционное право» М, 1997 г.

5. Лукашук И.И. «Конституции государств и международное право» М, 1998 г.

6. Страшун Б.А. «Конституционное право зарубежных стран» М, 1999 г.

7. Чиркин В.Е. «Конституционное право зарубежных стран» М. 1997 г.

8. Конституция РФ.
Библиография 1. Арутюнян Г.Г. «Конституционный суд в системе государственной власти» /сравнительный анализ/, Ереван 1999 г.2. Боботов С.В.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика